Авторcтво: Татьяна Николаевна Юдина, заведующий, Елена Евгеньевна Янбухтина, заместитель заведующего по УВР |
«Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. Сухомлинский
Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Формирование экологической культуры, является главной целью экологического образования, под которой понимается совокупность экологического создания, экологических чувств и экологической деятельности.
Важным положением ФГОС ДО являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания.
Наша задача – научить ребенка относиться к каждому живому организму, как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Самый наилучший результат можно достигнуть, если начать формировать основы экологической культуры в дошкольном возрасте. Экологическое сознание ребенка постепенно повышается, если стимулировать его интерес к природе. Занятия побуждают чувства ребенка, вызывают сопереживания. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе. Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно «фокусы». Только загадка фокусов так и остается не разгаданной, а вот все, что получается можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живыми и неживыми объектами в природе. Исследования представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя.
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГБДОУ детский сад №113 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Формы работы:
-проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;
-оформление выставок работ, произведений декоративно - прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы;
-викторины, сочинение загадок;
-инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;
-рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности; и т.д.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми в нашем учреждении по экологическому образованию мы считаем формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения.
Прежде всего, необходимо создать условия для получения экологических знаний и последующего их применения. Начали работу с анкетирования и интервьирования воспитанников и их родителей:
Анкеты для родителей по экологии
1. Что такое экология?
2. Есть ли у Вас комнатные растения, и какие?
Если нет, то почему?
3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
4. Посадили ли Вы дерево?
5. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?
6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
7. Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?
8. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?
9. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?
10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д.?
11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
12. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?
13. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?
14. Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в детском саду?
Спасибо.
«Экологическое образование в семье»
Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.
1. Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.)
2. Есть ли комнатные растения? Какие?
3. Кто ухаживает за животными или растениями?
4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? – Подчеркнуть или дописать.
5. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?
6. С какой целью?
7. Где ребенок обычно проводит лето?
8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?
9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.
Спасибо .
«Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»
1. Ф.И.О.
2.Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города?
3.Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие?
4.На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
5.Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?
6.Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?
7.Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для города?
8.Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?
Спасибо.
В группах мы оборудовали экологические центры, где представлены детская и энциклопедическая литература экологического содержания, пособия для экспериментирования, дневники наблюдений и другие материалы.
На территории нашего дошкольного учреждения мы создали «экологическую тропу» и огород, чтобы воспитанники могли проводить опытно-исследовательскую деятельность, наблюдать за ростом различных растений и кустарников, организовывать наблюдения за погодой, делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе.
Экологическая тропа: «Удивительное рядом» (Осень Зима Весна Лето)
Цель:
Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.
Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с природой.
Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).
Этапы создания и оформления тропы:
1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.
3) Выбор хозяина тропинки – сказочного персонажа.
4) Составление паспорта всех точек тропинки.
5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.
6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.
Организация экологической тропы на участке детского сада.
1.Изучаем литературу для разработки экологической тропы
2.Подбирается материал, соответствующий для детей вашей группы и позволяющий наблюдать (познавать) наиболее интересные объекты на экологической тропе в любое время года.
Материал и формы работы подбираются разнообразные; необычное, интересное и увлекательное для детей.
3.Составляется картосхема экологической тропы для участка детского сада, на которой указываются и отмечаются значками стоянки экологической тропинки.
4.Хозяином экологической тропы является придуманный воспитателем сказочный герой – кукла
(БИ-БО-БО «Садовёнок», который предлагает детям задания из корзинки):
Перед походом проводится предварительная работа: чтение стихов, прозы об объектах тропы, беседа о правилах ухода за объектом, правилах поведения.
Проводится беседа о русском народном герое «Домовёнке», его роли в народном творчестве, подводя детей к происхождению придуманного героя «Садовёнка»
5.При походе по тропе предусмотрено место, где можно отдохнуть, поиграть, послушать спокойную музыку.
После похода по тропе в «центре творчества», оборудованного на участке, или в группе можно сделать зарисовки , вылепить из пластилина, сделать аппликацию какого-нибудь понравившегося объекта.
Например: Стоянками экологической тропы являются:
«Волшебный цветник»
«Чудесный огород»
«Яблонька»
«Зеленая лужайка»
«Веселый скворечник»
«Ёлочка – красавица» и др.
Различные экологические акции и проекты помогают формировать нам экологическую культуру дошкольников. Например, акции по озеленению территории ДОУ, уборке мусора, охране деревьев на участке. Наши проекты направлены на благоустройство участка, помощь зимующим птицам, разработку Красной книги природы родного края, создание игрушек из бросовых материалов и др.
Наш результат практических мероприятий по экологическому образованию это:
— создание стенгазет «Знай, люби и береги»;
—создание лэпбуков о животных и растениях, рекомендаций по уходу за животными и растениями;
— разработка презентаций, фоторепортажей и др.
Второй год мы являемся участниками Международной программы «Эко-школа «Зелёный флаг». Зеленый флаг – это хорошо известный в Европе и за ее пределами престижный экологический символ, который присуждается образовательным учреждениям, успешно работающим по программе. Методология международной программы «Эко-Школы «Зеленый флаг» основывается на семи шагах, разработанных на основе стандартов ISO 14001/EMAS.
1. Создание Экологического совета детского сада.
Совет организует и направляет деятельность учреждения. В состав Совета обязательно входят дети, педагоги, технический персонал, родители и представители местной администрации. Кроме этого, в Совет могут, также, входить представители отделов образования, коммерческих фирм и других организаций. Можно включить в Совет выпускников детского сада.
2. Исследование экологической ситуации в детском саду и его ближайшем окружении.
Масштаб исследования определяет Совет. Исследование начинается с определения воздействия детского сада на окружающую среду и касается таких вопросов, как мусор, потребление воды и энергии, озеленение территории учреждения, каким транспортом добираются в детский сад дети и сотрудники.
3. Разработка плана действий.
Информация, полученная на 2 этапе, используется при составлении плана действий для решения одной или нескольких проблем, выбранных Советом. В плане формулируются цели работы и конкретные практические шаги по снижению вредного воздействия и улучшению состояния окружающей среды. Например, раздельный сбор некоторых видов отходов (бумага, пластиковые упаковки и т.п.) и направление их на переработку, применение безопасных для окружающей среды чистящих средств, своевременное выключение света и др. Важно, чтобы планы были реалистичными и выполнимыми в течение одного учебного года. Экологический совет утверждает план и контролирует его выполнение. При необходимости в план могут вноситься изменения.
4. Мониторинг и оценка выполнения плана.
Периодический контроль соответствия деятельности учреждения разработанному плану (мониторинг) и оценка промежуточных результатов позволяют отмечать продвижение к цели. Мониторинг и оценка выполнения плана проводятся Экологическим советом или, по решению совета, привлечённым со стороны экспертом.
5. Включение экологической тематики во все виды деятельности.
Различные аспекты таких тем, как мусор, вода, энергия изучаются детьми во всех видах деятельности. Все участники образовательного процесса принимает участие в практических мероприятиях, например, по экономии воды и энергии, уменьшению объёмов мусора, его раздельному сбору и т.д. Таким образом, экологическое образование интегрируется в программу воспитания. Важно отметить, что не требуется включать выбранную тематику во все виды деятельности детей сразу, а можно начинать с нескольких и постепенно расширять их список.
6. Предоставление информации и сотрудничество.
Детский сад устанавливает связи с другими организациями (другими образовательными учреждениями, библиотеками, общественными организациями, научно-исследовательскими институтами, коммерческими фирмами, местной администрацией и т. д.), сотрудничает с ними, используя их опыт или привлекая их в качестве экспертов, а также проводит совместные мероприятия. Для освещения работы можно привлекать и средства массовой информации. В своей деятельности детский сад учитывает интересы района города, села. Это значит, что если, например, в поселке остро стоит проблема загрязнения местной речки, то детский сад может (хотя и не обязан) выбрать тему «Вода».
7. Формулировка и принятие Экологического кодекса
Экологический кодекс может разрабатываться как для каждой возрастной группы, так и на все учреждение в целом. Он отражает стремление детского сада в целом и каждого его обитателя в отдельности улучшить состояние окружающей среды. Содержание кодекса может дополняться ежегодно новыми правилами в зависимости от темы года. В официальном Меморандуме о взаимопонимании с ЮНЕП (Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде (UNEP)) программа Эко-школы названа моделью образования для устойчивого развития. В настоящее время в программе принимают участие более 35 000 образовательных учреждений из 50 стран мира.
Оценив экологическую проблему в городе, в нашем поселке Парголово педагоги детского сада № 113 решили более внимательно отнестись к проблеме природоохраны и составить план мероприятий под девизом «Меньше мусора или использование вторичных отходов». На сегодняшний день экологическая грамотность стали ключевым фактором для наших педагогов, детей, родителей. Для того чтобы работа по экологическому воспитанию стала эффективной и интересной для детей мы разработали планирование работы на учебный год:
Месяц
|
Форма проведения
|
Задачи
|
Содержание
|
Сентябрь
|
1.Диагностирование детей,
Анкетирование родителей.
2.Родительское собрание
«Природа и нравственное
воспитание детей
дошкольного возраста»
3.Папки-передвижки, Стенды «Знай, люби и береги».
Газеты «Наш огород. Мы потрудились»
4. Заседание оргкомитета Участие образовательного учреждения в международной программе «Эко-Школы/Зелёный флаг».
|
Выявить уровень экологической культуры детей и родителей.
Показать значимость экологического
воспитания в дошкольном возрасте.
Раскрыть возрастные особенности
восприятия детьми объектов природы.
|
Диагностикаанкеты.
|
октябрь
|
«Осенняя неделя добра»
1. Оформить фотостенд в группах «Природа нашего поселка -Парголово».
2.Создать семейные газеты «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче).
|
Очистим планету от мусора
Заинтересованность родителей и выполнение домашних заданий детьми
вместе с родителями.
|
Зарисовки, фотографии нашего посёлка.
Газеты, поделки, альбомы
|
ноябрь
|
1. Провести консультацию «Мусор-проблема №1».
2. Создать совместно с детьми и родителями рекламные листовки для мусорных урн типа: «Пусть город будет чистым!» «Отдай мне мусор!» и т.п.
3. Оргкомитету по экологии выпустить газету с творческими рассказами детей почему надо знать, любить и охранять природу.
|
С помощью этой темы мы хотим донести до родителей, насколько важна эта проблема в нашем городе. Рассказать о способах переработки мусора, о возможностях его вторичного использования. Показать на примерах, какой ущерб наносят отходы городу.
|
Листовки,
Буклеты.
|
декабрь
|
1.Провести консультацию для родителей «Играя, познаем природу».
2. «Экологический десант» привлечь родителей к сбору пластиковых отходов.
3. Оргкомитету по экологии выпустить буклеты «А знаете ли вы, что...» (Как долго разлагается различный мусор: бумага, стекло, пластик).
|
Как с помощью игр экологической направленности учить детей беречь и охранять природу, дать несколько примеров игр.
Показать на примерах, какой ущерб наносят отходы городу.
|
Изготовление карнавальных шляпок из пластиковых отходов.
|
январь
|
Создание и оформление экотропы:
1)Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2)Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.
3) Выбор хозяина тропинки – сказочного персонажа.
4) Составление паспорта всех точек тропинки.
5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.
6)Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.
|
Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.
Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с природой.
Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).
|
Выносные знаки,
Экопаспорт объекта тропы,
Сказочный персонаж,
Картосхема.
|
февраль
|
1.Конкурс в детском саду «Лучший огород на окне»
2. Консультации для родителей «Огород на подоконнике»
3. Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.
|
Расширять знания детей о способах посадки.
Вызвать желание детей принять участие в посадке огорода на окне, уходу за ним.
-Наблюдение за ростом растений, опыты, эксперименты. -Установление связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов- фиксирование в рисунках.
|
Оформление дневника наблюдений.
|
март
|
1.Подготовить информационную страничку для родительского уголка: «Вода – источник жизни!»
2.Экологический праздник: «Вода чудесный дар природы»
3.Акция «Мы бережём воду»
|
мы хотим напомнить взрослым о том, как важна проблема сбережения наших водных ресурсов. Мало того, что в некоторых населенных пунктах остро стоит проблема с питьевой водой (ее не хватает, либо очень низкое качество), но она еще и является местом обитания множества растений и живых организмов.
|
Презентация.
Материалы для родительского уголка. Плакаты, листовки, рисунки
|
апрель
|
1. Прогулка-наблюдение на тему «Весна пришла. А город чистый?»
2. Весенняя неделя добра (субботник)
3. Экологический праздник «День Земли»
|
|
|
май
|
Консультация «Животные нашей семьи» «Животные в городе»
|
У многих из нас есть домашние животные, и весной, на газонах, мы видим остатки их жизнедеятельности. Все это выглядит ужасно. Мы бы хотели поинтересоваться у родителей, как они относятся к этой проблеме, и что, по их мнению, можно было бы сделать.
|
Беседы
Выпуск газет
|
В рамках программы нами проведены акции:
Наш детский сад присоединился к одной из акций, проводимых Союзом переработчиков - «Спаси ёжика!» Акция проходит под девизом: «Спаси ёжика – не выбрасывай батарейку! Собери батарейки – сохрани жизнь!»
Также мы активно принимаем участие в акции компании Tetra Pak «Пакеты сдавайтесь»
Проводим акции «Спасем деревья. Бумаге вторую жизнь». Сдали 3 тонны 125 килограммов.
Также мы присоединились к акции, проходившей в Выборгском районе по раздельному сбору мусора.
А в Парголово мы провели акцию «Дети против мусора». Акция прошла под общим девизом: «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно !
После каждого проведенного мероприятия мы подводили итоги. Свое отношение к мероприятию выражали дети (в рисунках), педагоги и родители. На итоговом заседании был сформулирован и принят Экологический кодекс «Не обижайте природу! Ее так легко обидеть! Природу любить – это не только ей любоваться и рисовать ее. Главное ее оберегать, а прежде всего не засорять.» (Даша К.)
Сотрудничество с семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но вносят в сам этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.
Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.
Перечень форм и методов экологической работы, используемых в нашей работе:
- экологические занятия;
- экологические экскурсии;
- уроки доброты;
- уроки мышления;
- экологические конкурсы;
- экологические акции;
- обсуждение и проигрывание ситуаций;
- трудовой десант;
- зеленый патруль;
- лаборатория юного эколога;
- составление экологических карт;
- экран «Панорама добрых дел»;
- ведение календарей природы;
- экологические выставки и экспозиции;
- экологические музеи;
- день (неделя) экологического творчества;
- экологические праздники;
- экологические сказки; и т. д.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях, существующих в ней. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить ее богатства.
Основные задачи педагога - вырастить и воспитать здорового человека, знающего и защищающего природу, научить по-хозяйски распоряжаться ее богатствами.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Поделиться: