Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с ходьбой на лыжах в детском саду
Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста
Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста направлено на развитие физических качеств, дальнейшее накапливание и обогащение двигательного опыта, формирование уже осознаваемых потребностей в двигательной активности и физическом совершенствовании.
При этом следует развивать такие физические качества, как общая выносливость, быстрота, сила, координация, гибкость. В этом возрасте уделяется внимание осознанному активному, с должным мышечным напряжением выполнению детьми всех видов упражнений (основных движений, общеразвивающих упражнений); развитию способности анализировать (контролировать и оценивать свои движения и движения товарищей); формированию первоначальных представлений и умений в спортивных играх и упражнениях.
Важным направлением работы является развитие самостоятельности в двигательной деятельности, стимулировании у детей желания самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками.
Серьезное внимание уделяется детям ослабленным, имеющим нарушения осанки, отклонения в развитии отдельных систем организма, с целью повышения адаптационного ресурса, необходимого для дальнейшего успешного обучения в школе. Используются разнообразные упражнения, содействующие развитию способности свободно ориентироваться в пространстве (помещении, на улице).
В случае наличия существенных различий в показателях физического развития и физической подготовленности, состояния здоровья детей используется индивидуальный и дифференцированный подход в выборе содержания занятий по физической культуре. Особого внимания заслуживают технологии, предполагающие использование в качестве основного вида физических упражнений подвижные игры, обеспечивающие коррекционное психосоматическое воздействие, повышение адаптационного ресурса организма в целом. Кроме этого, для обеспечения преемственности в начальной школе уроки физической культуры включают в себя ходьбу на лыжах с первого класса (в плане реализации нового стандарта в области физической культуры). При организации двигательной деятельности дошкольников особое внимание уделяется овладению ими разными формами взаимодействия и сотрудничества, организации самостоятельной деятельности, развитию мотивации к занятиям физическими упражнениями; удовлетворению индивидуальных интересов, развитию познавательной, информационной, коммуникативной компетентности; использованию нетрадиционного инвентаря и оборудования.
Высокая чувствительность организма ребенка к чрезмерным физическим и психическим нагрузкам требует проявлять крайнюю осторожность в привлечении детей к планомерным занятиям спортивной направленности, в то же время уделяется достаточное внимание укреплению мышц кисти и стопы, формированию правильной осанки. Слова из врачебной клятвы «не навреди» являются основными при осуществлении физического воспитания детей дошкольного возраста. Лыжи в детском саду Из истории. Лыжи в жизни человека Лыжи на территории нашей страны появились давно. Племена, населявшие север нашей страны, уже в конце третьего и начале второго тысячелетия до нашей эры пользовались лыжами для передвижения по глубокому снегу. Лыжи использовались для охоты, в военных целях, а затем как упражнения, развивающие силу и физические качества человека. Большие изменения претерпела форма лыж от овального обода, до длинных пластиковых скользящих лыж.
В России издавна и стар и млад, пользовались лыжами для развлечения и отдыха. Дети, подражая взрослым, рано начинали ходить на лыжах. Известный русский педиатр В.В.Гориневский считал, что ходьба на лыжах вполне доступна детям дошкольного возраста, и указывал, что лыжи – прекрасное средство физического развития ребенка.
Ходьба на лыжах упражняет в балансировании тела и быстром беге, требует умения ставить ноги параллельно и сохранять это положение при скольжении, способствует укреплению связок голеностопных суставов и развитию точных и ловких движений, а умеренный холод является прекрасным средством закаливания.
По своей структуре ходьба на лыжах близка обычной ходьбе.
В процессе формирования двигательного навыка большая роль принадлежит органам чувств. В ходьбе на лыжах важно овладеть ощущением «чувства лыж», «чувства снега».
«Чувства лыж» в начале обучения определяется ребенком как непривычная тяжесть на ногах, тормозящее свободное передвижение вперед.
«Чувство снега» характеризуется способностью определения состояния скользящей поверхности. Опыт показывает, что дети с первых же шагов на лыжах довольно четко определяют характер снежной поверхности: неровности, впадины, качество снега.
Большую роль в формировании навыка передвижения на лыжах играет вестибулярный аппарат, в ведение которого находится способность удерживать тело в состоянии равновесия. Подготовка организма ребенка к ходьбе на лыжах Прежде чем говорить с детьми о прогулках на лыжах, с сентября месяца и до первого снега разработан план игр на прогулке.
Обучение детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах начинается с подготовительного периода на прогулке в сентябре, октябре, ноябре:
Правила игр указаны в картотеке.
На физкультурных занятиях особое внимание следует уделять:
укреплению мышц стопы (ходьба на носках, вращение кольца ногами);
тренировке вестибулярного аппарата (поворот, наклоны, прыжки на скакалке). В подготовительный период дети знакомятся с лыжами, креплениями, палками. Оздоровительное и воспитательное значение лыжных занятий Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка. Движения на свежем воздухе обеспечивает интенсивную работу сердца и легких. Обучение детей ходьбе на лыжах положительно влияет на формирование свода стопы и укреплению мышечной группы спины.
Благодаря регулярным занятиям на лыжах уменьшаются и простудные заболевания.
Лыжные занятия воспитывают морально - волевые качества: развивают смелость, настойчивость, формируют выдержку и дисциплинированность,
воспитывают чувство дружбы коллективизма.
Большую воспитывающую силу имеет трудовое воспитание – забота о сохранности лыжного инвентаря (принести ботинки на просушку почистить лыжи и т.д.).
Одна из основных задач знакомства детей с лыжами заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть чувство страха, неуверенность в себе.
При системном обучении дети успешно осваивают способы ходьбы на лыжах. Условия обучения ходьбе на лыжах Лучшее время проведения занятий по ходьбе на лыжах 10-12 часов дня (на прогулке). Занятия проводятся с подгруппой детей два раза в неделю.
Продолжительность занятий зависит от возраста детей и степени овладения ими двигательными навыками передвижения на лыжах(25-35 минут).
Занятия проходят на учебной лыжне, инструктор находится в середине круга.
При подготовке и подправке лыжни необходимо привлекать родителей. Лыжное оборудование Особое внимание следует уделить лыжным креплениям (показать название и марку креплений). Определить с детьми место хранения лыж и ботинок.
Для занятий рекомендуются утепленные куртки и вязаные шапки. Рукавицы на резинках, вместо шарфа свитер с горлом или манишка.
При определении размера лыж используют простой способ: верхний конец лыжи, поставленной у ноги лыжника, должен быть не выше основания ладони вытянутой вверх руки. Лыжные палки подбираются по росту: палки поставить на пол рядом с ребенком, они не должны доходить до уровня плеча на 3-5 см. Методы и приемы формирования двигательных навыков ходьбы на лыжах
Наглядный – показ физических упражнений, слуховые, зрительные ориентиры (флажки, палки, бубен).
Словесный - описание движений, объяснение, рассказ, беседа, указание, команда.
Практический – повторение движений, применение элементов соревнования.
Опыт показал, что показ движения следует проводить непосредственно перед его выполнением, так как ребенок не может надолго удержать в памяти систему движений.
Для повышения интереса к процессу обучения хорошо использовать небольшой эмоциональный рассказ: «Вышла лисичка на полянку и весело зашагала по дорожке (дети идут ступающим шагом за инструктором). Вдруг лисичка увидела охотника и стала убегать от него (инструктор с детьми идет широким скользящим шагом). Быстро бежала лисичка. Охотник не поймал. Прибежала лисичка к своему домику (скользят на лыжах под воротца, сделанные из лыжных палок). Крепко закрыла лисичка дверь (дети сгибают ноги в коленях и быстро выпрямляются)».
Большая роль отводится инструктору, он должен красиво и правильно показать движение. Профилактика травматизмаПри проведении занятий на лыжах особенно важно помнить о профилактике травматизма. Причины травматизма: отсутствие последовательности во время обучения, быстрый переход от простых упражнений к сложным, недостаточная общая физическая подготовленность ребенка, индивидуальные особенности ребенка (утомляемость, пониженная работоспособность, ослабленное внимание, дисциплина).
Прежде чем проводить занятия на лыжах, надо тщательно выбрать место для лыжни и спуска со склона: место должно быть ровным, без камней, выбоин, канав, кустов, вдали от обрывов, мест проезда транспорта, лыжня не должна быть обледенелой.
Большое внимание требует организация детей на занятиях: организованный приход и уход, спуск и подъем через определенные интервалы (один поднимается, другой спускается), лыжные палки давать ребенку овладевшему навыком ходьбы на лыжах без палок.
Немаловажное значение в профилактике травматизма имеет одежда и обувь: лыжный костюм должен отвечать метеорологическим условиям, обувь не должна быть тесной (потертости, обморожение), после болезни ребенок допускается к занятиям по разрешению врача. Комплексно-тематическое планирование обучения детей ходьбе на лыжах Наиболее эффективной формой обучения детей ходьбе на лыжах являются организованные занятия с инструктором по подгруппам на прогулке. Каждое занятие проводится с учетом физической подготовленности ребенка. Занятия состоят из трех частей: вводная, основная, заключительная. Вводная часть. Цель: подготовка организма к предстоящей физической нагрузке - разминка. Основная часть. Цель: обучение детей элементам техники передвижения на лыжах, развивать ловкость, решительность, смелость. Заключительная часть Цель: постепенное снижение нагрузки, подведение итогов, организованный переход к новым видам деятельности. Д е к а б р ь. Занятия 1 – 2. Длительность 20 – 25 мин. Задачи: Учить детей находить свои лыжи, брать их и переносить к месту занятия. Учить раскладывать лыжи на снегу и снимать их. Учить уверенно стоять на лыжах. Дать попытку сделать несколько шагов на лыжах. Учить падать и вставать на лыжи. Ход занятия: стоя на лыжах в шеренгу лицом к инструктору предложить поднять поочередно правую и левую ногу с лыжей. Подвигать вперед и назад одной, потом другой ногой (лыжи скользят). Игровые упражнения: «Иди ко мне», «Ножками топ-топ» «Пружинки». В конце занятия снять лыжи походить и побегать. Занятия 3 – 4. Длительность 30 мин. Задачи: Закреплять умение находить свои лыжи, брать их и переносить к месту занятия. Закреплять умение раскладывать лыжи на снегу и снимать их. Ход занятия: пробежка до флажка и обратно, закрепить лыжи. Игровые упражнения: «Где же наши ручки, ножки?», «Лошадки», «Петушки машут крыльями». Занятие 5 – 6. Длительность 35 – 40 мин. Задачи: Закреплять умение находить свои лыжи, брать их и переносить к месту занятия. Закреплять умение раскладывать лыжи на снегу и снимать их. Ход занятия: пробежка до флажка и обратно, закрепить лыжи. Игровые упражнения: «Где же наши ручки, ножки?»,«Лошадки», «Петушки машут крыльями». Я н в а р ь. Занятия 7 – 8. Длительность 25 – 30 мин. Задачи: Закреплять умение раскладывать лыжи на снегу и снимать их. Закреплять умение падать и вставать на лыжи. Ход занятия: Занятие начинается с упражнений на лыжах: «петушки машут крыльями», «пружинки». Показать детям правильную позу лыжника, обратить внимание на перекрестную работу рук и ног при ходьбе на лыжах. Занятия 9 – 10. Длительность 30 мин. Задачи: Учить раскладывать лыжи на снегу и снимать их. Учить уверенно стоять на лыжах. Дать попытку сделать несколько шагов на лыжах. Учить падать и вставать на лыжи. Ход занятия: стоя на лыжах в шеренгу лицом к инструктору предложить поднять поочередно правую и левую ногу с лыжей. Подвигаться вперед и назад одной, потом другой ногой (лыжи скользят). Игровые упражнения: «Иди ко мне», «Ножками топ-топ» «Пружинки». В конце занятия снять лыжи походить и побегать по утоптанному снегу. Занятие 11 – 12. Длительность 35 – 40 мин. Задачи: Учить детей ходьбе на лыжах с палками. Показать, как разъединить палки и лыжи и положить их на снег. Ход занятия: инструктор объясняет, что с палками можно передвигаться значительно быстрее. Они помогают отталкиваться. Показать, как надевать петлю на руку и держать палку горизонтально. Для безопасности детям необходимо передвигаться по лыжне на расстоянии 4-5 шагов друг от друга. Физическая культура: формирование у дошкольников интереса и любви к спорту, к физическим упражнениям, формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности, формирование сохранять правильную осанку в различных видах деятельности. Здоровье: Ходьба на лыжах оказывает влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка. Она вовлекает в работу почти все мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ в организме, усиливает функциональную деятельность внутренних органов, развивает мышечную чувствительность. Социализация: формирование умения согласовывать свои действия с действиями партнеров. Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычки сообща заниматься. Труд: развивать умение доводить начатое до конца. Побуждать и поощрять за подготовку и уборку лыж, палок. Коммуникация: развитие свободного общения с взрослыми и детьми, задавать вопросы, если это необходимо. Ф е в р а л ь. Лыжные прогулки: По мере овладения детьми навыком ходьбы на лыжах можно проводить лыжные прогулки. Большую помощь в этом могут оказать родители. Лыжня прокладывается по слабо пересеченной местности с небольшим склоном. В первый выезд на прогулку не следует проводить с детьми какие-либо специальные игры на лыжах. В дальнейшем включать в лыжную прогулку игры на лыжах. Игры на лыжах: «Карусель в лесу», «Кто быстрее», «Догони». Дети сами могут придумать игры. М а р т. Праздник «Проводы зимы» - соревнования для детей старшей и подготовительной групп. Состязания состоят из упражнений, включенных в программу развития и воспитания в детском саду. Цель: Формировать у дошкольников интерес к занятиям физической культурой. Задачи: Пропагандировать здоровый образ жизни. Воспитывать у детей желание кататься на лыжах. Место и время проведения: Стадион детского сада – лыжня. Время: 11.00 Условия и порядок награждения: Награждение проводится по окончании праздника. Сценарный план соревнований: Дети на лыжах делают разминку (3 круга по 30м. в свободном темпе). Делятся на пары, встают на стартовую линию (палки остаются на старте). Бегут на скорость 50 метров. Победитель забега из одной пары, соревнуется с победителем, из другой пары.
Список литературы.
- Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. и др. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – СПб, ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - Грядкина Т.С. Образовательная область «Физическая культура». – СПб, ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. - Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб, ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. - Голощёкина М.П. Лыжи в детском саду. – М., «Просвещение», 1997. - Геллер Е.М., Когут Л.П. На коньках, салазках, лыжах. Минск, «Народная асвета», 1967. - Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. М., «Просвещение», 1984. - Каминский О.А., Филиппова С.О..Планирование по физической культуре дошкольников. СПб. Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. Приложение: Презентация «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с техникой ходьбы на лыжах». Поделиться: |