Поиск по сайту

Формирование у детей правильной выразительной речи


Авторcтво: Чудиновская Светлана Эдуардовна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 518 Выборгского района, Санкт-Петербург


            Речь человека богатая различными интонационными характеристиками считается выразительной. Просодика - сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.
Интенсивность произнесения - степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа и артикулирования при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных.
Мелодика речи - совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы.
Ритм речи - упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.
Темп речи - скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляционной и слуховой напряженности.
Тембр голоса - окраска, качество звука.
Логическое ударение - интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко.
Работу над мелодикой и темпом речи часто называют работой над выразительностью речи. В основу исследования выразительности речи школьников были положены методики, предложенные И.Ф. Павалаки [30, с.112] и несколько дополненные мною.

                    Обследование темпо-ритмических характеристик речи.

        В эксперименте используются магнитофон и секундомер. Подбираются прозаические и стихотворные тексты, содержание которых соответствуют уровню знаний и интересов детей школьного возраста. Тексты небольшие по объему с четко прослеживаемой основной мыслью.
   1. Определяется присущий ребенку темп речи при выполнении речевых заданий разной сложности:
             а) При пересказе текста, который читал экспериментатор: «Однажды мы с папой ходили в лес. Мы зашли в лес далеко и вдруг увидели лося. Лось был большой, но не страшный. На голове у него были красивые рога».
             б) При чтении стихотворения, выбранного самим ребенком.
             в) При чтении хорошо знакомого стихотворения в соответствии с инструкцией: «Прочти стихотворение, которое ты хорошо знаешь:
Мишка косолапый
По лесу идет,
Шишки собирает,
Песенки поет.
            г) При произнесении фразы, сложной в артикуляторном плане, которой ребенок предварительно обучался: «Мама Милу мылом мыла».
           д) При произнесении хорошо знакомой фразы: «Мишка косолапый по лесу идет».
Все речевые задания записываются на магнитопленке. Подсчитывается количество слогов в секунду. Отмечается, в каком темпе говорил ребенок: в медленном, в нормальном, в быстром.
   Отмечается:
 ребенок свободно читает стихотворение в заданном темпо-ритме;
 ребенок затрудняется самостоятельно читать стихотворение в заданном темпо-ритме;
 невозможность чтения стихотворения в заданном темпо-ритме.
   2. Определяется возможность воспроизведения ритмических рисунков фраз разного стихотворного размера (хорей, дактиль) при:
           а) Воспроизведение ритмического рисунка с одновременным речевым сопровождением и под удары метронома.
           б) Воспроизведение ритмического рисунка с одновременным речевым сопровождением;
           в) Воспроизведение ритмического рисунка с помощью «татакирования»;
           г) Воспроизведении ритмического рисунка без речевого сопровождения;
  Отмечается:
 правильное и самостоятельное воспроизведение ритмического рисунка;
 трудности при самостоятельном воспроизведении;
 невозможность воспроизведения ритмических рисунков.
   3. Оценка ребенком собственного темпа речи.
Определяется возможность оценки ребенком собственного темпа речи при пересказе текста вслед за педагогом.
Определяется возможность оценки ребенком собственного темпа речи при чтении стихотворения «Мишка косолапый».
Отмечается:
 правильная и самостоятельная оценка собственного темпа речи;
 правильная, но с помощью экспериментатора;
 неправильная;
 отказ от оценки.
   4. Обследование мелодико-интонационных характеристик речи.
Определяется способность ребенка к понижению и повышению собственного голоса при произнесении различного речевого материала.
Определяется способность ребенка правильно расставлять логическое ударение при произнесении различного речевого материала:
      а) Экспериментатор читает ребенку фразу без соблюдения логических ударений. Ребенок должен повторить ее, правильно расставив все логические ударения;
      б) При повторении ребенком стихотворного текста вслед за экспериментатором;
      в) При произнесении ребенком знакомого ему стихотворения.
  Отмечается:
 ребенок правильно расставляет логическое ударение в речевом материале любой сложности;
 у ребенка возникают затруднения при расстановке логического ударения;
 невозможность самостоятельного расставления логического ударения.

                         Методический совет по развитию выразительности речи у детей младшего школьного возраста.
           Работа по формированию интонационных характеристик у школьников должна пронизывать всю жизнь детей, должна вестись на всех занятиях, включаться во все режимные моменты. Не должна заканчиваться эта работа даже тогда, когда ребенок уходит домой. Там ее «берут» в свои руки родители, следуя данным педагогом рекомендациям.

                         Работа над речевым дыханием.
           Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучного голоса.
Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция - это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом - словах, затем - на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.
В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.
           Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают «сценки без слов». В это время педагог показывает детям пример спокойной выразительной речи, поэтому на первых порах во время занятий больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Во время этих «представлений» используются только междометия (А! Ах! Ох! и т. д.), звукоподражания, отдельные слова (имена людей, клички животных), позже - короткие предложения. Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные (но ритмические) фразы, когда речь начинает улучшаться. Внимание начинающих артистов постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться. В ходе работы поощряются собственные фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию и т. д.
                        Куклы-бибабо.
   Активная речь ребенка во многом зависит от развития тонких движений пальцев. Упорядоченности и согласованности речевой моторики ребенка способствуют многообразные мелкие движения пальцев руки.
Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать.
Куклы позволяют педагогу незаметно исправлять запинки детей, так как замечание делается не ребенку, а его кукле. Например, «Буратино, ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Вася, научи его говорить спокойно и понятно». И ребенок невольно замедляет темп. Такое опосредованное обращение побуждает детей говорить правильно.

                         Инсценировки.
   Известно, что ребенок, входя в определенный образ, может говорить свободно. Эта способность к перевоплощению, присущая всем людям, а детям в особенности.
Возможность для перевоплощения предоставляется в различных играх-драматизациях. В этих играх отрабатывается навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Затем инсценировки включаются в программу праздничного или заключительного концерта, где дети получают возможность выступать в более сложных условиях. Работая с детьми над инсценировками, педагог не преследует цель обучать их актерскому мастерству. Важно создать на занятиях ненапряженную, радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи. Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно. Любые инсценировки должны разворачиваться в присутствии зрителей. Это вызывает у детей определенную ответственность, желание лучше сыграть свою роль, четко говорить.

                         Сюжетно-ролевые игры.
   Играя, дети уточняют свои представления о действительности, заново переживают события, о которых слышали или в которых участвовали или были их свидетелями, перевоплощаются. Так, например, куклы становятся их детьми, которых надо воспитывать, лечить, водить в школу. С детской наблюдательностью и непосредственностью, изображая мир взрослых, ребенок копирует их слова, интонацию, жесты.

                         Логоритмичекая разминка.
Музыкально-двигательные упражнения помогают корригированию общей моторики, а двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка направляются на координацию движений определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса). Эти упражнения благотворно отражаются на речи ребенка. Музыкальное сопровождение всегда положительно влияет на его эмоциональное состояние и имеет серьезное значение для тренировки и корригирования его общей и речевой моторики. Формы музыкально-ритмических упражнений могут быть разнообразны: отстукивание определенного такта, изменение темпа, характера или просто направления движения в зависимости от темпа или характера музыки, пение, мелодекламация, рассказывание стихотворения в сопровождении соответствующих движений, танцы и пляски, речевые игры и т.д. На этих занятиях используются в основном игровые приемы, которые вызывают большой интерес у детей и активизируют их.

          Произнесение скороговорок с разной интонацией.
Произнесение приветствий-обращений, имен с разными эмоциями (радость, грусть, безразличие) и интонациями (ласково, требовательно, весело и т. п.).
Итак, нами предложено несколько направлений работы с детьми по формированию у них выразительности речи. Важно, что все они осуществляются в игровой форме, а игра, как известно, является ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста.

          Заключение

     Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего. Выразительность речи взаимосвязана с другими компонентами речи: семантическим, синтаксическим, лексическим и морфологическим. Для речи детей младшего школьного возраста характерны особенности развития выразительности их речи, что выражается в изменении всех интонационных характеристик.
     Работа над выразительностью речи занимает важное место, так как является связующим звеном в единой системе речевой деятельности. Формируя этот элемент, мы влияем на другие компоненты речи и на их речь в целом.
Именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи. Лучше всего это происходит в игровой деятельности детей.


Приложение:Урок по теме «Обобщение знаний об имени существительном»



Список литературы:

1. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. -С. – П., изд – во Дом «Литера» – 2003.
2. Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и картинках. - С – ИНФО – БАЛЛАС, Москва – 1996.
3. Лопухина И. Логопедия (550 занимательных упражнений для развития речи) – Москва «Аквариум» – 1995.
4. Лопухина И. Логопедия (речь-ритм-движение) – С.-П., изд -во «Дельта» - 1999.
5. Максакова А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - Москва, «Просвещение» – 1983.
6. Пименов В.А. Театр на ладошках. - Издательство Воронежского государственного университета. - 1998.
7. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. - Москва, «Просвещение» – 1993.




Поделиться: