Поиск по сайту

О перспективе и эффективности «e-learning» электронного обучения в общеобразовательных школах Республики Казахстан


Авторcтво: Кыстаубаева Айгуль Тулкибаевна, преподаватель географии средней школы имени Асета Бейсеуова с дошкольным мини-центром (Республика Казахстан)


В последние годы в Казахстане, а также во многих других странах мирового сообщества, все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, ко­торая начинает рассматриваться как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации. Ярким свидетельством этого является позиция Казах­стана в области государственной политики в сфере об­разования. В Государственной программе развития об­разования Республики Казахстан на 2011–2020 годы Казахстане самостоятельным разделом представлено электронное обучение, целью, которого является обеспе­чение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и техноло­гиям.

«Википедия» трактует «е-learning» (сокращенное от англ. Electronic Learning) как систему электронного обучения и синоним таких терминов, как электронное об­учение, дистанционное обучение, обучение с применением компьютеров, сетевое обучение, виртуальное обучение, обучение при помощи информационных, электронных технологий. Обсуждая эту тему, одни специалисты де­лают упор на оснащении школы средствами ИКТ, другие говорят о цифровых образовательных ресурсах и их ис­пользовании на уроке, третьи подчеркивают важность развития локальных и глобальных сетей, четвертые вы­деляют подготовку педагогов и освоение ими новых спо­собов учебной работы, пятые считают главным изменения в управлении школой. Нередко мы теряем представление о целом, описывая его отдельные части. В случае с ин­форматизацией образования ситуация осложняется тем, что перед нами не просто система, а стремительно разви­вающийся процесс.

В мировой практике электронное обучение стало не­отъемлемой частью современного образования. Появ­ление персональных компьютеров и доступа в глобальную сеть Интернет привнесло в сферу образования не только новые технические, но и дидактические возможности. Это простота диалогового общения, доступ к гигантским объемам информации и иного другое. Однако исследова­тели западных стран, уже наработавших определенный опыт электронного обучения, бьют тревогу, говоря о том, что ожидания от электронного обучения не оправдались, а развитие электронного обучения на Западе находится в кризисе (Romiszowski, Woodill и др.). Главную причину этого исследователи видят в выборе неправильной стра­тегии, в ставке на развитие инфраструктуры, сетевых тех­нологий, в отсутствии методологических подходов к раз­работке содержания и методов внедрения электронного обучения.

Информатизация школы сегодня — процесс, который тесно связан с изменением содержания, методов и орга­низационных форм работы.

Переход школы из одного состояния в другое, как пра­вило, требует от педагогов специальных усилий, которые должны быть так или иначе организованы: это могут быть разовые мероприятия или целая программа последо­вательно реализуемых работ. В первом случае говорят, что процесс информатизации идет в школе стихийно. Во втором случае речь идет о последовательном преобра­зовании школы.

Программа информатизации — необходимая часть программы развития организации образования. Про­грамма нацелена на развитие организации образования и описывает реальную перспективу формирования ин­формационно-образовательной среды. При ее разработке необходимо опираться на нормативную базу, учитывать имеющиеся ресурсы (кадровые, материально-техниче­ские, финансовые). Главное требование к программе:

реалистичность и ясное описание мероприятий (про­ектов), направленных на внедрение электронного об­учения в организации образования.

В ходе выполнения этапов программы информати­зации необходимо проведение мероприятий направ­ленных на отслеживание текущих изменений и анализа полученных результатов. Другими словами, необходимо систематическое проведение мониторинга и оценки эф­фективности внедрения электронного обучения в данной организации образования.

В настоящее время «мониторинг» рассматривается как постоянное наблюдение за каким‑либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому резуль­тату или исходному положению. А «мониторинг информа­тизации» — это наблюдение, оценка, анализ состояния, прогноз развития и разработка альтернативных вари­антов регулирования информатизации [1].

Мониторинг является регулярной процедурой и должен проводиться несколько раз в течение всего времени реа­лизации программы.

Мониторинг является частью управления про­граммой — одним из инструментов управления про­граммой, обеспечивающим обратную связь в управ­лении, объектом которого является ход выполнения программных мероприятий.

Мониторинг — регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе легко про­водится с помощью электронного журнала. Админи­страция контролирует заполняемость журнала и видит полную картину успеваемости в любых срезах: по классу, по предметам, индивидуально по учителю или ученику. Вместе со скоростью, с которой информация становится доступна, здесь заключено еще одно заметное преимуще­ство для администрации школы: при работе с многими журналами больше не требуется выстраивать порядок работы с разными классами, так как всегда наглядно видно, в какой части журналы уже заполнены, а кроме этого можно контролировать работу учителей в жур­налах разных классов. С помощью электронного жур­нала администрация школы контролирует посещаемость занятий, дозировку домашних заданий. Контролируется работа со слабоуспевающими учащимися, прослежива­ется накопляемость оценок. Ведется контроль за пре­подаванием учебных предметов — выполнение учебной программы, выполнение практической части, своевре­менность выставления оценок за письменные работы (ла­бораторные, контрольные, сочинения и т. д.), объектив­ность выставления оценок за четверть. В журнале виден средний бал ученика и контролировать этот вопрос стало достаточно легко. Ведется контроль календарно-темати­ческих планов.

Ожидания

Процесс перехода на новую систему электронного об­учения ни в коем случае не отменяет сложившуюся тради­ционную классно-урочную систему обучения. Тем более никто не устраняет учителя от образовательного про­цесса. Учитель был и остается главной фигурой в школе. Детям всегда нужные мудрые глаза учителей, их много­значащий взгляд, добрые слова поддержки или строгий тон наказания. Словом, никакая компьютерная про­грамма не заменит учителя. Но, система электронного обучения призвана помочь учителю работать по‑совре­менному, ориентируясь на потребности нового поко­ления. Им — будущим профессионалам 21 века, уже на школьной скамье необходимо набирать опыт дистан­ционного интерактивного взаимодействия.

Предлагаемая система устраняет рутинную работу учи­телей, из‑за которой, кстати, уходят из школы многие мо­лодые учителя. Учитель в традиционной системе должен многое делать собственными руками: искать создавать, рисовать, писать, иллюстрировать, сочинять и даже му­зицировать. Хорошо, если он это умеет делать, тем более профессионально, а если нет? То это уже становится упу­щенными возможностями детей. И это вечная проблема, которая из года в год поднимается на августовских кон­ференциях учителей. В условиях информатизации образо­вания решается именно эта проблема. Все это делают раз­работчики, причем профессионалы своего дела — ученые, дизайнеры, художники, аниматоры, дикторы, звукоопера­торы, программисты и учителя-методисты. Все учителя, которые работают по электронным учебникам или ци­фровым образовательным ресурсам оценили именно эту помощь. И ответы детей подтверждают, что им стано­вится доступнее учебный материал. Главное в работе учи­теля — грамотно их использовать, продумать все педа­гогические установки. Школьники должны осознавать, зачем это они изучают, видеть, как они должны этим ма­териалом владеть.

В Казахстане к 2015 году электронным обучением планируется охватить 50 % организаций образования, а к 2020 году довести этот показатель до 90 %, причем в организациях всех уровней образования. В школах и колледжах рабочие места учителей планируется осна­стить компьютерами современной модификации, муль­тимедийными проекторами и интерактивными досками. Кроме учительских мест, компьютерами будут оснащены библиотеки, кабинеты медицинских работников, учитель­ские комнаты. Новинками станут планшетные компью­теры для школьников. Школьные компьютеры будут под­ключены к Интернету с пропускной способностью от 4 до 10 Мбит / сек.

В заключение хотелось бы отметить, что перспективы развития информатизации образования в Казахстане, определенные Государственной программой и введением электронного обучения как системообразующего мето­дологического подхода в модернизации системы образо­вания, огромны и все более приближаются к междуна­родным стандартам.



Литература:

1.Государственная Программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы.

2. Абдулгалимов, Г. Л., Бакмаев Ш. А., Везиров Т. Г.// Информационные технологии в процессе подготовки со­временного специалиста: Межвузовский сборник. — Липецк: ЛГПУ, 2001. — Вып. 4. — Том 1. — с. 5–14.

3. Сайт виртуального портала E-learning.


Поделиться: