Поиск по сайту

Работа с контурной картой на уроках географии в системе критериальной оценки знаний учащихся


Авторcтво: Васильева Маргарита Геннадьевна, учитель географии, почетный работник общего образования РФ


Работа с контурной картой ведется на всех этапах изучения географии. Она является важным средством изучения предмета. Работа на контурных картах отражает уровень знаний и умений учащихся, а, следовательно, является важным элементом для оценки знаний учащихся.

На уроках в 6 классе учащиеся только начинают работать с контурными картами. Они учатся правильно находить место объекта на карте и овладевают графическими навыками. Учащиеся овладевают умением отождествлять крупные объекты на физической карте атласа или учебника и на контурной карте, учатся картографически грамотно надписывать объекты.

Пример задания. Тема «Гидросфера», 6класс. Работа проводится при закреплении материала.

На контурной карте надписать следующие объекты: Тихий океан, Атлантический океан, Северный Ледовитый океан, Индийский океан, Балтийское море, Черное море, Аравийское море, Берингово море, Финский залив,  Бискайский залив, Бенгальский залив, Мексиканский залив, Берингов пролив, Магелланов пролив.

Критерии оценивания работы:

1. Умение правильно определить место объекта

2. Графические умения

3. Грамотность, аккуратность

4. Количество обозначенных объектов

5. Оформление работы (наличие названия работы, условных знаков)

Аналогичная работа проводятся при изучении темы «Литосфера».

Работы на контурной карте проводятся и на этапе контроля знаний учащихся. Так, в 7 классе при изучении природы каждого материка проводится диктант по проверке знания номенклатуры. Учащимся предлагается список географических объектов, которые они надписывают на контурной карте, не используя при этом карту атласа. 

Критерии оценивания работы:

1. Знание местоположения объекта

2.  Умение картографически грамотно надписывать объекты

3. Грамотность и аккуратность

4. Количество надписанных объектов

5. Оформление работы

Возможен другой вариант диктанта.  Учащимся предлагается текст работы, в которой объекты не называются, а дается лишь их характеристика. По этой характеристике учащиеся определяют объект и наносят его на контурную карту.

Пример задания. Тема «Африка», 7 класс

Надпишите объекты, которые имеют следующие характеристики:

Ø   Крайняя южная точка материка

Ø   Пересыхающее озеро в северной части Африки

Ø   Река, которая дважды пересекает экватор

Ø   Горная система в северо-западной части материка

Ø   Самое большое озеро на материке

Ø   Самое глубокое озеро материка

Ø   Море, которое омывает материк на северо-востоке

Ø   Перешеек, который соединяет Африку и Евразию

Ø   Самая высокая точка материка

Ø    Водопад открытый Д. Ливингстоном

Критерии оценивания работы:

1. Знание особенностей объектов

2. Знание местоположения объектов

3. Умение картографически грамотно надписывать объекты

4. Грамотность и аккуратность

5. Оформление работы

Подобные задания даются при изучении всех материков, а также в 8 классе при изучении тем, требующих знаний географической номенклатуры.

Контурную карту возможно использовать не только при работе с географическими объектами, но и при изучении фактического материала. Так, при изучении климата России в 8 классе дается задание нанести на контурную карту границы климатических поясов и областей России, надписать значения средних температур воздуха, амплитуду температур, среднегодовое количество осадков, коэффициент увлажнения, господствующие воздушные массы.

Критерии оценивания работы:

1. Умение работать с климатической картой

2. Умение отобрать для работы необходимые источники информации (карты атласа, текст учебника, карты учебника)

3. Умение определять коэффициент увлажнения и амплитуду температур

4. Умение составить легенду карты

5. Оформление работы

В 7-9 классах к разработке критериев оценивания привлекаются сами учащиеся. Так, предлагается разработать критерии оценивания для следующего задания (8 класс, тема «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России»: на контурную карту нанести тектонические структуры, формы рельефа и полезные ископаемые. Предлагаемые критерии обсуждаются и формируется пять пунктов, по которым оценивается работа.

Критерии оценивания:

1. Умение работать с картами различного содержания (физическая, тектоническая)

2. Объем выполненной работы

3. Наличие условных знаков

4. Аккуратность и грамотность

5. Оформление работы

Используя критерии оценивания работ, учащиеся могут оценивать собственные работы и работы одноклассников.

Работы на контурных картах отражают индивидуальные особенности учащихся—их организованность, уровень знаний и графических умений. Критериальная оценка помогает объективно оценить деятельность учащихся и сделать оценку более понятной ученику.

 

 


Поделиться: