Авторcтво: Вавилова Любовь Юрьевна, педагог дополнительного образования ГБОУ лицей №384 Кировского района Санкт-Петербурга |
Танец – это искусство, любимое детьми. И работать с ними – значит ежедневно отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру прекрасного. Обучение хореографии – это всегда диалог, даже когда ученик совсем еще маленький. От его настойчивости в желании постигать тайны искусства танца зависит успех совместного труда.
Известно, что дети очень любят танцевать. В танцах они удовлетворяют свою естественную потребность в движении. В выразительных, ритмичных движениях танца раскрываются чувства, мыс¬ли, настроение, проявляется характер. Танец – искусство синтетическое. Оно направлено на решение музыкально-ритмического, физического, эстетического и психического развития детей. Движения под музыку приучают их к коллективным действиям, способствую, воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения. Они укрепляют детский организм. Органическое единство движений и музыки – естественно и необходимо. Движения должны раскрывать содержание музыки, со¬ответствовать характеру, форме, динамике, темпу и ритму музыкального произведения [1].
В процессе подготовки исполнителя, важным, является формирование его двигательного аппарата, развитие актерских способностей, освоение характера и манеры исполнения движений, чтобы в дальнейшем легко, без напряжения передавать на сцене манеру того или иного современного танца.
О пользе развития артистизма у детей можно говорить часами. Но самое главное: у маленьких артистов воз¬растет уверенность в себе, повысится самооценка, на полную мощность начнет работать абстрактное мышление и образное восприятие мира. А родители смогут гордиться творчески развитым ребенком [2]. Ученик запоминает все: как выглядит и что делает педагог с момента его появления в зале, каков внешний вид, походка, осанка, как он показывает, что и как говорит. Все это накапливается и формирует определенные представления в памяти учеников, поэтому все поведение педагога на уроке должно строиться, как положительный образец правильного отношения к общему делу: простота и неподдельная увлеченность занятиями, любовь к ученикам и предмету, а также скромность, выдержка, хороший вкус вызывают у детей уважение и стремление равняться на данный образ. Это обстоятельство особенно важно, когда педагог прибегает к показу движений, которые в ряде случаев являются единственным способом создания у обучаемых предварительного представления о движении. Показ должен быть точным, подробным, качественным. В группах новичков и учеников младших классов показ должен учитывать их возраст и быть доступным для правильного восприятия.
Развитие индивидуальности, свободной творческой инициативы, столь необходимой для исполнителя танцевального номера, вот чему педагог должен научить учащегося, а именно он должен верно донести до него суть внутреннего и внешнего эмоционального состояния артиста, который исполняет какой-либо танец. Для этого надо уметь пользоваться не только методами объяснения, разъяснения, но и непосредственно практическими методами показа. Поддерживать в ученике индивидуальное творческое начало, раскрывать и совершенствовать его артистические данные – первейшая и непременная забота педагога.
Доступность предлагаемых упражнений – очень важное условие правильного обучения. Предлагать занимающимся можно и нужно только такие движения, которые соответствуют уровню их физического развития и степени их подготовленности. То есть, следует безусловно учитывать трудность каждого движения и соразмерять подбираемый учебный материал с уровнем технической подготовленности учащихся, чтобы ученик мог все запомнить. В некоторых случаях следует заменить показ словесным объяснением. Порой слово преподавателя оказывается эффективнее показа, если оно доходчиво, убедительно и обращено к эстетическому чувству учеников и к их эмоциональному восприятию.
В процессе прохождения основных элементов необходимо обращать большое внимание на пластичность исполнения движений, на совершенствование технических приемов и развитие мастерства у учеников. При описании элементов в основном дается одно, наиболее удобное для изучения положение рук, корпуса и головы. В дальнейшем в зависимости от восприятия учащимися данного движения преподаватель может усложнять его, добавляя далее разнообразные положения рук, корпуса и головы. В процессе изучения основных движений необходимо требовать от учащихся согласованного движения ног, рук, корпуса и головы, то есть координации движений.
Координация помогает исполнителю обрести свободу, мягкость, пластичность, подчеркнуть характер, настроение, манеру и выразительность движения. Нагрузка на различные мышцы ног, корпуса и головы должна быть равномерной. Нецелесообразно проходить на одном уроке большое количество элементов различных танцев, однако не стоит изучать движения лишь одного танца. Рекомендуется первоначально отдельно разучить 3 - 5 элементов, из которых в дальнейшем составить небольшие комбинации. По мере проработки комбинации могут быть дополнены другими движениями, что позволит создать более развернутый этюд или танец. Таким образом, не следует включать в один урок слишком много танцевального материала. Важно от занятия к занятию логично переходить от одного движения к другому, усложняя и развивая технику их исполнения. Лишь приемом постепенного и последовательного обучения вырабатывается сила и выносливость учащихся, а также приобретаются навыки и умения, позволяющие передавать особенности того или иного танца.
При создании репертуара обязательно учитывается то, что танец надо видеть глазами ребенка, который будет его исполнять. Если ребенка увлечь, он будет воспринимать уроки с удовольствием и проявлять завидное усердие и терпение в выполнении упражнений. На занятии необходимо создать атмосферу дружелюбия и взаимопонимания, чтобы ребенку было проще учиться проявлять самостоятельность и инициативу.
Ребенок учится творить и воплощать свои фантазии. Нужно стараться использовать сказочные сюжеты и образы веселых персонажей, наглядно показывая правильные артикуляционные движения, гимнастику и танцевальные па [2]. Необходимо развивать у учащихся способность к импровизации и воображение, давая по мере освоения элементов задания на самостоятельное усложнение отдельных элементов и сочинение танцевальных комбинаций. Импровизация – важная черта танцевального искусства, и на это необходимо обращать большое внимание в течение всей учебы будущих исполнителей танцевальных номеров.
Одним из условий успешных результатов обучения является внимательное, доброжелательное отношение к начинающему танцору, а также умение внушить ему веру в его возможности [2].
Литература
1. Дрожжина Е. Ю., Снежкова М. Б., Обучение дошкольников современным танцам. Методическое пособие. –М.: Центр педагогического образования, 2012. –64 с.
2. Савчук О., Байдакова Н., Картавых Н., Школа танцев для детей. –СПб.: «Ленинградское издательство», 2009. –224 с.
Поделиться: