Поиск по сайту

Профессиональный стандарт педагога как ориентир профессионального развития


Авторcтво: Алмазова Елена Юрьевна, заместитель директора по инновационной деятельности и стратегии развития районной системы образования ГБУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга


Государственная программа развития образования Российской Федерации на 2013-2020 годы, «дорожная карта» «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» ориентируют современную систему образования на переход к более рациональному, эффективному использованию ресурсов, в том числе и кадровых. Несомненно, что результативное управление системами возможно при наличии стандартов, принимаемых всеми субъектами. Следовательно, профессиональные стандарты являются необходимой составляющей для осуществления кадровой политики.

Кадровая политика в сфере образования осуществляется в том числе и в поэтапном введении профессиональных стандартов. Профессиональные стандарты становятся основой для подготовки педагогических работников, их профессионального развития, разработки индивидуальных траекторий повышения квалификации.

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет повышение квалификации как обязательную составляющую деятельности педагогического работника.  Однако направление профессионального развития, образовательную траекторию педагог определяет, исходя из собственных профессиональных потребностей. Закон об образовании в непосредственном виде не формулирует требований к профессиональной компетентности педагога. Требования к профессиональной квалификации педагогов определяются в настоящее время квалификационными требованиями, указанными в Едином квалификационном справочнике в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования». На основе этих требований в образовательных учреждениях разрабатываются должностные инструкции педагогических работников.

Почему же при наличии единых квалификационных требований возникла необходимость  разработки и принятия профессиональных стандартов?  На протяжении последних лет система образования России оказалась под воздействием сильнейших изменений в социальной сфере экономики, трансформационных процессов в системе высшей школы, связанных с вхождением России в Болонский процесс.  Министерство труда и социальной политики разработало и утвердило Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании). Принятию профессионального стандарта предшествовало общественное обсуждение, педагогической общественности была предоставлена возможность высказать свои замечания и дополнения к проекту стандарта. По результатам этого обсуждения, в текст стандарта были внесены изменения, а главное – изменился подход к планируемому применению данного стандарта. Традиционно стандарты являются документом, в котором сформулированы обязательные требования к трудовым функциям работника, к осуществлению которых он должен быть полностью подготовлен при получении высшего образования. И следовательно, приходя на работу в образовательное учреждение выпускник вуза должен обладать компетенциями, определенными профессиональным стандартом. Таким образом, именно стандарт описывает, каким именно должен быть выпускник высшей школы. Введение профессионального стандарта должно прежде всего повлечь за собой изменение содержания подготовки будущих учителей.

Цель применения профессионального стандарта четко сформулирована:

1.                Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка;

2.                Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;

3.                Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;

4.                Содействовать вовлечению педагогов в решение задач повышения качества образования

Однако возможно ли применение профессионального стандарта к уже работающему учителю? Именно это вопрос вызвал бурную дискуссию в профессиональных кругах. Почему?

Рассмотрим, какие изменения произошли в требованиях, предъявляемых к современному учителю. В приведенной ниже таблице представлены основные требования к компетентностям учителя в соответствии с квалификационным справочником и профессиональным стандартом. В таблице для сравнения представлены те параметры, которые поддаются сопоставлению.

 

 

Квалификационный справочник

Профессиональный стандарт

Должностные обязанности

Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета.

 

 Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

 

Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы.

 

Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.

 

Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности.

 

Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

 

Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

 

Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).

 

Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении, участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

 

 

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

 

Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).

 

 

Трудовые действия

1.     Общепедагогическая функция.

Обучение. Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы

 

Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов  дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

 

 

 

 

Планирование и проведение учебных занятий, систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению, организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися

 

Формирование универсальных учебных действий, формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ)

 

Формирование мотивации к обучению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Однако в таблице представлены далеко не все требования профессионального стандарта. Ниже кратко приведены те составляющие трудовых действий педагога, которые не представлены в квалификационных требованиях и, следовательно, являются новыми требованиями к деятельности учителя, к его компетентностями.

«2. Воспитательная деятельность

Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

 

Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной  деятельности

 

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера

 

Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка  образовательной организации

 

Проектирование и реализация воспитательных программ

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)

 

Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)

 

Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления

 

Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации

 

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

 

Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде

 

Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь  семье в решении вопросов воспитания ребенка

 

2.     Развивающая деятельность

Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития

 

Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе

 

Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка

 

Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью

 

Оказание адресной помощи обучающимся

Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума

 

Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка

 

Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу

 

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

 

Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения

Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся».

Как мы видим, нового в требованиях профессионального стандарта к педагогу гораздо больше, чем соотносимого с квалификационными требованиями, предъявляемыми к учителю сегодня. Именно это и вызвало бурную реакцию педагогической общественности.

Каким образом сегодня уже работающему педагогу соответствовать требованиям стандарта?  Возможно ли это? Достижим ли для ныне работающего педагога этот профессиональный стандарт?

Возникшие вопросы привели к существенному изменению в подходе к применению профессионального стандарта. Сегодня профессиональный стандарт становится ориентиром для профессионального развития учителя. Причем на достаточно большую перспективу.

Стандарт может  и должен служить основанием для подготовки учителя, его профессионального развития, для формирования индивидуальной траектории повышения квалификации. Важно то, что профессиональный стандарт является основанием для бенчмаркинга, т.е. определения ориентиров в уровне квалификации, ожидаемых от педагога на каждом этапе его профессионального развития.

Анализ состояния организации повышения квалификации выявил ряд направлений, по которым необходимо провести «перезагрузку» в соответствии с современными требованиями. Мы определили для себя основные направления по обеспечению сопровождения профессионального развития педагогических работников системы образования Выборгского района:

1.     При информационно-методическом сопровождении педагогов необходимо использовать потенциал всей образовательной системы.

2.     В повышении квалификации акцент необходимо делать на личностно-ориентированном  и практико-ориентированном обучении.

3.     Необходимо способствовать развитию актуальных форм профессиональной поддержки педагога в образовательных учреждениях района (образование через корпоративное обучение, наставничество, консультирование, деятельность профессиональных сообществ).

4.     Необходимо стратегическое планирование профессионального развития педагогических кадров и постоянный мониторинг уровня квалификации.


Поделиться: