Авторcтво: Добровольская Ирина Владимировна, учитель истории лицея № 113 г.Новосибирска |
История – важный и актуальнейший предмет школьной программы, это предмет всех времен, потому что только через изучение прошлого наши дети могут самостоятельно построить свое будущее. Любая общественная формация должна знать, понимать и не повторять ошибок своих предков, и в этом есть суть воспитательного значения истории. Вы можете оспорить мою мысль, но ведь и урок русского языка, где нас с вами обучали грамоте, – тоже уже история, и часто довольно интересная, которую мы с поучительными интонациями рассказываем нашим ученикам. Благодаря предмету история у учеников формируется чувство патриотизма, появляется понимание процессов, которые происходят в стране, национального менталитета. Причем история своей школы, родного края и своей страны не менее важна, чем всемирная история.
В одном из своих выступлений Президент РФ В. В. Путин сказал: «В какой стране мы будем жить завтра, зависит от того, какими мы воспитаем сегодня наших детей, и от того, какие морально-этические нормы будут в них заложены». Безусловно, сегодняшние дети более активны, более осведомлены, они смелее и самоувереннее.
Нередко мы сталкиваемся с переоценкой у ребят информированности, с пренебрежением к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться. Ну ведь мы, педагоги, для того и работаем, чтобы помочь ребятам сделать правильный ценностный выбор. Кроме того, отношения с другими людьми, которые складываются у ребёнка в школе, у взрослого – в семье и трудовом коллективе, определяет состояние его социального здоровья. Нельзя научить человека быть нравственным, если он не будет включён в решение нравственных вопросов, если он не будет совершать ценностный выбор.
Воспитание может быть только деятельным. Здесь будет уместным процитировать Джона Грея, который говорил, что «...ребёнок не научится прощать, если ему прощать некого, не научится сотрудничать, если всё всегда проходит так, как хочется ему, не научится сочувствию и уважению, если он не видит, что другие испытывают боль и переживают неудачу, не разовьёт в себе отвагу и оптимизм, если ему не придётся столкнуться с неприятностями...» По моему мнению, духовность – это свойство души, состоящее в преобладании духовных и интеллектуальных интересов над материальными, когда человек стремится строить отношения с окружающими на принципах любви, красоты, добра, милосердия, творчества.
Опыт показал, что способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладываются в раннем детстве. Мы, педагоги, обязаны помочь ребятам жить в мире и согласии с людьми, Богом, с самим собой. Поэтому девизом внеурочной деятельности педагогов лицея является – «Учить человека быть Человеком!» Учитывая важность предмета истории, учитель, который выбрал этот предмет своей основной специальностью, тоже должен обладать важными для процесса обучения качествами.
Мы – историки – подаем ученикам информацию, которая приводит их к определенным выводам и формирует их убеждения, именно поэтому наши сведения должны быть непредвзятыми, без стереотипов, установок и навязывания своих мыслей. Многие учителя старой закалки неосознанно стараются убедить учеников в своем мнении и приводят в подтверждение тому множество веских доказательств. Ученики не в состоянии это проверить, и они слепо верят тому, во что верит их учитель. Современная педагогика учит студентов исторического института подавать только факты, чтобы на их основе ученики смогли сами сделать выводы и занять свою гражданскую позицию, поэтому важно не игнорировать вопросы учеников, однажды отбив охоту учить столь интересный предмет, педагог может способствовать тому, что история навсегда останется нелюбимым предметом у школьников.
Но есть и еще один способ заинтересовать учащихся – историю надо любить и подавать материал так, чтобы ребятам захотелось делать свои исторические открытия и во внеурочное время. Когда педагог любит свой предмет, в классе не будет равнодушных учеников. Приведем примеры некоторых вопросов, мотивирующих интерес к истории. Знаете ли вы, что нестинары – это люди, которые свободно ходят по раскаленным углям, и о том, что в Болгарии, где они живут, есть места силы, где в радиусе 3–5 метров отключаются все электронные приборы, и о том, что на месте Собора Святой Софии когда-то руководил битвой Александр Македонский? Знаете ли вы о том, что дорога из Салоников в Фессалию проходит как раз по тому месту, где много веков назад проходили 300 спартанцев, а придорожное кафе стоит у места гибели царя Леонида? Верите ли вы в то, что существует на земле место, подобное Метеорам, где заканчиваются мысли о ценности благ и можно думать только о ценности души и о том, что вы несете людям? Знаете ли вы о том, что в 70 километрах от мест, где проходят боевые действия в Украине, находится самая мощная из мировых святынь, собирающая паломников со всего мира, – Святогорский комплекс – монастырь, с одной стороны которого стоит божественно красивый храм, а с другой – памятник революционеру Артему. А все вместе это поместье князей Голицыных, там же и захороненных? Чувствовали ли вы хоть раз дрожь от того, что стоите в Зимнем дворце на том самом месте, где стоял последний русский император – Вершитель судьбы России? Может быть, именно сидя на этом самом троне, который вы видите, он задумывался о дальнейшей судьбе страны и о ее будущем? О нас с вами? Как можно не любить историю? История – предмет, который основан на изучении того, что нельзя проверить. Вся информация основывается на различных источниках, доказательствах, воспоминаниях людей, исследованиях ученых. Однако историю можно не только учить – ее можно творить, исследовать и делать свои выводы. В августе 2015 г., когда все педагоги лицея планировали свою внеурочную деятельность и выбирали формы ее работы, мною была выбрана деятельность исследовательская. С выбранными темами ко мне пришли ребята, среди которых не все являются коренными жителями г. Новосибирска, поэтому, выполняя исследовательскую работу вместе, мы сделали массу открытий.
Темы, которые выбрали ученики для своей исследовательской работы, звучат следующим образом:
• «Необычные памятники города Новосибирска: вклад в развитие городского туризма или «кирпичик в историю города».
• «Вклад храмов Новосибирска в гражданско- патриотическое воспитание молодежи».
• «Образование Древнего Египта и современной России – точки соприкосновения».
• «Великий шелковый путь – выход из кризиса или край бездны?». Мысли о гордости за свою малую родину привели к теме изучения своего города, однако было решено не брать общеизвестные исторические памятники и места, а выяснить историю возникновения и цель современной городской скульптуры. При изучении данного вопроса оказалось, что все памятники, находящиеся в Центральном округе, Дзержинском, Железнодорожном и Октябрьском районах, имеют свою довольно интересную историю – все они подарены городу на день его рождения, а кроме того, в них заложен определенный смыл.
• Памятник Петру и Февронье Муромским – своеобразный памятник семье.
• Памятник Деловой женщине.
• Монументальная композиция – металлический Трон – по мнению автора Александра Капралова – трон символизирует собой величие, но и напоминание о том, что материальные ценности и власть – ничто по сравнению с чувством доброты, человечности и всепрощения. Эту композицию также называют «Вертикаль власти».
• Памятник Гимну и памятник Первому кинотеатру.
• Композиции «Сибирские просторы» и «Счастье строится».
• Памятник труженикам тыла на проспекте Дзержинского.
• Колокол мира у музея Николаю Рериху. Скульптура не только может рассказывать об историческом факте или событии, но и сама может быть со временем частью истории, так как передает нравы, обычаи и другие культурные ценности современной эпохи.
Данная работа дала совершенно неожиданный результат – по ее итогам были созданы виртуальные экскурсии по городу, построены отношения с туристическим агентством «Спутник», которое дало возможность учащимся самостоятельно провести экскурсию и составить ее маршрут, состоялось знакомство со скульпторами Барнаула и Омска, творчеством Николая Рериха. 20 и 24 марта были проведены первые пробные экскурсии с группами школьников из Железногорска и Байкальска, а 8 и 13 апреля – экскурсии по городу для учащихся 5 классов. Наиболее сильный эмоциональный всплеск вызвала работа под названием «Вклад в гражданско- патриотическую деятельность храмов города Новосибирска».
Мы с вами помним, что 2015 год, год празднования 75-летия Победы, поднял на небывалую волну патриотическое воспитание подрастающего поколения в России. Но праздник прошел, а вместе с ним уменьшилась и деятельность небывалого размаха в школах и других организациях города. Означает ли это, что мы перестали быть патриотами и данный вид деятельности никого, кроме школ, не интересует? Ведь патриотизм – это не только любовь к Отечеству, но и любовь к родному городу, стремление его сохранить и украсить.
Крупнейший в Сибири г. Новосибирск богат архитектурными памятниками и достопримечательностями. Особого внимания заслуживают православные храмы Новосибирска. Ребята выдвинули гипотезу о том, что храмы являются одним из символов патриотизма и играют в патриотическом воспитании населения ключевую роль.
Первый вопрос, на который учащиеся стали искать ответ, звучал так – зачем нужны городу храмы? Более 50 человек опрошенных дали самые разнообразные ответы, однако, особенно интересными оказались два:
• Устремленность храмов вверх, к небу, помогает душе отключиться на минуту от повседневных хлопот и суеты и задуматься о спаси- тельном, о вечном, о духовном.
• Храм – это Небо на земле, потому что в Храме так все продуманно устроено, чтобы человек, войдя в него, на какое-то время переходит как бы из обычного мира в другой мир, мир Божественный. Также неожиданно для себя ребята узнали, что у храмов имеется внебогослужебная деятельность.
На сайте Новосибирской и Бердской епархии ребята нашли перечень мероприятий, направленных на духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи. Там же мы узнали о детских сборах «Казачья застава». Через социальную сеть в контакте нашли ребят – участников этих сборов и их идейного вдохновителя отца Дмитрия, настоятеля прихода святой Евфросинии Полоцкой. Встречи и беседы с ним в стенах воскресной школы произвели не только на детей, но и на меня неизгладимое впечатление. Отец Дмитрий поведал детям о своем взгляде на Отечество и его проблемы, рассказал о лагере, показал фотографии. Когда автор одной из проектных работ, Арина Гулец, задала ему вопрос о том, почему в лагере «Казачья застава» для девочек проводят курсы снайперов, и как это может быть совместимо с христианскими заповедями, отец Дмитрий ответил, что Отечество нужно не только любить, но и уметь защитить, отстоять. В данном случае я с ним полностью согласна. Как показала работа, храм в городе – это душа города и чем больше храмов имеет город, тем больше отдушин имеют горожане. По итогам данной работы создан электронный альманах, работа стала методическим пособием на уроках и классных часах.
Одной из самых сложных стала работа о Великом шелковом пути. Пятиклассник Максим Казенных, его родственники проделали огромную исследовательскую работу. Изучив маршрут Великого пути, установили, что ближайший к нам отрезок этого пути проходит по территории Казахстана, и связались, благодаря электронным ресурсам, с историками и археологами Казахстана, которые в свою очередь переслали в лицей уникальные материалы русского тюрколога и археологов советской эпохи, работы которых найти в России не удалось. Затем было изучено много документов на сайтах Узбекистана, Казахстана, Китая, Кореи, ЮНЕСКО – о планах реконструкции Великого пути.
В процессе поиска было установлено, что в Китае есть современные мертвые города-миллионники, в которых никто не живет. Были исследованы архивы заседаний комитетов ЮНЕСКО на одноименном сайте, в ужас привел тот факт, что представляет в данный момент торговый путь – это героиновая дорога. Найти единомышленников в Афганистане не удалось – поэтому решено было связаться с союзом ветеранов Афганистана г. Новосибирска, чей боевой путь пересекался с Шелковым путем. Бывшие воины-афганцы приехали в лицей, и ребята узнали правду из первых уст о душманах, Кабуле и о многом другом, что их интересовало в рамках данной темы. Эта работа показала не только историю Великого пути, но коснулась и экономики, и политики, и нравственности, и профилактики наркомании.
Подводя итог статьи, хочу отметить следующее. Внеурочная деятельность предполагает воспитательный результат и воспитательный эффект. Результатом данной работы является непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка, а воспитательным эффектом – влияние всего пережитого им на процесс развития личности. Ребята приобрели знания в области истории, краеведения, обществоведения, по основам православной культуры, менеджменту, риторике, информатике, изучили азы фотографирования и обработки фотографий.
Совместная поисковая деятельность позволила им пережить эмоциональную сторону открытия, радость победы. Все это повлияло на их самооценку, позволило избавиться от страха публичного выступления. Больше знаний получили учащиеся об общественной жизни; например, им стало известно, как формируются общественные взаимоотношения между различными людьми в социуме, как выстроить нужные отношения, чтобы достичь результата и избежать при этом конфликта.
Кроме того, ученики оценили общественную жизнь – появилось позитивное отношение к базовым ценностям, они смогли рассказать своим одноклассникам и ровесникам о значимости семьи и малой родины, о необходимости труда и изучения культуры, показали свою заинтересованность в изучении любви к городу, людям в нем проживающим. Они приобрели умение найти свое место в общественной жизни, научились общению с представителями различных организаций, сословий и конфессий, научились координировать свои действия и превращать их в совместные, где лидирует слово «НАДО» вместо слова «ХОЧУ».
Необходимо помнить о том, что, когда человек и общество не заботятся о духовно-нравственном развитии детей, не создают морально-нравственные ориентиры, они обречены на вымирание. Народная мудрость гласит: «Свято место пусто не бывает». Если нет конструктивной созидающей цели, то ее место в душе ребенка могут занять любые уродливые формы, а, как известно, псевдокультура формирует ложный, деструктивный образ для подражания.
Учитывая все вышесказанное, делаем вывод – внеурочная деятельность в рамках предмета «История» способствует расширению образовательного пространства и создает дополнительные условия для развития обучающихся.
Разумеется, что данная работа не имеет конечного конкретного результата, потому что интерес к теме потянул за собой целую цепочку стремлений, среди которых:
• желание поделиться открытиями;
• желание больше узнать об интересных людях и их делах;
• желание узнать о мотивах, которые заставляют людей заниматься той или иной деятельностью.
В нашем случае грамотное руководство деятельностью детей является самым важным, потому что в сознание и душу закладывается не сама цель, а процесс ее достижения.
Проводя рефлексию, я попросила детей охарактеризовать проделанную нами работу двумя-тремя словами, и вот что получилось: «искать, любить, охранять», «мой вклад – моя цель», «хорошее и плохое», «сделано – не сделано». Но ведь именно это и есть характеристика базовых ценностей, к приобретению которых мы направляем наших учеников.
В настоящее время у детей и родителей лицея наблюдается интерес к изучению своих корней. Корни человека – это история семьи, школы, района, города, страны, и только через любовь к своей малой родине ученик вырастет настоящим гражданином. Это и есть ИСТОРИЯ...
Поделиться: