Авторcтво: Лазня Татьяна Владимировна, Наумова Галина Николаевна, учителя математики |
Система оценивания постоянно претерпевает различные изменения с целью достижения единой модели, которая будет ориентирована на гуманизацию образования, когда процесс обучения направлен на развитие личности учащегося, на реализацию личностно-ориентированного обучения, на повышение качества и объективность оценки.
Одним из важнейших приоритетов общества и системы образования является необходимость научить подростков самостоятельно решать стоящие перед ними задачи, уметь оценивать результаты своей работы, проявлять инициативность в принятии решения. Но процесс формирования умений учащихся не может быть полным без продуманной системы средств их измерения и оценивания.
Оценки являются неотъемлемой частью учебного процесса. Однако большим недостатком современной системы оценок и отметок является их возможно травмирующее влияние на ребенка. Всем учителям приходилось наблюдать реакцию детей на полученные ими отметки: от восторга до слез. В связи с этим возникает вопрос: как уменьшить психологическое напряжение учащихся и с помощью системы оценивания развивать коммуникативные и личностные способности учащихся?
Наша гимназия уже несколько лет работает в системе многокритериальной оценки. Данная система развивает оценочную самостоятельность учащихся и является движущей силой качественно нового образовательного процесса, в котором учащийся является субъектом учебной деятельности. В нашей работе мы выделяем четыре уровня: алгоритмический, преобразующий, эвристический, творческий.
В качестве примера можно рассмотреть критерии для первых трех уровней при изучении темы «Функции и графики».
Критерии оценивания устного ответа на алгоритмическом уровне:
1. грамотная математическая речь;
2. умение читать графики функций;
3. умение распознавать виды изучаемых функций;
4. умение сопоставлять графическое изображение графика функций и формулу ее задания;
5. умение работать с координатной плоскостью.
Критерии оценивания выполнения заданий на преобразующем уровне:
1. вычислительные навыки;
2. умение работать с графиками функций;
3. грамотная математическая речь;
4. умение сопоставлять графики функций и системы уравнений;
5. умение графически решать уравнения.
Критерии оценивания выполнения заданий на эвристическом уровне:
1. умение преобразовывать алгебраические выражения;
2. умение строить графики функций;
3. умение графически решать неравенства;
4. грамотная математическая речь;
5. умение работать с областью определения функции.
Использование данных критериев вы можете увидеть в конспекте открытого урока «Мир функций и графиков».
В заключение хотелось бы сказать, что система оценивания с использованием многокритериальной оценки позволяет создать ситуацию успеха для каждого учащегося, а так же показывает учащимся путь к совершенствованию их умений и способах работы над теми метапредметными и предметными результатами, которые на сегодняшний день у них недостаточно высокие.
Поделиться: