Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Развитие ИКТ-компетентности учащихся
В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Отличительной чертой разрабатываемых сегодня образовательных стандартов является новый подход к формированию содержания и оценке результатов обучения на основе принципа: от «знаю и умею» — к «знаю, умею и умею применять на практике». Именно такие умения, как способность применять полученные знания на практике, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, брать на себя ответственность при решении возникающих проблем — составляют основу понятия «компетентность». ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, её интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе. Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщённых познавательных, этических и технических навыков. Под «уверенным владением» следует, прежде всего, понимать умение применять навыки ИКТ-грамотности в решении разного рода практических информационных задач. С решением информационных задач мы сталкиваемся в жизни на каждом шагу: когда делаем покупки, бронируем гостиницы, выбираем лекарства, пишем статью и т.д., и т.п. В процессе решения задачи каждый из нас проходит определённые этапы работы с информацией. Этапы работы с информацией:
Соответственно можно сказать что ИКТ-компетентность – это умение использовать средства ИКТ на каждом этапе обработки информации. Но для начала естественно надо сформировать у учащихся умения работать с аппаратными и программными средствами ИКТ. Начальные технические умения формируются в начальной школе. В частности, именно там учащиеся получают общие представления об устройстве и принципах работы средств ИКТ, технике безопасности, эргономике. В дальнейшем эти знания постоянно углубляются и систематизируются как на уроках информатики и ИКТ, так и на других предметах. Эти знания и умения и позволяют учащимся активно использовать средства ИКТ для следующего этапа развития ИКТ-компетентности – обработки информации. Общий принцип формирования ИКТ-компетентности состоит в том, что конкретные технологические умения и навыки и универсальные учебные действия формируются в ходе их применения, осмысленного с точки зрения учебных задач, стоящих перед учащимся в различных предметах. В настоящее время существует большое количество ИКТ позволяющих развивать ИКТ-компетентности учащихся. Это и начавшие в последнее время широко использоваться учителями в урочной и внеурочной деятельности сервисы google, блоги и т.д. Однако и классическое создание учащимися рефератов или презентаций к уроку или в рамках внеурочной деятельности позволяют формировать у учащихся все основные ИКТ-компетентности. При этом, по сути, неважно по какому предмету будет данный реферат, так как в любом случае при его создании будут развиваться основные ИКТ-компетентности учащегося. Таким образом, формирование ИКТ-компетентности обучающихся должно происходить в рамках системно-деятельностного подхода, в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана. Вынесение формирования ИКТ-компетентности в программу формирования УУД позволяет образовательному учреждению и учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает с учетом специфики каждого учебного предмета избежать дублирования при освоении разных умений. При этом формирование у школьников ИКТ-компетентности требует от учителей использования специальных методов и приемов:
Литература 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.Просвещение, 2011. 2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.Просвещение, 2011. 3. Агапова Н. В. - Перспективы развития новых технологий обучения. – М.: ТК Велби, 2005 – 247 с. 4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М: Омега - Л, 2004. - 215 с 5. WEB сервисы для образования https://sites.google.com/site/badanovweb2/home Поделиться: |