Поиск по сайту

Внедрение рейтинговой накопительной системы в образовательное пространство основной школы. Практика технологии рейтинговой накопительной системы


Авторcтво: Макарцева Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школы №555 с углубленным изучением английского языка «Белогорье», Санкт-Петербург


Проблема оценки результативности учебной деятельности учащихся - одна из ключевых в педагогике. «Мы учим тому, что оцениваем», - писал Д.Тэйлор. Необходимость поиска новых систем оценивания объясняется тем, что существующая пятибалльная оценка во многом противоречит тенденциям развития современного образования, так как не соответствует образовательным потребностям современного общества. Мне хочется, чтобы мои ученики были успешны в современном обществе, где на первый план выходит умение получать информацию, ее преобразовывать и творчески применять.

С этой цель мною разработана система уроков русского языка с использованием технологической карты оценки образовательных результатов на основе рейтинговой накопительной системы.

Преимущества рейтинговой системы:

  • возможность организовать и поддерживать как работу в классе, так и самостоятельную, систематическую работу учеников в течение всего года;

  • повышение посещаемости и уровня дисциплины на уроках;

  • возможность организации соревнования с «идеальным учеником», соответственно повышение мотивации к учебной деятельности и уровня эмоционального настроя учащихся;

  • акцент на психологические особенности молодежной аудитории;

  • уменьшение стрессовых ситуаций при получении неудовлетворительных оценок (получая 2 балла ученик понимает, что это не та «двойка», которую тебе выставляют на уроках, а это результат работы). Хуже бывает 0 баллов (в случае невыполнения работы);

  • предсказуемость и объективность итоговой отметки;

  • формирование умения оценивать свои результаты;

  • стимулирование творческого отношения к работе.

Итоговая рейтинговая оценка учебной деятельности ученика выражается в процентах и показывает степень освоения им учебного материала, предусмотренного рабочей программой.

Цель РНС – комплексная оценка качества учебной работы обучающихся в процессе обучения.

Главные задачи реализации РНС заключаются в следующем:

  • повышение мотивации обучающихся к освоению образовательных программ путем высокой дифференциации оценки их учебной деятельности;

  •  повышение уровня организации образовательного процесса в целом;

  • осуществление компетентностного подхода к обучению.

Данная система оценки образовательных результатов позволит повысить положительный эмоциональный аспект, стимулировать мотивацию достижений успехов школьников, повысить объективность оценки умений; снять стереотипы при оценивании учебных достижений детей, снизить негативные эмоции учащихся, причиной которых являются неудовлетворительные отметки.

Одним из условий реализации компетентностного подхода к проектированию образовательного процесса является модернизация системы оценивания образовательных результатов.

Вопрос оценивания остается сложной проблемой современной российской школы. По мнению учащихся, одним из наиболее частых нарушений их прав в школе является необъективность оценки. В соответствии с требованиями современного образования, оценивание достижений обучающихся должно стать открытым и прозрачным процессом, в котором участвуют обе стороны: и учитель, и обучающийся. И достойной внимания в этом смысле, на наш взгляд, является инновационная критериально-ориентированная рейтинговая накопительная система.


Приложение: фрагменты урока русского языка для обучающихся 9 класса с использованием рейтинговой накопительной системы оценки образовательных результатов


Поделиться: