Авторcтво: Михайлова Юлия Валерьевна, директор школы, Зубова Светлана Сергеевна, педагог-психолог, Кузнецова Елена Германовна, учитель географии ГБОУ №688 Приморского района Санкт-Петербурга |
Вовлечение обучающихся с ОВЗ во внеурочную деятельность сопряжено с рядом трудностей, основными из них являются:
· ограниченные временные возможности взаимодействия педагога и ученика, в связи с состоянием здоровья и(или) особенностями расписания у обучающихся надомного обучения;
· быстрая физическая утомляемость и истощаемость психической деятельности детей с ОВЗ.
Использование дистанционных технологий (ДТ) как инструмента внеурочной деятельности значительно расширило возможности подготовки обучающихся к различным ученическим конкурсам. Одним из основных направлений работы педагогов в развитии внеурочной деятельности с использованием ДТ является создание мультимедийных презентаций как конкурсного продукта. Актуальность данного направления обусловлена рядом причин. Во-первых, в последние годы увеличился удельный вес конкурсных мероприятий различных уровней, где основным конкурсным продуктом является мультимедийная презентация. Во-вторых, обеспечение школы компьютерным оборудованием расширило временные возможности взаимодействия педагогов и учащихся в рамках внеурочной деятельности. В-третьих, работа по созданию презентации как конкурсного продукта с помощью ДТ наиболее эффективна.
Мы выделяем три вида презентаций как конкурсного продукта:
|
Виды презентаций
|
Примеры ученических конкурсов
|
1
|
Доклад с презентацией на заданную тему
|
Фестиваль для детей с ОВЗ Приморского района «Творческие надежды»; Городской конкурс дистанционных проектов «Я познаю мир» на портале «Петербургское Образование»; районный конкурс исследовательских и творческих работ учащихся и ученических проектов по математике
|
2
|
Иллюстрация сочинения на основе личного опыта на заданную тему
|
Конкурс Приморского района СПб «Я – путешественник»
|
3
|
Визуальное сопровождение стихотворного произведения
|
Районный фестиваль для детей с ОВЗ «Творческие надежды», конкурс чтецов.
|
Создание конкурсного продукта не является самоцелью. Взаимодействие педагога и обучающегося направлено на решение следующих задач:
Образовательные задачи:
• Изучение материала на заданную тему.
• Обучение навыкам поиска необходимой информации, в первую очередь в сети Интернет.
• Обучение навыкам создания компьютерной презентации.
Социально-психологические задачи:
• Увеличение каналов коммуникации (обучение навыкам общения через электронную почту, социальные сети, вебинары, программу Skype).
• Преодоление личностной тревожности, повышение самооценки через создание ситуации успеха в конкурсной деятельности.
• Расширение поля социальной активности обучающихся с ОВЗ.
Максимальный эффект взаимодействия достигается при соблюдении следующего алгоритма (этапов) создания конкурсного продукта с помощью дистанционных технологий:
1. Выбор и установление каналов коммуникации между учителем и учеником
Уровень владения навыками
|
Педагог
|
Ученик
|
Каналы коммуникации
|
|
Определение уровня компьютерной грамотности обучающегося.
|
|
|
1
|
Если ребенок не умеет пользоваться ни одним из каналов связи, педагог с согласия родителей обучает использованию электронной почты и программы Skype
|
Освоение навыков работы в электронной почте и программе Skype
|
электронная почта, программа Skype
|
2
|
Если ученик является активным пользователем ПК, основной задачей является установление каналов коммуникации
|
электронная почта, социальные сети, вебинары, программа Skype
|
2. Поиск и знакомство с источниками информации по заданной теме
Уровень владения навыками
|
Педагог
|
Ученик
|
Каналы коммуникации
|
1
|
Предоставление ссылок на сайты, где содержится необходимая информация
|
Обучение навыкам использования интернет-ссылок, работе с информацией на заданных сайтах
|
электронная почта, программа Skype
|
2
|
Контроль и цензура сайтов, посещаемых учеником в рамках поиска информации по заданной теме
|
Предоставление ссылок на сайты, где содержится необходимая информация
|
Любой доступный
|
3. Создание плана доклада
Уровень владения навыками
|
Педагог
|
Ученик
|
Каналы коммуникации
|
1
|
Предоставление готового плана доклада, совместное составление плана доклада
|
Обучение навыкам
составления плана к докладу
|
электронная почта, программа Skype
|
2
|
Контроль и цензура сайтов, посещаемых учеником в рамках поиска информации по заданной теме
|
Предоставление плана доклада
|
любой доступный
|
4. Изложение текста доклада
Уровень владения навыками
|
Педагог
|
Ученик
|
Каналы коммуникации
|
1
|
Обучение навыкам работы на ПК:
- копирование текста с интернет страницы в документ Word;
- создание папки на рабочем столе;
- сохранение файлов в папке;
- сохранению файлов на USB;
- обучение вывода на печать документа Word
Обучение навыкам работы с текстом:
- выделение главного;
- сжатый пересказ;
- использование слов-связок и т.п.
|
Skype
|
2
|
Предоставление текста доклада в формате документ Word
|
Обсуждение и корректировка текста доклада
|
Любой доступный
|
5. Поиск и выбор визуального ряда к тексту доклада
Уровень владения навыками
|
Педагог
|
Ученик
|
Каналы коммуникации
|
1
|
Предоставление ссылок на сайты с необходимыми изображениями. Обучение навыкам сохранения изображений
|
Выбор и сохранение изображений по ссылкам учителя.
|
электронная почта, программа Skype
|
2
|
Обсуждение и корректировка визуального ряда
|
Предоставление изображений визуального ряда
|
Любой доступный
|
6. Техническое оформление презентации
Уровень владения навыками
|
Педагог
|
Ученик
|
Каналы коммуникации
|
1
|
Обучение навыкам создания простой презентации
|
Создание простой презентации под руководством педагога
|
Skype
|
2
|
Корректировка презентации, по необходимости обучение навыкам работы со звуком, в видео и т.п.
|
Создание презентации со звуком, видеорядом и т.п.
|
Любой доступный
|
7. Репетиция выступления
Каналы коммуникации: очное взаимодействие или Skype.
На сегодняшний день можно оценить результативность использования ДТ при подготовке к конкурсам по следующим критериям:
• признание педагогами и учениками эффективности и комфортности использования ДТ во внеурочной деятельности;
• высокая активность и заинтересованность учеников процессом;
• увеличение процента учащихся, вовлеченных в конкурсную деятельность;
• комфортное распределение времени при использовании ДТ (отсутствие жестких временных рамок);
• привлечение учеников, склонных к правонарушениям к социально поощряемой деятельности.
Районный Фестиваль Творческие надежды для детей с ограниченными возможностями здоровья
Фестиваль «Творческие надежды» для детей с ограниченными возможностями здоровья Приморского района СПб проводится ежегодно с 2006 года на базе ГБОУ школы №688 при поддержке Отдела образования Приморского района и Муниципального образования «Юнтолово».
Проведение Фестиваля преследует две основные социально-психологические цели:
· преодоление личностной тревожности, повышение самооценки у детей с ограниченными возможностями здоровья через создание ситуации успеха в конкурсной деятельности;
· расширение поля социальной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В данном контексте мы рассматриваем Фестиваль как начальный этап дальнейшего продвижения ребенка на других конкурсных площадках района, города.
За 9 лет в Фестивале приняли участие около 900 детей с ограниченными возможностями (ежегодно от 60 до 125 творческих работ) из разных школ района. В 2014 г. в Фестивале впервые принимали участие воспитанники ГДОУ №36 для детей с нарушением зрения. Также в последние 3 года организаторы приветствуют участие в Фестивале смешанных детских коллективов, которые включают в себя детей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников.
Темы Фестивалей отражают значимые даты, события в истории России или ее современной жизни. Фестиваль включает в себя уже ставшие традиционными номинации: конкурс чтецов, музыкальный конкурс (вокальное, инструментальное исполнение), декоративно-художественное творчество (рисунок, декоративно-прикладное изделие), конкурс музыкально-театральных миниатюр. С 2011 года в программу Фестиваля вошел конкурс мультимедийных презентаций в номинациях: мультимедийная презентация и доклад с мультимедийной презентацией (фото 1,2,3).
Фото 1. Конкурс Мультимедийных презентаций 2014г.
Фото 2. Конкурс мультимедийных презентаций 2013г.
Фото 3. Конкурс мультимедийных презентаций 2011г.
Проведение Фестиваля ежегодно приурочено ко Дню инвалида и проходит в конце ноября - начале декабря. В первые годы своего существования районный конкурс «Творческие надежды» представлял собой музыкальный концерт из вокальных и инструментальных номеров. На сегодняшний день проведение Фестиваля включает в себя:
- выставку декоративно-прикладного творчества в читальном зале ГБОУ;
- очный этап в форме праздничного концерта для участников конкурса чтецов, музыкального конкурса и конкурса музыкально-театральных миниатюр;
- конкурс мультимедийных презентаций (проводится отдельно).
Особенностью организации Фестиваля является создание комфортных психологических условий для участников: небольшой уютный зал, праздничная доброжелательная атмосфера, небольшое количество участников, ведущие – старшеклассники. Этим обусловлены вынужденные ограничения количества школ-участниц, количества участников и конкурсных номеров от каждой школы. Учитывая востребованность Фестиваля со стороны других школ района, организаторы совместно с представителями школ № 13, 59, 657, 683 приняли решение об отдельном проведении с 2015 года конкурса чтецов, что позволит принять большее количество желающих.
Заинтересованность в участии в Фестивале активно проявляли ученики ГБОУ школы №688 и их родители. Это обусловило проведение с 2012 года школьного этапа Фестиваля, в котором принимают участие до 80% учащихся школы.
Ежегодная динамика вовлеченности обучающихся ГБОУ школы №688 отражена на диаграмме №1.
Школьный и районный этапы Фестиваля «Творческие надежды» на сегодняшний день решают поставленные задачи социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и являются социально значимыми мероприятиями.
Фото 4. «Звучит гимн РФ»
Фото 5. «После выступления»
Фото 6. «Самые младшие»
Поделиться: