Поиск по сайту

Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с ходьбой на лыжах в детском саду


Авторcтво: Крюкова Марина Васильевна, заведующий, Легостева Светлана Юрьевна, инструктор по физической культуре ГБДОУ детского сада №140 Выборгского района Санкт-Петербурга


Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста

Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста направлено на развитие физических качеств, дальнейшее накапливание и обогащение двигательного опыта, формирование уже осознаваемых потребностей в двигательной активности и физическом совершенствовании.

При этом  следует развивать такие физические качества, как общая выносливость, быстрота, сила, координация, гибкость.  В этом возрасте уделяется внимание осознанному активному, с должным мышечным напряжением выполнению детьми всех видов упражнений (основных движений, общеразвивающих упражнений); развитию способности анализировать (контролировать и оценивать свои движения и движения товарищей); формированию первоначальных представлений и умений в спортивных играх и упражнениях.       

Важным направлением работы является развитие самостоятельности в двигательной деятельности, стимулировании  у детей желания самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками.

Серьезное внимание уделяется  детям ослабленным, имеющим нарушения осанки, отклонения в развитии отдельных систем организма, с целью повышения адаптационного ресурса, необходимого для дальнейшего успешного обучения в школе.  Используются  разнообразные упражнения, содействующие развитию способности свободно ориентироваться в пространстве (помещении, на улице).

В случае наличия существенных различий в показателях физического развития и физической подготовленности, состояния здоровья детей используется индивидуальный и дифференцированный подход в выборе содержания занятий по физической культуре.  Особого внимания заслуживают технологии, предполагающие использование в качестве основного вида физических упражнений подвижные игры, обеспечивающие коррекционное психосоматическое воздействие, повышение адаптационного ресурса организма в целом. Кроме этого, для обеспечения преемственности в начальной школе  уроки физической культуры  включают в себя ходьбу на лыжах с первого класса (в плане реализации нового стандарта в области физической культуры). При организации двигательной деятельности дошкольников особое внимание уделяется  овладению ими разными формами взаимодействия и сотрудничества, организации самостоятельной деятельности, развитию мотивации к занятиям физическими упражнениями; удовлетворению индивидуальных интересов, развитию познавательной, информационной, коммуникативной компетентности; использованию нетрадиционного инвентаря и оборудования.

Высокая чувствительность организма ребенка к чрезмерным физическим и психическим нагрузкам требует проявлять крайнюю осторожность в привлечении детей к планомерным занятиям спортивной направленности, в то же время уделяется  достаточное внимание укреплению мышц кисти и стопы, формированию правильной осанки. Слова из врачебной клятвы «не навреди» являются основными при осуществлении  физического воспитания детей дошкольного возраста.

Лыжи в детском саду

Из истории.  Лыжи в жизни человека

Лыжи на территории нашей страны появились давно. Племена, населявшие север нашей страны, уже в конце третьего и начале второго тысячелетия до нашей эры пользовались лыжами для передвижения по глубокому снегу. Лыжи использовались для охоты, в военных целях, а затем как упражнения, развивающие силу и физические качества человека. Большие изменения претерпела форма лыж от овального обода, до длинных пластиковых скользящих лыж.

 В России издавна и стар и млад, пользовались лыжами для развлечения и отдыха. Дети, подражая взрослым, рано начинали ходить на лыжах. Известный русский педиатр В.В.Гориневский считал, что ходьба на лыжах вполне доступна детям дошкольного возраста, и указывал, что лыжи – прекрасное средство физического развития ребенка.

Ходьба на лыжах упражняет в балансировании тела и быстром беге, требует умения ставить ноги параллельно и сохранять это положение при скольжении, способствует укреплению связок голеностопных суставов и развитию точных и ловких движений, а умеренный холод является прекрасным средством закаливания.

По своей структуре ходьба на лыжах близка обычной ходьбе.

В процессе формирования двигательного навыка большая роль принадлежит органам чувств.  В ходьбе на лыжах важно овладеть ощущением «чувства лыж», «чувства снега».

«Чувства лыж» в начале  обучения определяется ребенком как непривычная тяжесть на ногах, тормозящее свободное передвижение вперед.

«Чувство снега» характеризуется способностью определения состояния скользящей поверхности. Опыт показывает, что дети с первых же шагов на лыжах довольно четко определяют характер снежной поверхности: неровности, впадины, качество снега.

Большую роль в формировании навыка передвижения на лыжах играет вестибулярный аппарат, в ведение которого находится способность удерживать тело в состоянии равновесия.

Подготовка организма ребенка к ходьбе на лыжах

Прежде чем говорить с детьми о прогулках на лыжах, с сентября месяца и до первого снега разработан план игр на прогулке.

Обучение детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах начинается с подготовительного периода на прогулке в сентябре, октябре, ноябре:

Игры на ловкость

Игры на смелость

Игры на координацию движения

Не урони

Через препятствие

Скандинавская  ходьба с палками

Пройди под воротцами

Самокат

Ходьба и бег с кружением

Рукоход

Пробеги и не задень

 

 

Ролики

 

 

Правила игр указаны в картотеке.

На физкультурных занятиях особое внимание следует  уделять:

укреплению мышц стопы (ходьба на носках, вращение кольца ногами);

тренировке вестибулярного аппарата (поворот, наклоны, прыжки на скакалке). В подготовительный период  дети знакомятся с лыжами,  креплениями, палками.

Оздоровительное и воспитательное значение лыжных занятий

Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка. Движения на свежем воздухе обеспечивает интенсивную работу сердца и легких. Обучение детей ходьбе на лыжах положительно влияет на формирование свода стопы и укреплению мышечной группы спины.

Благодаря регулярным занятиям на лыжах уменьшаются и простудные заболевания.

Лыжные занятия воспитывают морально - волевые качества: развивают смелость, настойчивость, формируют выдержку и дисциплинированность,

воспитывают чувство дружбы коллективизма.

Большую воспитывающую силу  имеет трудовое воспитание – забота о сохранности лыжного инвентаря (принести ботинки на просушку почистить лыжи и т.д.).

Одна из основных задач знакомства детей с лыжами заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть чувство страха, неуверенность в себе.

При системном обучении дети успешно осваивают способы ходьбы на лыжах.

Условия обучения ходьбе на лыжах

Лучшее время проведения занятий по ходьбе на лыжах 10-12 часов дня (на прогулке). Занятия проводятся с подгруппой детей два раза в неделю.

Продолжительность занятий зависит от возраста детей и степени овладения ими двигательными навыками передвижения на лыжах(25-35 минут).

Занятия проходят на учебной лыжне, инструктор находится в середине круга.

При подготовке и подправке  лыжни необходимо привлекать родителей.

Лыжное оборудование

Особое внимание следует уделить лыжным креплениям (показать название и марку креплений). Определить с детьми место хранения лыж и ботинок.

Для занятий рекомендуются утепленные куртки и вязаные шапки. Рукавицы на резинках, вместо шарфа свитер с горлом или манишка.

При определении размера лыж используют простой способ: верхний конец лыжи, поставленной у ноги лыжника, должен быть не выше основания ладони вытянутой вверх руки. Лыжные палки подбираются по росту: палки поставить на пол рядом с ребенком,  они не должны доходить до уровня плеча на 3-5 см.

Методы и приемы формирования двигательных навыков ходьбы на лыжах

Наглядный – показ физических упражнений, слуховые, зрительные ориентиры (флажки, палки, бубен).

Словесный - описание движений, объяснение, рассказ, беседа, указание, команда.

Практический – повторение движений, применение элементов соревнования.

Опыт показал, что показ движения следует проводить непосредственно перед его выполнением, так как ребенок не может надолго удержать в памяти систему движений.

Для повышения интереса к процессу обучения хорошо использовать небольшой эмоциональный рассказ: «Вышла лисичка на полянку и весело зашагала по дорожке (дети идут ступающим шагом за инструктором). Вдруг лисичка увидела охотника и стала убегать от него (инструктор с детьми идет широким скользящим шагом). Быстро бежала лисичка. Охотник не поймал. Прибежала лисичка к своему домику (скользят на лыжах под воротца, сделанные из лыжных палок). Крепко закрыла лисичка дверь (дети сгибают ноги в коленях и быстро выпрямляются)».

Большая роль отводится инструктору, он должен красиво и правильно показать движение.

                                                                                                                                                            Профилактика травматизма

При проведении занятий на лыжах особенно важно помнить о профилактике травматизма. Причины травматизма: отсутствие последовательности во время обучения, быстрый переход от простых упражнений к сложным, недостаточная общая физическая подготовленность ребенка, индивидуальные особенности ребенка (утомляемость, пониженная работоспособность, ослабленное внимание, дисциплина).

Прежде чем проводить занятия на лыжах, надо тщательно выбрать место для лыжни и спуска со склона: место должно быть ровным, без камней, выбоин, канав, кустов, вдали от обрывов, мест проезда транспорта, лыжня не должна быть обледенелой.

Большое внимание требует организация детей на занятиях: организованный приход и уход, спуск и подъем через определенные интервалы (один поднимается, другой спускается), лыжные палки давать ребенку  овладевшему навыком ходьбы на лыжах без палок.

Немаловажное значение в профилактике травматизма имеет одежда и обувь: лыжный костюм должен отвечать метеорологическим условиям, обувь не должна быть тесной (потертости, обморожение), после болезни ребенок допускается к занятиям по разрешению врача.

Комплексно-тематическое планирование обучения детей ходьбе на лыжах

Наиболее эффективной формой обучения детей ходьбе на лыжах являются организованные занятия с инструктором по подгруппам на прогулке. Каждое занятие проводится с учетом физической подготовленности ребенка. Занятия состоят из трех частей: вводная, основная, заключительная.

Вводная часть.                                                                                                                    Цель: подготовка организма к предстоящей физической нагрузке  - разминка. Основная часть.                                                                                                                     Цель: обучение детей элементам техники передвижения на лыжах, развивать ловкость, решительность, смелость.

Заключительная часть

Цель: постепенное снижение нагрузки, подведение итогов, организованный переход к новым видам деятельности.

Д е к а б р ь.

Занятия 1 – 2. Длительность 20 – 25 мин.

Задачи: Учить детей находить свои лыжи, брать их и переносить к месту занятия. Учить раскладывать лыжи на снегу и снимать их. Учить уверенно стоять на лыжах. Дать попытку сделать несколько шагов на лыжах. Учить падать и вставать на лыжи.

Ход занятия:  стоя на лыжах в шеренгу лицом к инструктору предложить поднять поочередно правую и левую ногу с лыжей. Подвигать вперед и назад одной, потом другой ногой (лыжи скользят). Игровые упражнения: «Иди ко мне», «Ножками топ-топ» «Пружинки». В конце занятия снять лыжи походить и побегать.

Занятия 3 – 4.  Длительность 30 мин.

Задачи: Закреплять умение находить свои лыжи, брать их и переносить к месту занятия. Закреплять умение раскладывать лыжи на снегу и снимать их.

Ход занятия: пробежка до флажка и обратно, закрепить лыжи. Игровые упражнения: «Где же наши ручки, ножки?», «Лошадки», «Петушки машут крыльями».

Занятие 5 – 6.  Длительность 35 – 40 мин.

Задачи: Закреплять умение находить свои лыжи, брать их и переносить к месту занятия. Закреплять умение раскладывать лыжи на снегу и снимать их.

Ход занятия: пробежка до флажка и обратно, закрепить лыжи. Игровые упражнения: «Где же наши ручки, ножки?»,«Лошадки», «Петушки машут крыльями».

Я н в а р ь.

Занятия 7 – 8.  Длительность 25 – 30 мин.

Задачи: Закреплять умение раскладывать лыжи на снегу и снимать их.

Закреплять умение падать и вставать на лыжи.

Ход занятия: Занятие начинается  с упражнений на лыжах: «петушки машут крыльями», «пружинки». Показать детям правильную позу лыжника, обратить внимание на перекрестную работу рук и ног при ходьбе на лыжах.

Занятия 9 – 10.  Длительность 30 мин.

Задачи: Учить раскладывать лыжи на снегу и снимать их. Учить уверенно стоять на лыжах. Дать попытку сделать несколько шагов на лыжах. Учить падать и  вставать на лыжи.

Ход занятия:  стоя на лыжах в шеренгу лицом к инструктору предложить поднять поочередно правую и левую ногу с лыжей. Подвигаться  вперед и назад одной, потом другой ногой (лыжи скользят). Игровые упражнения: «Иди ко мне», «Ножками топ-топ» «Пружинки». В конце занятия снять лыжи походить и побегать по утоптанному снегу.

Занятие 11 – 12.  Длительность 35 – 40 мин.

Задачи: Учить детей ходьбе на лыжах с палками.  Показать, как разъединить палки и лыжи и положить их на снег.

Ход занятия: инструктор объясняет, что с палками можно передвигаться значительно быстрее. Они помогают отталкиваться. Показать, как  надевать петлю на руку и держать палку горизонтально. Для безопасности детям необходимо передвигаться по лыжне на расстоянии 4-5 шагов друг от друга.

Физическая культура: формирование у дошкольников интереса и любви к спорту, к физическим упражнениям, формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности, формирование сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

Здоровье: Ходьба на лыжах оказывает влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка. Она вовлекает в работу почти все мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ в организме, усиливает функциональную деятельность внутренних органов, развивает мышечную чувствительность.

Социализация: формирование умения согласовывать свои действия с действиями партнеров. Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычки сообща заниматься.

Труд: развивать умение доводить начатое до конца. Побуждать и поощрять за подготовку и уборку  лыж, палок.

Коммуникация: развитие свободного  общения с взрослыми и детьми, задавать вопросы, если это необходимо.

Ф е в р а л ь.

Лыжные прогулки: По мере овладения детьми навыком ходьбы на лыжах можно проводить лыжные прогулки. Большую помощь в этом могут оказать родители. Лыжня прокладывается по слабо пересеченной местности с небольшим склоном. В первый выезд  на прогулку  не следует проводить с детьми какие-либо специальные игры на лыжах. В дальнейшем включать в  лыжную прогулку игры на лыжах.

Игры на лыжах: «Карусель в лесу», «Кто быстрее», «Догони». Дети сами могут придумать игры.

М а р т.

Праздник «Проводы зимы» - соревнования для детей старшей и подготовительной групп. Состязания состоят из упражнений, включенных в программу  развития и воспитания в детском саду.

Цель: Формировать у дошкольников интерес к занятиям физической культурой.

Задачи:  Пропагандировать здоровый образ жизни. Воспитывать у детей желание кататься на лыжах.

Место и время проведения: Стадион детского сада – лыжня. Время: 11.00

Условия и порядок награждения: Награждение проводится по окончании праздника.

Сценарный план соревнований: Дети на лыжах делают разминку (3 круга по 30м. в свободном темпе). Делятся на пары,  встают на стартовую линию (палки остаются на старте). Бегут на скорость 50 метров. Победитель забега из одной пары, соревнуется с победителем, из другой пары.

 

Список литературы.

 

- Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. и др.  Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – СПб, ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

- Грядкина Т.С. Образовательная область «Физическая культура». – СПб, ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

- Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб, ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

- Голощёкина М.П. Лыжи в детском саду. – М., «Просвещение», 1997.

- Геллер Е.М., Когут Л.П. На коньках, салазках, лыжах.  Минск, «Народная асвета», 1967.

- Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры  в детском саду. М., «Просвещение», 1984.

- Каминский О.А., Филиппова С.О..Планирование по физической культуре дошкольников. СПб. Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2000.

Приложение:

 Презентация «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с техникой ходьбы на лыжах».


Поделиться: