Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Формирование умения работать с физическими и научными текстами у учащихся основной школы при подготовке их к сдаче основного государственного экзамена по физике
Учащиеся основной школы при освоении основной образовательной программы курса физики совершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и из года в год пополняют их. При достижения метапредметных результатов освоения программы школьники смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: - систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; - выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; - представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов); - заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты; - находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); - ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; - устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; - резюмировать главную идею текста; - преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, – интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); - критически оценивать содержание и форму текста [1]. Требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования привели к изменению в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования (далее – ОГЭ), для проведения государственной (итоговой) аттестации (далее – ГИА) по физике. Одним из достижений планируемого результата учащегося при работе с текстами физического содержания, будет выполнение выпускником 9 класса заданий №№ 20, 21, 22 контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена по физике в 2017 году. В «Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году основного государственного экзамена по физике» выделены требования к пониманию текстов физического содержания, которые проверяются заданиями №№ 20, 21, 22. Для одного и того же текста формулируются вопросы, которые контролируют умения: - понимать смысл использованных в тексте физических терминов; - отвечать на прямые вопросы к содержанию текста; - отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста; - использовать информацию из текста в измененной ситуации; - переводить информацию из одной знаковой системы в другую [4]. Программно-методическое обеспечение ОГЭ по физике не указывает, когда и в какой последовательности, необходимо формировать у учащихся виды деятельности, позволяющие работать с физической и научно-популярной информацией, которая является составной частью процессуального компонента ГИА по физике. Отсутствие разработанных методик формирования у учащихся основной школы умения работать с физическими и научными текстами ставит перед педагогами задачи, которые заключаются: - в поиске системы педагогической деятельности, направленной на формирование и развитие у учащихся основной школы основ читательской компетенции; - подборка и/или конструирование текстов физического содержания и заданий к ним из курса физики основной школы; - распределение текстов физического содержания и заданий к ним по темам курса физики основной школы, при этом определив деятельность учащихся, при работе с каждым текстом, в соответствии с требованиями к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы; - создание системы обратной связи, содержащей индикаторы, показатели, измерители уровня сформированности основ работы с научным текстом при изучении физики; - коррекция формирования отдельных универсальных учебных действий (далее – УУД) при работе с текстом в случаях отклонения от намеченного идеала. С позиций деятельностного подхода формирование у учащихся умения работать с научно-популярной информацией, представленной в текстах физического содержания, является специфическим видом образовательной деятельности и включает пять этапов: - ориентирование; - планирование; - исполнение; - контроль; - коррекция. В модели управления формированием информационных УУД у учащихся при работе с текстами физического содержания для каждого этапа определены цели, задачи и ожидаемые результаты управляющих действий учителя. Названные этапы образуют в совокупности информационно-подготовительную и оперативную составляющие профессиональной деятельности компетентного учителя в реалиях информационного общества [7]. В дидактике учебные и научно-популярные тексты разделяют на теоретические, в которых раскрывается предметно-понятийное содержание знаний, и конкретно-практические, направленные на изложение приемов, способов, методов познания. Учитывая вышесказанное – текст физического содержания – это описание некоторой ситуации (физического явления (процесса), технического устройства) на естественнонаучном языке. Требования, предъявляемые к учебно-познавательной деятельности по работе с информацией, представленной в тексте физического содержания, направлены на выявление понимания сути информации, помещенной в тексте, ее перекодировки, сравнения и так далее на основе знаний и умений, формируемых в курсе физики [7]. Виды текстов физического содержания и особенности заданий к ним 1. Текст с описанием различных физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни. Задания к ним могут проверять: - понимание информации, имеющейся в тексте; - понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте; - умение выделить описанное в тексте явление или его признаки; - умение объяснить описанное явление при помощи имеющихся знаний. 2. Тексты с описанием наблюдения или опыта по одному из разделов школьного курса физики. Задания к ним могут проверять: - понимание информации, имеющейся в тексте; - умение выделить (или сформулировать) гипотезу описанного наблюдения или опыта; - понимание условий проведения наблюдения или опыта; - название и назначения отдельных частей экспериментальной установки и измерительных приборов; - умение определить (или сформулировать) выводы. 3. Тексты с описанием технических устройств, принцип работы которых основан на использовании каких-либо законов физики. Задания к текстам могут проверять: - понимание информации, имеющейся в тексте; - понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте; - умение определить основные физические законы (явления, принципы), лежащие в основе работы описанного устройства; - умение оценивать возможности безопасного использования описанных технических устройств. 4. Тексты, содержащие информацию о физических факторах загрязнения окружающей среды или их воздействии на живые организмы и человека. Задания могут проверять: - понимание информации, имеющейся в тексте; - понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте; - умение оценивать степень влияния описанных в тексте физических факторов на загрязнение окружающей среды; - умение выделять возможности обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях воздействия на человека неблагоприятных факторов. 5. Тексты общекультурного содержания. Тексты могут затронуть широкий круг проблем: - физические основы современного миропонимания; - эстетические основы науки и научного творчества; - история физики и техники; - творчество, взгляды и убеждения ученых, деятелей культуры и искусства; - изучение и сохранение материальных памятников культуры. Задания могут проверять: - понимание информации, имеющейся в тексте; - понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте; - умение оценивать степень важности описанных в тексте взглядов и убеждений ученых, деятелей культуры и искусства для современности; - умение оценивать степень значимости описанных в тексте физических явлений, технических устройств для жизни общества; - умение определить (или сформулировать) выводы. 6. Сюжетная (текстовая) задача. Содержание сюжетной задачи представляет собой некоторую ситуацию, более или менее близкую к жизни. В процессе решения текстовых задач у учащихся формируются умения и навыки моделирования реальных объектов и явлений. Задания могут проверять: - понимание информации, имеющейся в тексте; - понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте; - умение моделировать описанную ситуацию; - умение анализировать; - умение определить (или сформулировать) выводы [7]. Иллюстрацией вышеуказанных типологий текстов физического содержания и заданий к ним к ним может служить материал, представленный в монографии Шефер О. Р., Вихарева Е. П. «Тексты физического содержания как средство формирования у учащихся умения работать с научно-популярной информацией». Создавать адаптированные тексты можно по материалам книги Блудова М. И. «Беседы по физике». Алгоритм конструирования адаптированного текста 1. Отобрать информацию по конкретной теме из научно-популярных книг, журнальных статей, сайтов Интернет для создания текста физического содержания и заданий к нему. 2. Прочитать научно-популярную информацию, выделить главную мысль и сформулировать возможные вопросы по ней. 3. Объем выбранной информации изменить таким образом, чтобы сконструированный по ней текст физического содержания и задания к нему, располагались на одном развороте. Для этого: а) найти в текстовой информации абзацы, содержащие ответы на сформулированные вопросы; б) сформировать текст физического содержания из выбранных абзацев, связав их по смыслу; в) при необходимости откорректировать вопросы к созданному Вами тексту; г) на основе вопросов создать задания на распознавания, сравнения, творческой работы с информацией, расположенной в тексте физического содержания [2]. Учащимся для формирования умения работать с научно-популярной информацией, представленной в текстах физического содержания можно предлагать работу по этапам. Этапы работы с заданиями к тексту физического содержания 1. Анализ текста. Основное назначение этапа – осмыслить ситуацию, отраженную в тексте; выделить понятийный аппарат, физические явления, величины и зависимости между ними (явные и неявные) представленные в тексте. На этом этапе можно использовать такие приемы: а) представление той ситуации, которая описана в тексте; б) постановка специальных вопросов и поиск ответов на них; в) выделение физической сути ситуации, о которых идет речь в тексте; г) моделирование ситуации, описанной в тексте, с помощью графических или табличных моделей, рисунков. 2. Поиск способа выполнения заданий, предложенных к тексту. На этом этапе можно использовать такие приемы, как: а) разбиение текста на смысловые части и соотнесения содержания частей с вопросами задания; б) анализ задания к тексту на основе построения вспомогательной модели; в) подбор объяснения по заданию с позиции физической науки и материала, изложенного в тексте. 3. Осуществление плана. После осуществления анализа текста и выбора способа выполнения заданий необходимо дать ответы на поставленные вопросы. 4. Анализ найденных или сконструированных по материалам текста ответов к заданиям. На данном этапе работы с текстом нужно установить правильно ли была понята задача (привести краткий ответ или полный, включающий не только ответ на вопрос, но и его развернутое, логически связанное обоснование) и выяснить, не противоречат ли выбранный и сконструированный ответы содержанию текста и физической науки. Этот этап является обязательным при работе с заданиями к тексту физического содержания, представленного в КИМ ГИА по физике. Использование сконструированных текстов физического содержания на основе адаптированной для учащихся научно-популярной информации в учебном процессе требует определенной методики, которой должен владеть современный учитель для формирования у учащихся основной школы умения работать с физическими и научными текстами [2]. Список информационных источников: 1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования: Одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1 / 15) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fgosreestr.ru/ 2. Блудов, М. И. Беседы по физике [Текст] / М. И. Блудов. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с. 3. Важеевская, Н. Е. Физика. ГИА 2011. 9 класс. Тематические тренировочные задания [Текст] / Н. Е. Важеевская. – М.: Эксмо, 2011. – 192 с. 4. Демоверсия, спецификация и кодификатор ГИА 2017 по физике [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory 5. Физика. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации – 2010 [Текст] / Л. М. Монастырский и др. – Ростов н / Д: Легион - М, 2009. – 208 с. 6. Ханнанов, Н. К. Физика. ГИА 2011. 9 класс. Сборник заданий [Текст] / Н. К. Ханнанов. – М.: Эксмо, 2011. – 240 с. 7. Шефер, О. Р. Тексты физического содержания как средство формирования у учащихся умения работать с научно - популярной информацией: монография [Текст] / О. Р. Шефер, Е. П. Вихарева. – Челябинск: ООО «Край Ра», 2013. – 148 с. 8. Шефер, О. Р. Особенности работы с различными видами текстов физического содержания [Текст] / О. Р. Шефер, В. В. Шахматова, Е. П. Вихарева // Физика в школе. - 2012. – № 2. – С. 9 - 17. 9. Шефер, О. Р. Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся в процессе обучения работы с информацией физического содержания [Текст] / О. Р. Шефер / Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования / IХ межвузовский сборник научных трудов / под ред. О. Р. Шефер. – Челябинск: Изд - во «Край Ра», 2013. – С. 18 - 23. 10. Шефер, О. Р. Формирование умений работать с информацией физического содержания [Текст] / О. Р. Шефер, В. В. Шахматова // Естественные науки. – 2012. - № 2. - С. 10 - 18. Поделиться: |