Авторcтво: Бельцева Наталия Николаевна, директор лицея, к.п.н., член-корреспондент МАНЕБ, Кузьмина Светлана Анатольевна, заместитель директора по НМР лицея № 623 им. И.П.Павлова, к.п.н., доцент биохимии, Выборгский район Санкт-Петербурга |
Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Основным направлением стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга в 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020» является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Одно из таких направлений - «ЗДОРОВЬЕ В ШКОЛЕ»: переход от принципа желаемого «сохранения здоровья в школе» к принципу необходимого и обязательного «сохранения здоровья в школе», формирование философии «здоровая школа – в здоровье каждого».
Стратегическим приоритетом является создание в петербургской Школе условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся и педагогов, формированию здорового образа жизни.
Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей № 623 начал свою работу в области создания здоровьесберегающей среды школьников с 1997 г. В 2007 г. в лицее была создана Служба здоровья. Актуальность и значимость создания Службы здоровья мы видим в том, что здоровьесбережение школьника – это условие успешности и качества его образовательных результатов. Гармония физического, психо-эмоционального и духовно-нравственного как составляющих здоровья ученика позитивно влияет на его познавательную деятельность, снижает порог утомляемости и повышает мотивацию к обучению. В настоящее время Службой здоровья руководит заместитель директора по научно-методической работе к.п.н. Кузьмина Светлана Анатольевна.
В лицее функционирует медицинский кабинет, в рамках работы которого осуществляется медосмотр учеников, профилактические прививки, контролируется горячее сбалансированное здоровое питание, режим проветривания классов, санитарно-гигиеническое состояние школы. В зубоврачебном кабинете «Семейный стоматолог» ежегодно проходит профилактический осмотр каждый учащийся лицея.
В лицее работает психолог, который проводит исследования психологического климата в классах; выявляет детей, нуждающихся в срочной психологической помощи; ведет сбор и изучение материала по определению эмоционального состояния и социального статуса детей (агрессивность, тревожность, самооценка); проводит психологическое консультирования детей и их родителей. Логопед диагностирует устную и письменную речь учащихся и проводит занятия по их коррекции.
На данном этапе в лицее разработаны и реализуются целевые программы «Комплексный подход к решению проблем здоровья школьников» и «Формирование ценности здорового образа жизни всех участников образовательного процесса в концепции реализации ФГОС», включающие направления и проекты, связанные с системным видением аспектов здоровья, здоровьесбережения и здоровьесозидания в условиях образовательного учреждения.
- «Здоровьесберегающий потенциал ФГОС - здоровьесберегающие аспекты в стандарте 2-го поколения» (руководитель проекта Чернышова Анастасия Олеговна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе). В связи с введением в учебный процесс новых образовательных стандартов особое внимание уделяется укреплению здоровья младших школьников. На классных часах учителя проводят беседы о здоровом образе жизни, о правилах поведения в окружающей среде. Начальная школа активно сотрудничает с центром психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района, специалисты которого оказывают значимую помощь преподавателям. Дети посещают кружки и секции. В классах начальной школы установлены ионизаторы, проводятся физминутки, упражнения для глаз и осанки, динамические перемены. В лицее проводятся Уроки здоровья на тренажёрах оздоровительной дыхательной гимнастики с использованием метода биологической обратной связи (БОС).
- «Допрофессиональная подготовка школьников - начальное образование медицинской направленности в условиях школы как компонент профильного обучения и формирования здорового образа жизни учащегося» (руководитель проекта Милицкая Алла Юрьевна).
Предпрофильная подготовка дает основу социального здоровья - определенного уровня психического и личностного развития, позволяющего успешно реализовывать стремление индивида занять определенное место в обществе. Специально оборудованный, технически оснащенный кабинет сестринского дела дает возможность получить допрофессиональную подготовку, обучить лицеистов первой медицинской помощи на уроках «Сестринского дела» и «Доврачебной помощи».
- «Саногенетический мониторинг - как условие разработки персональных оздоровительных программ для повышения здоровья школьников» (руководитель проекта к.м.н. Рубинский А.В.). Два раза в год в лицее проводится «Саногенетический мониторинг учащихся 2,3,4 классов, с помощью которого оценивается функциональный резерв основных адаптационных систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и опорно-двигательной. Для этого в лицее используют 4 прибора: спироартериокардиоритмограф - для измерения электрокардиограммы, чистоты сердечных сокращений, артериального давления, фазы дыхания; устройство экспрессоценки психомоторной активности человека по двигательным тестам; топограф оптический деформации позвоночника; лазерный корреляционный спектрометр для биологических жидкостей для исследования ротоглоточного смыва для оценки состояния обмена веществ.
- «Физическое здоровье школьников – традиции и инновации» (руководитель проекта Куприянова Надежда Павловна, методист ГБУ ИМЦ). На занятиях физической культурой и спортом формируются нравственные и физические качества, укрепляется здоровье и воля. Привлекая учащихся к заранее спланированным мероприятиям, учителя создают благоприятные условия для самореализации учащихся, для демонстрации своих достижений по работе над собой. Спортивные мероприятия, игры, походы, соревнования нацелены на демонстрацию степени участия детей в здоровом образе жизни. Учителя физической культуры проводят мониторинг физической готовности школьников, на основании которого составляют индивидуальные и групповые урочные и внеурочные задания.
- «Духовно-нравственное воспитание школьников – фактор становления духовного развития учащихся» (руководитель проекта Калинкина Наталья Борисовна, заместитель директора по воспитательной работе). В основу проекта заложена идея милосердия как сочетание позитивного взаимопонимания, душевного равновесия и духовно-нравственного здоровья человека. В лицее создан музей «Подвиг милосердия» (руководитель Лыкова Евгения Михайловна), главной целью работы которого является воспитание таких необходимых будущему медику и человеку нравственных качеств, как милосердие, сострадание, любовь к ближнему.
В лицее открыта комната-музей великого физиолога И.П.Павлова и его семьи. Музей сотрудничает с международным, российским, городским, районным комитетами Общества Красного креста. Ребята нашего лицея состоят в Георгиевской дружине – уникальном общественном юношеском патриотическом движении, цель которого - возрождение России. Учителями проводятся уроки верности, любви, патриотизма.
- «Экологическая грамотность - залог безопасности школьников» (руководитель проекта Гуляева Елена Викторовна, заведующая кафедрой естественнонаучных дисциплин). Учителя естественных наук нашего лицея вместе с учениками активно включились в работу по защите и сохранению уникальных природных объектов Санкт-Петербурга. Лицеисты участвуют в международных проектах Водоканала, в городских и районных экологических акциях. На уроках ОБЖ ученики узнают как вести себя в повседневной жизни и в экстремальных ситуациях, чтобы сохранить своё здоровье и здоровье окружающих.
С целью обучения коллектива по исследовательской проблематике в лицее поводятся педсоветы, семинары учителей, например, «Здоровьесберегающие технологии обучения школьников», научно-практические конференции, заседания кафедр, открытые уроки.
В лицее имеется материально-технической база, необходимая для реализации программ: два спортивных зала, стадион, библиотека, два компьютерных класса, лингафонный кабинет, медицинское оборудование, медицинский кабинет; зал хореографии, тренажерный зал, ионизаторы, гравийная дорожка, кабинет БОС, кабинет психолога, кабинет стоматолога, кабинет массажа, столовая, кабинет лечебной физкультуры, информационная «Бегущая строка», настольные игры, комплекс «АКДО». Продолжается оснащение кабинетов интерактивными досками, мультимедийными проектами, компьютерами.
Лицей сотрудничает со многими заинтересованными организациями: ГБОУ ЦПМСС Выборгского района, Консультационно-диагностический центр для подростков, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, РГПУ им. А.И. Герцена, Международный Комитет Общества Красного Креста, ГБОУ ДОД ДДТ «Современник» Выборгского района Санкт-Петербурга, ГБОУ ДОД ДДТ «Союз» Выборгского района Санкт –Петербурга, ГБОУ ДОД ДДТ «Олимп» Выборгского района Санкт-Петербурга, ГБОУ ДОД ДДТ «Юность» Выборгского района Санкт-Петербурга, ГБОУ ДППО центр повышения квалификации специалистов Выборгского района Санкт-Петербурга "Информационно-методический центр", Клиническая больница №122 им. Л.Г.Соколова, Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия, Государственная медицинская академия им. И.И.Мечникова
Большинство идей реализовано, но у нас много перспективных планов в области здоровьесбережения, для воплощения которых в лицее созданы все условия: подобран высокопрофессиональный творческий коллектив, учатся талантливые дети, нам помогают неравнодушные родители, ведется тесное сотрудничество с учеными и медиками Санкт-Петербурга, и во всех начинаниях нас поддерживает районная администрация.
Поделиться: