Авторcтво: Дьякова Галина Анатольевна, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДЮТ Выборгского района |
Одним из направлений экологического воспитания детей является включение учащихся в практическую и исследовательскую деятельность для познания окружающей среды, изучения многообразия мира природы, осмысления происходящих экологических явлений, для овладения умением делать выводы о состоянии природы и разумно взаимодействовать с ней. Эстетическая красота природы способствует формированию нравственности, чувств долга и ответственности за ее сохранение, побуждает к природоохранной деятельности.
Осуществляется она на всех этапах обучения в школе, каждому из которых, учитывая возрастные особенности школьников, присущи определенная цель, задачи, методики. Однако учебного времени для погружения в природную среду в программах не отведено, поэтому особую важную роль в практике экологического воспитания занимает дополнительное образование детей. В общеразвивающих программах дополнительного образования, целью которых является развитие личности ребенка, приобщение его к изучению живой природы, формированию позитивного отношения к себе и окружающему миру, включение в социально-значимую деятельность по сохранению окружающей среды, заложен большой потенциал для развития и поддержки экологического воспитания школьников.
Актуальность проблемы воспитания личности, способной ориентироваться на духовно-нравственные нормы и ценности, легла в основу проектирования экологической экспедиции. Участники детских творческих объединений естественнонаучной направленности на практике осваивают стандарты второго поколения, ключевой особенностью которых является то, что образовательный процесс не ограничивается системой предметных знаний, умений, навыков, а включает систему духовно-нравственных ценностей и ориентирован на личностное развитие.
Один из экологических маршрутов проложен в природный заповедник нашей области.
Заповедник – это природная территория, которая особо охраняется государством. Об этом знают все школьники по учебникам, но где находится государственный природный заповедник Ленинградской области, ответит не каждый. Такой вопрос не застанет врасплох участников экологической экспедиции отряда «Свирь» эколого-биологического отдела Дворца детского и юношеского творчества Выборгского района. Начиная с года создания заповедника, каждое лето юные исследователи бывают в Нижне-Свирском государственном природном заповеднике, расположенном в Лодейнопольском районе в живописном месте, на правом берегу реки Свирь.
Заповедник создан 11июня 1980 года решением Совета Министров РСФСР и занимает площадь всего 42390 гектаров из которых 5тысяч гектаров принадлежит акватории Ладожского озера.
В заповеднике сохраняется уникальная природа нашей области, как эталон. На побережье Ладожского озера, самого большого пресного водоема Европы, и на прилегающих территориях богатая фауна и флора с представителями редких видов, его побережий, окружающих лесов и болот, мест стоянок перелётных птиц, мест нереста рыб.
Территория заповедника и его окрестности - прекрасное место для наблюдений за птицами. Здесь проходит Беломоро-Балтийский пролетный путь птиц и традиционная, веками используемая, стоянка птиц во время миграции.
Экспедиция осуществляется в рамках сотрудничества с государственным природным Нижне-Свирским заповедником Ленинградской области по договору о сотрудничестве в проведении просветительских и научно-исследовательских мероприятий.
Цель: приобщить юных экологов к практической, исследовательской, природоохранной деятельности в условиях похода в природный заповедник.
За время похода решаются задачи:
- знакомство с природным заповедником, его историей, животным и растительным миром: с организационной структурой, с его специалистами и руководителями;
- проведение экологической практики, исследований в полевых условиях;
- формирование туристских навыков во время пешеходных переходов по территории заповедника;
- оздоровление участников экспедиции, создание положительного эмоционального заряда.
Ежегодно в экспедиции участвуют 10 детей (10-15лет) и 2 руководителя. Продолжительность экспедиции 14 дней, поэтому темы индивидуальных работ выбираем с учетом интересов и подготовленности участников.
Программа экологической экспедиции.
Разделы программы:
· «Мы – исследователи»
- знакомство с природным заповедником в Ленинградской области;
- сбор и обработка материалов по выбранной индивидуальной теме исследования, наблюдений;
- экологический практикум.
Содержание
- экскурсии в природу ежедневные по окрестностям заповедника:
- экскурсия дальняя на Ладожскую Орнитологическую станцию БиНИИ СПбГУ.
- наблюдения в природе, ведение дневников наблюдений;
- встречи с руководителями и работниками заповедника;
- конференция по итогам работы «Первые шаги исследователя».
Растительный и животный мир заповедника типичен для подзоны средней тайги и отличается большим богатством и разнообразием. В заповеднике насчитывают 1885 видов растений, 348 видов позвоночных животных, более 1839 видов беспозвоночных. В заповеднике встречается 45 видов млекопитающих, 33 вида рыб и 262 вида птиц.
ОПИСАНИЕ РАДИАЛЬНЫХ МАРШРУТОВ
Способ передвижения – пеший. В деревне Горка место стоянки экспедиции.
Отсюда мы выходим и сюда возвращаемся после всех маршрутов.
№
|
Маршрут
|
км
|
Краткое описание маршрута,
преодолеваемых локальных препятствий
|
1
|
д. Горка. Радиальный выход на п. Свирское
|
7
|
д. Горка - д. Ковкеницы - р. Сегежа - д. Горка — берег р. Свирь. Переход по грунтовой, а затем по лесной дороге (сосновый и еловый лес), выход к реке, движение вдоль берега.
Фиксируем в дневниках наблюдений встреченные на маршруте растения, следы деятельности животных (норы, хатки, плотины, гнезда, муравейники, голоса птиц и другое). Фотографируем. Собираем следы деятельности белки, дятла, муравьев, бобров, лисы, кабана, медведя и других животных.
С первого дня экспедиции следим за безопасностью от укусов клещей. Останавливаемся и осматриваемся. Пользуемся репеллентами.
|
2
|
Н.Свирский заповедник — д. Лахта — д. Горка
|
10
|
Лахтинский залив реки (старое русло Свири).
Заболоченные участки берега, поросшие тростником. Грядовой рельеф местности сосняки сменяются ельниками.
Фиксируем разнообразие растений сосновых и еловых лесов. На берегу Лахты рассматриваем хищное растение росянку, заросли тростника. На правом берегу залива, можно обнаружить прыткую ящерицу и безногую ящерицу веретеницу. Определяем следы кабана и медведя, лося (измеряем, зарисовываем, фотографируем отпечатки лап, порои, помет). Осторожно осматриваем орхидеи (пальчатокоренник, ятрышник, любка двулистная). Наносим на схему места встреч, количество цветущих растений.
Рассматриваем и фотографируем грибы, лишайники, мхи, чтобы в стационаре определить.
|
3
|
д. Горка —
нов. Деревня —
д. Горка
|
14
|
Маршрут проходит по грунтовой лесной дороге 7 км на правый крутой берег р. Свирь. Спуск и подъем по песчаному берегу (почти вертикально) метров 40.
Учимся определять стороны берегов (правый, левый).
Фиксируем процесс размыва песчаного берега по специальным меткам и визуально (поваленные деревья, оползни).
Изучаем и фиксируем в дневниках наблюдений птиц (чайки, лебеди, утки и др.). Птицы в лесу: дятлы, ястреб тетеревятник, пеночки, совы, лесные голуби.
В дневниках наблюдений рисуем схемы расположений гнезд, нор и другое. Собираем и фиксируем следы питания животных (белки, барсука, дятла, хищных птиц).
|
4
|
д. Горка —
д. Гумбарицы
(Орнитологическая станция БиНИИ СПбГУ) - д. Горка
|
25
+
25
|
25 + 25 км по лесной дороге. Грядовой рельеф местности. Проход по территории станции по мосткам к сетям-ловушкам. У реки Пельчужня много комаров (тучи!). Вдоль реки растут широколиственные клены (когда-то здесь было поселение) и красивые заросли папоротников на крутых и извилистых берегах лесной речки.
По дороге отмечаем следы деятельности животных (рысь, медведь, кабан, кроты, землеройки, белки). Нередко встречаем тетеревов во время кормежки на черничниках.
Останавливаемся в специальном домике для экскурсантов на ночлег. Далее (по согласованию) идем на экскурсию к орнитологам. Нам удается приобщиться к тайнам орнитологической науки: отлов и кольцевание птиц, наблюдение за хищными птицами на специальной вышке на берегу Ладоги.
Экскурсию проводят для нас самые опытные научные сотрудники СПБГУ, которые в это время дежурят на станции (со студентами проводят практику) кольцуют птиц.
Наблюдаем на берегу за питанием хищных птиц (орлан белохвост, скопа) во второй половине дня.
Проводим очистку участка берега от мусора по заданию заповедника.
Перемещаться по станции самостоятельно без согласования с орнитологами запрещено.
|
7
|
д. Горка – д. Ковкеницы – залив Гатрама – д. Горка
|
5
|
3 км дороги на пос. Свирское. Лесная дорога (сосны, можжевельник, вереск, заросли орляка, земляника, орхидеи).
Следы деятельности животных на обочине (лиса, барсук, кабаны, рябчики, глухари). Наблюдаем за воронами (слетки летают над Свирью и дорогой).
Грунтовая дорога на п. Свирское. Обочины дороги, сосновые посадки, заросли трав, бобровое поселение, плотина, поваленные деревья
|
В 2016 году летом проведены наблюдения и собраны материалы по следующим темам:
- «Орнитофауна Нижне-Свирского заповедника». Зафиксированы многочисленные следы деятельности птиц, отмечены встречи птиц в заповеднике, на орнитологической станции. Итоги наблюдений оформлены в таблицах, в презентации; определено 32 вида птиц.
- «Лекарственные растения». Обследованы площадки в заповеднике и на сопредельной территории; собран материал для лабораторных работ гербарий.
- «Земноводные заповедника. Серя жаба». Проведены наблюдения за серой жабой в природе и в террариуме. Фотографирование. Кормление. Итоги наблюдений оформлены в таблицах.
- «Определение животных по следам деятельности». Собрана фотоколлекция следов деятелльности живоных; определены животные, обитающие в заповеднике, которых нам удалось увидеть и обнаружить следы их деятельности.
- «Бабочки в заповеднике». Проведены наблюдения на поле, на лугах, на цветнике. Оформлено сообщение о наблюдениях.
- «Ихтиофауна Нижне-Свирского заповедника. Окунь». Проведен отлов и изучение нескольких экземпляров окуней. Оформлено сообщение.
- «Интерес к исследованиям». Статья об участниках экспедиции юных корреспондентов студии «Журналистика».
- «Психологический портрет участников экспедиции». Проведены наблюдения в экспедиции, сделаны фотографии, оформлена статья.
- «Подготовка финансового отчета». Подготовлены финансовые документы на питание и хозяйственные расходы. Представлен отчет.
Все материалы вошли в большой отчет для конкурса походов и экспедиций «По родной стране». Часть материалов о природе заповедника сделана в виде презентаций.
· «Мы – туристы»:
Содержание
- пешеходные переходы по территории заповедника;
- формирование навыков туристского быта;
- формирование умений безопасно действовать в природных условиях.
· «Творчество»:
Содержание
- творческие традиций экологического отряда «Свирь»;
- летопись экспедиции;
- творческие встречи;
- фоторепортажи.
Мы проходим более ста километров по экологическим маршрутам, собираем фото и видео-материалы, участвуем в уборке мусора на берегах Ладожского озера, выполняем задание заповедника.
Итоги работы в экспедиции оформляются в виде большого подробного отчета всеми его участниками. В отчете отражается работа по всем исследовательским темам, пройденным маршрутам. Отчет представляется на городском конкурсе походов и экспедиций «По родной стране» в письменной и устной форме.
И все-таки главным, что привлекает ребят в экспедицию - желание побывать в заповеднике, стремление своими глазами увидеть заповедную природу, испытать себя в походе, почувствовать самостоятельность, узнать о животных и растениях, познакомиться с интересными людьми, прикоснуться к тайнам природы.
Реализация программы экологической экспедиции в заповедник развивает личностные качества каждого участника, как гражданина, защитника природы и ее исследователя, формирует любовь и уважение к Отечеству, культуре, истории; ориентирует в нравственном содержании и смысле поступков и принятии решений, побуждает к творчеству.
Поделиться: