Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
«Ехал поезд с Ленинграда…» исследование исторических событий и народных песен времен Великой Отечественной войны на Брянщине
С 2000 года в Доме детского творчества «Современник» реализуется комплексная программа «Школа русской традиционной культуры (ШРТК) «Горница», в рамках которой дети знакомятся с культурой своей страны с разных сторон: это и песенный фольклор, и традиционный танец, и традиционное рукоделие, и народные музыкальные инструменты, и теоретические занятия (этнография, русская культура), а также сольфеджио и музыкальная литература. Важной особенностью традиционной культуры является неразрывная связь всех её компонентов: хозяйственной деятельности, традиционных ремесел, верований, обрядов, диалектной речи, музыкальной культуры. Основной формой изучения и освоения фольклорных традиций обучающимися ШРТК «Горница» являются фольклорно-этнографические экспедиции, в которых принимают участие педагоги, обучающиеся ШРТК и их родители. Аудио-, фото-, видеоматериалы, образцы народных костюмов, предметы труда и быта, собранные во время «полевой» работы, составляют основу методических разработок педагогов, активно используются на занятиях комплексной программы. На основе экспедиционных записей реконструируются старинные обычаи, воспроизводятся на занятиях и праздниках традиционные формы поведения. Репрезентативные материалы – аудио и видеозаписи, этнографические образцы – значительно обогащают учебный процесс, позволяют получить более полное представление об одной локальной традиции и о мире традиционной культуры в целом. Педагоги Школы русской традиционной культуры «Горница» проводят исследовательскую деятельность с 1997 г. За это время создан обширный фонд собранных материалов. Являясь работниками образовательного учреждения, а не исследовательского центра, педагоги ШРТК на протяжении этих лет стараются вовлекать обучающихся в экспедиционную работу, используя разные методы и подходы. От того и менялась роль детей в экспедициях разных лет: от простого слушателя до активного участника репортажа, способного самостоятельно задавать вопросы. В 2016 году педагогами Школы русской традиционной культуры «Горница» фольклорно-этнографического отдела ГБУ ДО ДДТ «Современник» Санкт-Петербурга был разработан творческий проект с элементами исследования «Ехал поезд с Ленинграда». Данный проект дает возможность детям примерить на себя роль ведущего репортажа, становясь полноценным участником фольклорно-этнографической экспедиции. Идея проекта: способствовать детям записать рассказы и песни, которые сложены в народной среде (не авторские), относящиеся ко времени Великой Отечественной войны, а также предвоенного и послевоенного периодов (приблизительно 1935-1950 гг.). В частности, строчка из такой песни вынесена в заглавие проекта. Главными продуктами проекта «Ехал поезд с Ленинграда…» стали: 1. спектакль (музыкально-литературная композиция или тематический концерт), созданный на основе собранных материалов; 2. сборник, в который вошли собранные фольклорно-этнографические материалы и детские (семейные) творческие работы; 3. выставка творческих работ детей и взрослых. Особенностью данного проекта является то, что он создан для самореализации не только обучающихся, но и их родителей и педагогов. Каждый может развить и проявить свои аналитические и творческие способности, и взрослые в этом нуждаются порой не меньше, чем дети. К тому же, задачи проекта обширны, и только дружной командой взрослых и детей, возможно его осуществление. Работа по реализации данного проекта помогла его участникам развивать творческие способности и коммуникативные навыки, научиться искать и анализировать полученную информацию, расширять свои знания о народной культуре. Основной инструмент сбора этнографического материала – метод непосредственного наблюдения, представляющего собой комплекс методических приемов, направленных на установление и фиксацию бытующего фольклорно-этнографического явления. Реализация данного метода возможна только в условиях полевой работы во взаимодействии с живой фольклорной традицией. Запись текстов фольклорных произведений производится в ходе опроса исполнителей – носителей местных традиций в рукописной форме или с использованием аудио- или видеоаппаратуры. Оптимальным вариантом является запись в естественной исполнительской ситуации. Основным отчетным документом является полевой дневник. В нём фиксируются все действия, связанные с этнографической работой, тексты записей, полученных в ходе опроса, ход опроса. Записанный материал впоследствии должен быть расшифрован (перенесён с аудионосителя на бумагу). Главное требование при этом – абсолютная точность записи: не допускаются пропуски, изменения, дополнения текста; должны быть отражены все особенности диалекта. Участие в фольклорно-этнографической экспедиции позволяет овладеть первоначальными навыками собирательской работы, знакомит с живым бытованием фольклора, углубляя и закрепляя полученные теоретические знания и практические навыки. Прямая передача традиции, «из рук в руки», придает всей творческой работе необходимую глубину и подлинность. Фольклорную экспедицию можно считать самой ценной и желаемой формой работы в приобретении специальных навыков и знаний в области народно-песенного искусства. Непосредственно экспедиционной работе, включающей в себя проведение записей фольклорных произведений и расшифровку полевых записей, предшествует теоретическая подготовка, заключающаяся в ознакомлении по печатным (а также, если есть таковые, по музейным и архивным) материалам с историей мест, где проводится экспедиция. По завершении экспедиции все записанные материалы систематизируются: оформляются соответствующим образом записи фольклора; готовится отчёт о работе, в котором должна быть представлена количественная и качественная характеристика собранных материалов. Полевая исследовательская работа, творческие контакты с народными исполнителями, поиск материалов и подготовка на собранном материале научных сборников, концертных программ и спектаклей являются насущными задачами фольклорных экспедиций. В ходе работы над проектом «Ехал поезд с Ленинграда» были сделаны интересные наблюдения при сравнении записанных этнографических материалов. Именно они и отражены в данном исследовании. Все представленные этнографические материалы максимально сохраняют исходный текст и все особенности местного диалекта по правилам фиксирования этнографического материала. Авторы исследования под руководством педагогов попытались проследить, как в народных песнях отразилось влияние Великой Отечественной войны на судьбы людей, анализируя исторические события и народные песни. Приложения: Скачать Поделиться: |