Авторcтво: Салова Ида Григорьевна, кандидат педагогических наук, методист, Юрина Марина Геннадьевна, заместитель директора по ВР ГБОУ лицея № 101 Санкт-Петербурга |
В своем Послании Федеральному собранию в 2012 году Владимир Путин уделил большое внимание развитию духовности в России. По мнению президента, немалую роль играет воспитательный элемент в школах. «Российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия – того, что делает нас сильнее, чем всегда мы гордились» - признался президент и добавил, что ему «больно об этом говорить».
Внедрение ФГОС НОО и ФГОС ООО осуществляется в процессе реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся неотъемлемой частью Стандартов второго поколения.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Поэтому мы хотели остановиться на роли проектных технологий в управлении образовательным процессом в нашем лицее.
Последние 15 лет в общеобразовательных учреждениях разрабатываются Программы развития, где определяются главные стратегические задачи развития образовательной системы учреждения.
С целью реализации Программы, исходя из задач, разрабатывается система взаимосвязанных единой концепцией, педагогическими подходами практико-ориентированные проекты. Естественно, в разработке Программы, проектов участвуют администрация, Совет лицея, научно-методическая, социально-психологическая, административно-хозяйственная службы лицея, ученическое самоуправление в лице Совета лицеистов, социальные партнеры.
Кураторами и руководителями всех проектов (у нас их девять), назначаются педагогические работники, в зависимости от его функциональных обязанностей. Например, куратором проекта «Одаренные дети» является заместитель директора по УВР, проекта «Научно-методическое сопровождение внедрения ФГОС» соответственно научный руководитель лицея, за реализацию проекта «Духовно-нравственное воспитание обучающихся» отвечает воспитательная служба лицея и я как руководитель этой группы.
Каждый куратор подбирает группу педагогов, которые участвуют в разработке планов, документации.
В рамках каждого из девяти проектов разработан план работы по реализации приоритетных направлений развития образования. Кураторы проектов дважды в год (до 20 января и до 20 июня) представляют краткий отчет о проделанной работе.
Мы остановимся на реализации проекта «Духовно-нравственное воспитание обучающихся».
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания в нашем лицее определена как воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Среди традиционных источников нравственности являются следующие ценности:
• патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
• социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
• гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
• человечность (мир во всем мире, принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество).
Духовно-нравственное воспитание в Лицее осуществляется через урочную, внеурочную и внеклассную деятельность, через организацию социально-значимых проектов и акций.
Лицей уже более 15 лет реализует культуротворческую концепцию в образовании, разработанную профессором РГПУ им. Герцена Алисой Петровной Валицкой. На основании этой концепции разработан лицейский проект «Культуротворческий подход в образовании - механизм реализации духовно-нравственного воспитания в школе»
В рамках данного проекта разработаны и внедряются такие подпроекты как «Мы славяне, Русь – душа России», «День духовного здоровья», «По тропинкам народной мудрости»( изучение народного творчества), «Там по неведомым дорожкам»(изучение народных сказок), в этом году реализуется проект «Семейное творчество», сейчас проходит тематическая выставка совместного творчества, затем пройдет концерт семейных команд «Две звезды».
Много лет в лицее реализуется проект «Никто не забыт…». Каждый год 27 января и 8 мая в гости в лицей приходят блокадники и участники Великой Отечественной войны, живущие в нашем микрорайоне. На этих встречах выступают детские хоры, ансамбли, танцевальный коллектив «Улыбка», дети читают стихи, своими руками делают открытки, подарки, сувениры, празднично оформляют актовый зал, встречают и сопровождают каждого пришедшего ветерана. Благодаря таким встречам дети с уважением относятся к пожилым людям, им становится интересна история своей семьи, города, страны.
В рамках проекта «Никто не забыт…» традиционными стали акции памяти «Эхо войны в моей семье». Результатом акции стала рукописная «Книга памяти» о блокадниках, защитниках Ленинграда, которая постоянно пополняется новыми страницами. А также ежегодно проходят общелицейский конкурс чтецов «Подвиг отцов», посвященный полному освобождению Ленинграда от блокады, фестиваль военной песни «Песни, опалённые войной». Традицией стали участие наших учащихся в торжественно-траурной церемонии возложения венков и цветов на мемориальном кладбище воинов-авиаторов в парке Сосновка, в шествии Бессмертного полка.
К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне был разработан практико-ориентированный проект «Вспомним всех поименно…». Для реализации данного проекта была создана Комиссия, которую возглавила заместитель директора по ВР. В комиссию входили кроме педагогов, родители, представители Совета лицеистов. Разрабатывался поэтапный план реализации. Вся документация оформлялась в виде Папки проекта: требования к оформлению папки, заявка на участие, положения конкурсов, протоколы заседаний Комиссии и т.д. Мы не будем детально останавливаться на этапах реализации проекта. Так как они у любого проекта одинаковые. Какие результаты данного проекта?
В этом проекте участвовали практически все классные коллективы лицея, которые разработали мини-проекты о жизни героев Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы Выборгского района Санкт-Петербурга. Учащиеся провели исследования по розыску материалов по заданной теме. Итогом работы стал Фестиваль защиты классных проектов, где учащиеся с помощью презентаций провели виртуальные экскурсии в прошлое и настоящее улиц Выборгского района, названных в честь героев Великой Отечественной войны. Учащиеся, проведя практически исследовательские работы, получили опыт самостоятельного социального действия: изучали архивы блокадных дней в музеях, библиотеках, узнали о героях войны и важнейших событиях истории России, своей малой Родины провели интервью с жителями блокады. При этом получили не только исследовательские умения и знания, но и возможность активно участвовать в делах класса, лицея.
Таким образом реализация того или иного проекта решает не только управленческие проблемы, но и способствует у учащихся процессу перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры, требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Духовно-нравственное воспитание выступает как активный способ сохранения ценностного аспекта образования, его мировоззренческой цели, духовно-нравственный потенциал. Это продолжительная работа, над которой мы будем работать, реализуя ФГОС ООО, и в соответствии с нашей Программой развития.
Поделиться: