Поиск по сайту

Эколого-образовательный проект «Люблю берёзку русскую»


Авторcтво: Чернышева Наталья Фёдоровна, воспитатель, Макарова Ольга Михайловна, воспитатель



Основная идея:  экологическое образование ребёнка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день и вот таким природным объектом для нашей группы стало дерево берёза. На протяжении многих веков берёзку называют символом России. Почему? Об этом мы с детьми и их родителями решили узнать.

Цель проекта: ознакомление старших дошкольников с берёзой, как символом России; приобщение детей к русской культуре посредством экологического воспитания.

Задачи проекта: формировать у дошкольников представления о русской берёзе, как символе России посредством стихов, песен, сказок, репродукций; расширять знания детей о берёзе, как дереве, о её пользе для людей, свойствах коры, лечебных качествах; развивать творческое воображение, коммуникативные навыки; воспитание бережного отношения к родной природе; формирование патриотических чувств.


Этапы выполнения проекта.

1.Целеполагание: выбор темы, обсуждение проблемной ситуации, постановка цели,  вхождение в ситуацию, выбор объекта наблюдений, постановка задач.

2.Разработка проекта: составление плана деятельности по достижению цели; обращение к родителям, к музыкальному руководителю; подбор литературы, энциклопедий, репродукций; разработка конспектов НОД и сценария заключительного праздника.

3.Выполнение проекта: практические действия.

4.Подведение итогов: обсуждение, оценка.

Предполагаемые результаты.

·        Использование в жизни полученных знаний о берёзе.

·        Выставка творческих работ.             

·        Совместные работы детей и родителей. 

·        Заключительный Праздник «Берёза – символ России».

·        Умение организовывать народные игры, водить хороводы, читать наизусть отрывки из стихотворений русских поэтов А.Прокофьева, С.Есенина.

·        Развитие патриотических чувств у детей.      

Актуальность проекта. Формирование и  воспитание патриотических чувств у детей, подростков, молодёжи - одна из основных задач нашего государства на сегодняшний день. И в первую очередь эту задачу должны решать мы – педагоги. У дошкольников чувства любви к Родине ещё только зарождаются, их нужно укреплять и развивать и это можно осуществлять через общение с природой, её объектами. Мы выбрали берёзку – самое распространённое дерево в России. Работа над проектом поспособствует приобщению детей к природе, к народной культуре, проявлению интереса к историческим корням русского народа, вызовет желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в её охране.

Цель проекта: ознакомление старших дошкольников с берёзой, как символом России; приобщение детей к русской культуре посредством экологического воспитания.

Задачи проекта: формировать представления у дошкольников о русской берёзе, как символе России посредством стихов, песен, сказок, репродукций; расширять знания детей о берёзе, как дереве, её пользе для людей, свойствах коры и лечебных качествах; развивать творческое воображение, коммуникативные навыки; формирование патриотических чувств; воспитание бережного отношения к природе.

Тип проекта: коллективный, познавательно – творческий, долгосрочный.

Срок реализации проекта: октябрь – апрель.

 Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Этапы проекта.       

1.Целеполагание: первая неделя октября.

Проблемная ситуация. По результатам опроса детей мы сделали вывод: у детей недостаточно знаний  о берёзе, как о дереве и, как о символе России. Экологическое поведение детей не всегда грамотно.

Вхождение в ситуацию. Дети получили письмо от берёзки.

Содержание письма: «Здравствуйте, ребята! Несколько лет назад на окраину территории детского сада ветром принесло семечко берёзки, из которого выросла я. Рядом со мной нет таких же деревьев. Мне очень грустно от того, что я о себе ничего не знаю. Мои соседки, четыре старые липы, всё время сердито шепчутся, так как им не нравится, что я на них не похожа. Ребята, я вас очень прошу помочь мне найти друзей и рассказать мне о том, кто же такие берёзки».

Мы предложили детям помочь берёзке, но для этого нам самим нужно очень многое узнать об этом замечательном дереве.  На прогулке мы отыскали берёзку, она действительно росла одна, без подружек. Дети сделали вывод, что берёзка нестарая: с тонким стволом и не очень высокая, и предложили наблюдать за ней, стать её друзьями. Так мы выбрали объект наблюдений и поставили задачи реализации проекта. Девочки предложили назвать берёзку Белоснежкой, мальчики поддержали.

2.Разработка проекта: организационный этап проекта – 2, 3,  недели октября.

                                                    Мероприятия

         Содержание работы.                                                    Участники.

Изучение уровня знаний

по теме.

Воспитатели группы.

       Информация для родителей: «Участвуем в проекте «Люблю берёзку русскую»!

Родительский комитет, воспитатели.

Изготовление наглядного и дидактического материала.

Воспитатели группы.

Подбор художественной и методической литературы, энциклопедий, тематических картин.

                 Воспитатели группы.

Модель трёх вопросов: что мы знаем о берёзке? Что мы хотим ещё узнать? Выяснить, где можно найти нужную информацию?

 

Воспитанники, их родители, воспитатели.

Определение тематики бесед.

Воспитатели группы.

Выбор объекта для экскурсий.

Воспитатели, родители.

Сбор легенд, пословиц, поговорок для литературного альбома.

 Родители.

 

      Подбор музыкального репертуара.

 

 

Музыкальный руководитель.

Разработка сценария к празднику.

Воспитатели, музыкальный руководитель.

 Составление плана наблюдений

за берёзкой.

Воспитатели группы.

Изготовление кормушек для зимующих птиц.

Воспитанники, их родители, воспитатели.

Техническое оснащение: компьютер, фотоаппарат.

Воспитатели группы.

 

3.Практическая деятельность по реализации проекта: октябрь-апрель

План наблюдений за берёзкой.

Четвёртая неделя октября: найти все берёзы на территории детского сада, посчитать их; навестить нашу знакомую – Белоснежку, обнять её ствол, сфотографироваться с берёзкой, познакомиться с её соседями; рассмотреть все части дерева (ствол, ветки, листья), рассмотреть листья (много ли их осталось).

Мы посчитали все берёзки, которые находятся на территории нашего детского сада: их  оказалось 35!


Мы завели индивидуальные альбомы наблюдений.

Ноябрь:утром рассмотреть иней на дереве; куда делись листья; как деревья готовятся к зиме; утеплить корни опавшими листьями.

Декабрь: повесить на берёзку кормушку; рассмотреть внешний вид птиц, прилетающих на кормушку, отметить их особенности; какой корм любят птицы; измерить глубину снега палочкой (чем больше снега, тем теплее дереву); полюбоваться красотой зимнего пейзажа.


Наша берёзка «получила» Паспорт.  Кормушки висят недалеко от берёзки.                                   

 

Январь: что делает берёза зимой (спит, отдыхает); подсыпать корм в кормушки, наблюдать за птицами; разучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза» и прочитать его возле нашей берёзки.

  

Февраль: наблюдение за снегом под деревом; наблюдение за стволом и ветками; обсудить с детьми, где зимой спрятались насекомые (под корой, под деревом; наблюдая за деревом отметить, что нельзя ломать ветки, повреждать кору. Все наблюдения дети отражают в своём альбоме.

 

Март: наблюдение за солнцем; рада ли берёзка весне, что с ней происходит в это время года; наблюдение за таянием снега, где он тает быстрее всего; измерить палочкой глубину снега (сравнить с предыдущими замерами).

Апрель: наблюдения за почками; берёзка « проснулась» и у неё появились почки; потрогать их осторожно, они клейкие и вкусно пахнут.

Интеграция образовательных областей – основной принцип работы над проектом.

Мероприятия по образовательным областям.

1.     Коммуникативная деятельность.

Прогулки, экскурсии по участкам детского сада. Совместная деятельность детей и родителей по выбранной теме. Труд на участке осенью (утепляем корни деревьев опавшими листьями). Изготовление кормушек  (дети, родители, педагоги). Заготовка и сушка листьев для аппликации. В один из дней от сильного ветра упало много веточек с берёзки, мы их собрали и дети предложили сделать из них макет берёзки для нашего праздника.

Утепляем корни деревьев на зиму.

  

Упавшие веточки используем

для изготовления макета.

2. Познавательно-исследовательская деятельность.


Рассматривание бересты через лупу, определение возраста берёзки с помощью годичных колец. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями берёзы. Оформление «Паспорта» берёзки. « Беседы: «Какую пользу приносят деревья и берёза в частности?», «Как берёзу использовали в древности?», «Воспетое дерево», «Черные пятнышки». Экскурсия в мини-музей нашего детского сада «Русская старина». «Домашний доктор» - НОД о лекарственных свойствах берёзы. «Дерево четырёх дел» -совместная деятельность родителей и детей. Легенды о берёзке (родители). Рассматривание репродукций картин русских художников И.Левитана  «Золотая осень» и А.Куинджи «Берёзовая роща».


 

3. Речевое развитие.                  

Составление описательного рассказ о нашей берёзке. Дидактические игры: «Подбери слово к прилагательному «берёзовый», «Комплимент берёзке». Заучивание стихов, пословиц, поговорок, составление рассказа по картинкам «Что сначала, что потом».                                             Лечебные свойства.                                                                                                                                                                          

4. Художественно-эстетическое развитие.


Наблюдения за берёзкой «охватили» три времени года и это отразилось на творческой деятельности детей. Аппликации «Осенняя берёзка», «Белая берёза под моим окном». Рисование «Берёзка у дома», «Зимняя красавица», зарисовки в дневнике наблюдений, коллективная работа «Берёзовая роща». Нарисовать берёзовую рощу дети предложили сами после  просмотра репродукций.        

                                          

  Чтение (восприятие) художественной литературы.

Ф. Сологуб «Письмо-жалоба Берёзы», В.Бианки «Лесная газета», «Волшебная берёза». Чтение и заучивание стихотворений  А.Прокофьева «Люблю берёзку русскую», Ф.Тютчева «Первый лист», С.Есенина «Белая берёза под моим окном», стихи к празднику.

 Музыка в проекте : Русская народная песня-хоровод «Во поле берёза стояла», слушание песни «Ах ты, берёза» композитора  Раухвергера, старинных колыбельных песен. К празднику разучивание частушек, хоровода «Ай да, берёзка», песню о России «У моей России».

5. Физическое развитие. Подвижные игры: «Кто быстрее добежит до берёзы», «Попаримся» старинные игры «Ручеёк», «Золотые ворота»

4. Подведение итогов.           

                                                                                 

Презентация проекта. Праздник «Берёзка-символ России».                                                                  

                                        « Во поле берёза стояла»                                             

 

Весёлые частушки.                    Игра с мамами в «Ручеёк»

Берёзка воистину русское дерево. Она напоминает ситцевый платок, русскую печь, холщёвую рубаху, курочку Рябу. Русский народ давно оценил полезность этого дерева. Издавна берёзку называют «деревом четырёх дел». О ней сложено столько стихов, песен и сказок, сколько ни об одном другом дереве.

Родители рассказывают легенды, которые вошли в наш альбом.

 

Колыбельная.                                    Дерево четырёх дел.


Во время проведения проекта в нашем детском саду проходила акция по сбору макулатуры «Спасём дерево». Наша группа (родители, воспитатели) собрала около 100 кг.

 

Результат проекта.

·        Выставка творческих работ.

·        Индивидуальные альбомы наблюдений.

·        Легенды, собранные в литературный альбом (совместная работа детей и родителей).

·        Презентация проекта. Праздник «Берёзка-символ России»



Поделиться: