Авторcтво: Кабачинская Елена Львовна, педагог дополнительного образования, ГБУ ДО ДДТ «Современник» Выборгского района Санкт-Петербурга |
Одной из важнейших составляющих образовательного процесса в системе дополнительного образования детей является оценка достижений обучающихся. Она позволяет дать ребенку информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперёд, о слабых сторонах её усвоения. Педагогу дополнительного образования обратная связь даёт информацию о достижении поставленных им целей, о продвижении обучающихся, что позволяет ориентировать их на успех, содействовать становлению и развитию самооценки.
Рейтинговое оценивание достижений обучающихся – это «накопленная отметка», позволяющая объективно оценить достижения обучающихся за определенный период времени. Она является фактором, стимулирующим образовательную деятельность, так как даёт возможность обучающимся сопоставлять результаты своей деятельности с результатами других детей.
Рейтинговая система не требует перестройки образовательного процесса, хорошо сочетается с занятиями в детском творческом объединении. Выполняя любое задание, обучающийся зарабатывает определённое количество баллов, в зависимости от правильности его выполнения. По результатам деятельности обучающегося педагог корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля, тем самым обеспечивая возможность самоуправления образовательной деятельностью.
Рейтинговая система оценивания даёт возможность учащимся проследить свои достижения; способствует развитию предметных навыков; даёт возможность получать непредметные результаты через область общения и социальные навыки; даёт возможность педагогу проследить процесс развития умений; даёт возможность педагогу проанализировать любой результат с точки зрения рейтинговой оценки.
Выявление не только определенной системы знаний и умений, которыми должны обладать учащиеся по окончании обучения, но и общих умений, способствует поддержанию в учащихся определенного интереса к получению дальнейшего образования, а также организации собственного обучения.
Рейтинговая система оптимально способствует решению проблем усиления мотивации к образовательной деятельности; показывает динамику успехов и неудач; побуждает к творческой и активной деятельности.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что, благодаря рейтинговой системе оценивания достижений обучающихся у них формируется система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Целью данной методической разработки является создание методики, позволяющей оценить достижения обучающихся на основе рейтинговой системы.
Эффективность данной методики заключается в том, что она позволяет обучающемуся чётко понимать систему формирования оценки, уметь оценить состояние своих знаний, умений и навыков, непрерывно повышать свой рейтинг, что, в конечном итоге, приводит к повышению качества образования. Педагогу дополнительного образования рейтинговая система позволяет объективно отслеживать изменения, которые происходят в развитии обучающихся под влиянием образовательного процесса, своевременно вносить коррективы в его организацию.
Данная методика ориентирована на педагогических работников различного профиля, занятых в сфере дополнительного образования детей, использующих современные подходы в оценке образовательных результатов. Она может быть использована методистами и педагогами дополнительного образования в качестве диагностического материала.
1. Рейтинговая система оценивания достижений обучающихся на примере дополнительной образовательной программы по оригами
Для применения рейтинговой системы оценивания достижений обучающихся по дополнительной образовательной программе по оригами, предлагается следующий алгоритм:
1. Программа разбивается на отдельные блоки в соответствии с профилем умений, осваиваемых обучающимися. Для этого на основе анализа раздела программы «Прогнозируемые результаты» формулируются «Предметные умения», «Общение» и «Социальные навыки».
2. Для каждого задания определяются нормативные баллы в виде рейтингового регламента.
3. На каждого обучающегося заводится «Листок личных достижений» с указанием рейтинговых баллов.
4. В конце месяца подсчитывается сумма баллов, набранная обучающимися.
5. Каждому обучающемуся присваивается индивидуальный рейтинг.
6. Обучающийся, набравший наибольшую итоговую сумму баллов, объявляется «Лучшим оригамистом месяца». Его портрет размещается на информационном стенде «Наш достижения».
Таблица 1.
Рейтинговый регламент профиля умений
1 год обучения
№№
|
Предметные умения
|
Форма проверки
|
Нормативные
баллы
|
1
|
Знание базовых форм
|
Контрольное складывание на знание базовых форм
|
1-3
|
2
|
Знание основных приемов складывания
|
Контрольное задание на знание основных правил складывания
|
1-3
|
Контрольное складывание на умение применять основные приемы складывания
|
1-3
|
3
|
Знание терминологии, применяемой в оригами
|
Тестовое задание на знание терминологии, применяемой в оригами
|
1-3
|
4
|
Знание основных геометрических понятий
|
Тестовое задание на знание основных геометрических понятий
|
1-3
|
5
|
Знание видов и свойств бумаги
|
Тестовое задание на знание основных видов бумаги и ее свойств
|
1-3
|
6
|
Знание стандартного набора фигур
|
Контрольное задание на знание стандартного набора фигур
|
1-3
|
Количество баллов
|
7-21
|
№№
|
Общение
|
Форма проверки
|
Нормативные
баллы
|
7
|
Умение обучать складыванию фигур других учащихся
|
Контрольное задание на составление словесной инструкции по складыванию фигурок
|
1-3
|
8
|
Умение работать в группе
|
Конкурс на пàрное складывание
|
1-3
|
Участие в коллективном проекте
|
1-3
|
Количество баллов
|
3-9
|
№№
|
Социальные навыки
|
Форма проверки
|
Нормативные
баллы
|
9
|
Участие в массовых мероприятиях
|
Участие в выставке
|
3-5
|
Участие в конкурсах
|
3-5
|
10
|
Умение предъявить изготовленные фигурки в различной форме
|
Макет мини-выставки
|
3-5
|
Конкурс на лучшую оригамскую сказку
|
3-5
|
11
|
Умение экономно и бережно относиться к материалу
|
Проверочное задание на знание правил экономного и бережного отношения к материалам
|
3-5
|
12
|
Умение содержать в порядке рабочее место
|
Проверочное задание на знание правил содержания рабочего места в порядке
|
3-5
|
Количество баллов
|
18-30
|
2 год обучения
№№
|
Предметные умения
|
Форма проверки
|
Нормативные
баллы
|
1
|
Знание базовых форм
|
Контрольное задание на чтение схем базовых форм
|
1-3
|
Контрольное задание на умение определять, на основе какой базовой формы сложена та или иная фигурка
|
1-3
|
2
|
Знание условных обозначений основных приёмов складывания
|
Контрольное задание на знание условных обозначений основных приемов складывания
|
1-3
|
3
|
Знание стандартного набора фигур
|
Конкурс на складывание фигурок по памяти
|
1-3
|
Образцы готовых изделий
|
1-3
|
Образцы выставочных экспонатов
|
1-3
|
4
|
Знание истории оригами
|
Тестовое задание на знание истории оригами
|
1-3
|
5
|
Знание основных видов традиционного японского искусства
|
Тестовое задание на знание основных видов традиционного японского искусства
|
1-3
|
6
|
Знание японских праздников, посвященных детям
|
Тестовое задание на знание японских праздников, посвященных детям
|
1-3
|
Контрольный опрос на знание атрибутов праздника
|
1-3
|
Контрольное складывание
Опрос
|
1-3
|
Количество баллов
|
11-33
|
№№
|
Общение
|
Форма проверки
|
Нормативные
баллы
|
7
|
Умение обучать складыванию других учащихся
|
Схема складывания со словесными пояснениями
|
1-3
|
Контрольное задание на взаимопроверку
|
1-3
|
8
|
Умение работать в группе
|
Участие в коллективном проекте
|
1-3
|
Количество баллов
|
3-9
|
№№
|
Социальные навыки
|
Форма проверки
|
Нормативные
баллы
|
9
|
Участие в массовых мероприятиях
|
Участие в выставке
|
3-5
|
Участие в организации конкурса оригами
|
3-5
|
Участие в подготовке массового мероприятия в объединении
|
3-5
|
10
|
Умение предъявить изготовленные фигурки в различной форме
|
Макет мини-выставки
|
3-5
|
Конкурс на лучший рассказ о традиционных фигурках
|
3-5
|
Количество баллов
|
15-25
|
3 год обучения
№№
|
Предметные умения
|
Форма проверки
|
Нормативные
баллы
|
1
|
Знание базовых форм
|
Контрольное задание на умение составлять чертежи базовых форм
|
1-3
|
Контрольное задание на определение сочетания базовых форм
|
1-3
|
2
|
Знание фигур повышенной сложности
|
Чертёж схемы фигурки со словесным пояснением
|
1-3
|
Контрольное складывание по схеме незнакомой фигурки
|
1-3
|
3
|
Знание истории оригами
|
Конкурс на лучший рассказ по истории оригами
|
1-3
|
4
|
Знание областей применения оригами
|
Опрос по областям применения оригами
|
1-3
|
Опрос по направлениям науки и техники, в которых применяются методы оригами
|
1-3
|
5
|
Умение изобретать фигурки
|
Конкурс на лучшее изобретение на заданную и свободную темы
|
1-3
|
Количество баллов
|
8-24
|
№№
|
Общение
|
Форма проверки
|
Нормативные
баллы
|
6
|
Умение обучать складыванию других учащихся
|
Текст инструкции
|
1-3
|
План проведения занятия
|
1-3
|
7
|
Умение работать в группе
|
Организация коллективного проекта
|
1-3
|
План проведения занятия для учащихся, не занимающихся в объединении
|
1-3
|
Количество баллов
|
4-12
|
№№
|
Социальные навыки
|
Форма проверки
|
Нормативные
баллы
|
8
|
Участие в массовых мероприятиях
|
Персональная выставка учащегося
|
3-5
|
План проведения конкурса
|
3-5
|
План проведения массового мероприятия
|
3-5
|
9
|
Умение предъявить изготовленные фигурки в различной форме
|
Макет мини-выставки
|
3-5
|
Оформленное изобретение
|
3-5
|
Конкурс на лучшую заметку о занятиях в кружке
|
3-5
|
10
|
Умение выбирать и использовать литературу по оригами
|
Составление рекомендательного списка литературы по оригами на заданную тему
|
3-5
|
Количество баллов
|
21-35
|
Таблица 2.
Листок личных достижений обучающегося
Учреждение дополнительного образования
|
ГБОУ ДОД Дом детского творчества «Современник» Выборгского района Санкт-Петербурга
|
Детское творческое объединение
|
Оригами
|
Дополнительная образовательная программа
|
«Лети, лети, журавлик…»
|
Год обучения
|
1
|
Фамилия, Имя обучающегося
|
Ефимов Женя
|
Возраст
|
10 лет
|
Оцениваемый месяц
|
Март 2014 года
|
Предметные умения
|
Форма проверки
|
Нормативные
баллы
|
Индивидуальные баллы
|
Знание базовых форм
|
Контрольное складывание на знание базовых форм
|
1-3
|
2
|
Знание основных приемов складывания
|
Контрольное задание на знание основных правил складывания
|
1-3
|
2
|
Контрольное складывание на умение применять основные приемы складывания
|
1-3
|
3
|
Знание терминологии, применяемой в оригами
|
Тестовое задание на знание терминологии, применяемой в оригами
|
1-3
|
3
|
Знание основных геометрических понятий
|
Тестовое задание на знание основных геометрических понятий
|
1-3
|
3
|
Знание видов и свойств бумаги
|
Тестовое задание на знание основных видов бумаги и ее свойств
|
1-3
|
2
|
Знание стандартного набора фигур
|
Контрольное задание на знание стандартного набора фигур
|
1-3
|
3
|
Общение
|
Форма проверки
|
Нормативные
баллы
|
Индивидуальные баллы
|
Умение обучать складыванию фигур других учащихся
|
Контрольное задание на составление словесной инструкции по складыванию фигурок
|
1-3
|
1
|
Умение работать в группе
|
Конкурс на пàрное складывание
|
1-3
|
2
|
Участие в коллективном проекте
|
1-3
|
1
|
Социальные навыки
|
Форма проверки
|
Нормативные
баллы
|
Индивидуальные баллы
|
Участие в массовых мероприятиях
|
Участие в выставке
|
3-5
|
5
|
Участие в конкурсах
|
3-5
|
5
|
Умение предъявить изготовленные фигурки в различной форме
|
Макет мини-выставки
|
3-5
|
4
|
Конкурс на лучшую оригамскую сказку
|
3-5
|
4
|
Умение экономно и бережно относиться к материалу
|
Проверочное задание на знание правил экономного и бережного отношения к материалам
|
3-5
|
4
|
Умение содержать в порядке рабочее место
|
Проверочное задание на знание правил содержания рабочего места в порядке
|
3-5
|
3
|
Рейтинговая оценка за __март____месяц
|
28-60
|
47
|
|
|
|
|
|
Приложение 1.
Примеры контрольных и тестовых заданий
1 год обучения. Предметные умения
1. Контрольное складывание на знание базовых форм
Педагог раздает учащимся карточки, на которых написано название двух базовых форм разной сложности. Учащиеся складывают базовые формы. Педагог проверяет результат.
2. Контрольное задание на знание основных правил складывания
Педагог показывает (на листе бумаги, или рисует на доске) учащимся различные приемы складывания, дети должны назвать их. Педагог оценивает результат.
Контрольное складывание на умение применять основные приемы
складывания
Педагог называет вслух тот или иной прием складывания. Дети
должны применить его, правильно сложив лист бумаги. Педагог
проверяет результат.
3. Тестовое задание на знание терминологии, применяемой в оригами
Учащимся раздаются опросные листы с верными и неверными вариантами ответов. Учащиеся должны выбрать правильный ответ. Педагог проверяет результат.
4. Тестовое задание на знание основных геометрических понятий
Учащимся раздаются тестовые задания, на которых нарисованы геометрические фигуры и в схематической форме представлены основные геометрические понятия. Учащиеся должны сделать подписи под рисунками. Педагог проверяет результат.
5. Тестовое задание на знание основных видов и свойств бумаги
Учащимся выдаются образцы различных видов бумаги. Дети должны назвать вид бумаги и описать ее основные свойства (название, толщина, фактура, цвет, применение). Педагог проверяет результат.
6. Контрольное задание на знание стандартного набора фигур
1 вариант. Педагог показывает последовательность складывания той или иной фигурки без словесного пояснения. Учащиеся повторяют. Результат – правильно сложенная фигурка.
2 вариант. Педагог дает только словесные команды, не показывая последовательность складывания, учащиеся складывают фигурку. Результат - правильно сложенная фигурка.
3 вариант. Сочетание 1 и 2 вариантов.
7. Контрольное задание на составление словесной инструкции по складыванию фигурок
Учащимся выдаются сложенные фигурки. Дети должны развернуть фигурку и на листе бумаги написать последовательность ее складывания в виде словесных команд. Затем инструкции выдаются другим учащимся, которые складывают по ней фигурку. Педагог проверяет результат.
8. Конкурс на пáрное складывание
Учащиеся складывают одну фигурку в паре (один учащийся пользуется только левой рукой, другой – правой). Конкурс проводится среди пар учащихся на скорость или аккуратность. Педагог производит запись в лист достижений.
2 год обучения. Предметные навыки
1. Контрольное задание на чтение схем базовых форм
Педагог раздает учащимся карточки, на которых написано название двух базовых форм разной сложности. Учащиеся складывают базовые формы. Педагог проверяет результат.
2. Контрольное задание на знание условных обозначений основных приёмов складывания
Педагог раздает учащимся контрольные листы с условными обозначениями. Учащиеся должны сделать к ним подписи (1 вариант).
Педагог называет условное обозначение. Учащиеся должны нарисовать его (2 вариант).
Информационный стенд «Наши достижения»
Поделиться: