Поиск по сайту

Применение кейс-технологий на уроках английского языка


Авторcтво: Смирнова Елена Евгеньевна,методист, учитель английского языка ГБОУ гимназия № 92 Выборгского района Санкт-Петербурга


Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов . Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.
Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.
Ситуативная методика в последние годы становится одной из эффективных методик преподавания социальных наук не только в высших учебных заведениях и семинарах по повышению квалификации работников разных сфер, но и в общеобразовательных учреждениях. Использование ситуативной методики позволяет учащимся школы проявлять и совершенствовать навыки учебной работы, применять на практике теоретический материал, кроме того, данный метод позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни. Ситуационную методику обучения часто называют кейс–методом.
Отличительными особенностями кейс–метода являются:
- описание реальной проблемной ситуации;
- альтернативность решения проблемной ситуации;
- единая цель и коллективная работа по выработке решения;
- функционирование системы группового оценивания принимаемых решений;
- эмоциональное напряжение учащихся.
Сложной задачей для учителя, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, т.е. подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми учащимся нужно овладеть. Кейсы, обычно подготовленные в письменной форме, читаются, изучаются и обсуждаются. Эти кейсы составляют основы беседы класса под руководством учителя. Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе.
Учащиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других учащихся и учителя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Учащиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия принятия необдуманных решений.
Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех учащихся группы в процесс анализа кейса.
Ситуационная методика опирается и включает в себя многочисленные методы преподавания, но предпочтение отдается методам стимулирования и мотивации учебно–воспитательной деятельности. Таким образом, кейс–метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, игровые методы, ТРИЗ и другие формы и методы преподавания.
Кейс-метод можно представить в как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняет в кейс - методе свои роли.

Метод, интегрированный в кейс-метод (характеристика его роли в кейс – методе -
моделирование, построение модели ситуации).
Системный анализ (системное представление и анализ ситуации).
Мысленный эксперимент (способ получения знания о ситуации посредством её мыслительного преобразования).
Методы описания (создание описание ситуации).
Проблемный метод (представление проблемы, лежащей в основе ситуации).
Метод классификации (создание упорядоченных перечней, свойств, сторон, составляющих ситуации).
Игровые методы (представление вариантов поведения героев ситуации).
«Мозговая атака» (генерирование идей относительно ситуации).
Дискуссия (обмен взглядов по поводу проблемы и пути её решения).

При использовании кейс–метода в практической деятельности следует помнить об основных идеях (принципах) данного метода:
– как указывалось выше, кейс–метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, темам, истина в которых неоднозначна;
– в процессе сотрудничества учителя и учащегося, усилия последнего направлены не на овладение готовым знанием, а на его выработку;
– результатом такой деятельности является не только получение знаний, но и формирование навыков учебной работы. Несомненно, такие навыки будут востребованы и в будущей профессиональной деятельности обучающихся;
– важным достоинством кейс–метода является и формирование ценностей, жизненных установок учащихся.
Занятия по анализу конкретной ситуации ориентированы на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности слушателей.
Можно выделить следующие цели и области применения метода анализа конкретной ситуации:
- закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса);
- отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление учащихся со схемами анализа практических ситуаций (в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки);
- отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений (в рамках тренинговых процедур);
- экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения).
Конкретная ситуация (или кейс) - это письменно представленное описание определенных условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидов, ориентирующее слушателей на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения.
Под методом кейсов понимается изучение дисциплины путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение развивает, зачастую бессознательно, понимание и способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются специалисты в профессиональной деятельности.
Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности. Его суть также состоит в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений, а обучение становится как бы необходимым условием выживания.
Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста.
Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс - метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения, суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.
Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста , и включает в себя следующие этапы:
- индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
- работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
- презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-метод, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-метод, их подготовки и проведения.

Мастер-класс по теме:

Кейс-метод на уроках английского языка в старших классах

                                                                 
Для начала работы необходимо:
  • Тщательно проработать лексику и грамматику, необходимую для ясного выражения своих идей и убеждения собеседников в своей правоте.
  • Дифференцировать материал и задачи кейса для обучающихся с разным уровнем владения предметными ЗУН.
  • Убедиться, что занятие проходит на заключительном этапе изучения той или иной темы раздела учебника.
Где и как применять кейс-метод:
  • При подготовке к части С единого государственного экзамена
  • При проведении уроков дискуссий и полемик по актуальным темам и вопросам
  • При организации диалогической и полилогической речи как одного из видов речевых упражнений
  • В проектно-исследовательской деятельности

Раздел С ЕГЭ по английскому языку. Подводные камни. Кейс-метод как эффективное средство «борьбы» с проблемными зонами.
  • Требования к аргументации собственного мнения по предложенной проблеме выявляют множественные проблемы с самостоятельностью мышления обучающихся и недостаточной сформированностью так называемого критического мышления.
  • Кейс-метод позволяет развивать необходимые навыки, а именно четкое выполнение поставленной задачи, умение сформулировать противоположное мнение, умение аргументировать и защищать собственную точку зрения, мыслить критически и решать поставленную задачу в условиях цейтнота, а также развивать стратегическое мышление.
Почему полемика, а не дискуссия?
  • Дискуссия– это спор за доказательство одной мысли. Задача – прийти к консенсусу различными путями.
  • Полемика– это спор за мысль. Задача – доказать, что твоя идея правильна.
  • Понимание разницы понятий – ключ к положительной тенденции при работе с обучающимися.
  • Полемика как упражнение помогает подготовиться к написанию эссе в ЕГЭ по английскому языку.
  • Формирует стратегически мыслящую личность, умеющую правильно и грамотно справляться с поставленной задачей.
  • Опосредованный характер полемики расширяет круг возможностей ее применения на уроках.

Организация полемики на уроках
  • Вводное занятие по объяснению понятия, ключевой терминологии, основным положениям проведения спора.
  • Тренировочные вводные упражнения полемического характера в форме опроса.
  • Подготовка учителем кейса.
  • Индивидуальное изучение кейса учениками. Подготовка к занятию по кейсу.
  • Организация работы на уроке в группах.
  • Пример кейса по типовому заданию экзаменационного типа номер 1
  • Класс делится на 3 группы – 2 проблемные группы, 1 фокус-группа.
  • Группа 1 придерживается строго одной точки зрения на проблему, группа 2 – прямо противоположной.
  • Группы (после индивидуальной работы над кейсом, подготовки собственного выступления по теме в качестве домашнего задания) обсуждают свою точку зрения, выдвигают аргументы в его пользу.
  • Группы 1 и 2 представляют свое мнение с доказательствами. Фокус-группа отслеживает выступления, выбирает наиболее объективное и грамотно аргументированное мнение.

Пример кейса по типовому заданию экзаменационного типа номер 2
  • После индивидуальной работы над кейсом и домашних «заготовок» обучающиеся делятся на пары.
  • После самостоятельной работы в парах у доски выслушиваются импровизированные споры отдельных пар, остальные обучающиеся слушают, делают конспекты, решают, чьи аргументы были наиболее объективными и убедительными.
  • Критерии оценки – грамотность речи, вежливость спорящего, объективность, морально-этическая адекватность суждений.
  • Анонимное голосование, выбор победителя спора.
  • Пример кейса по типовому заданию экзаменационного типа номер С2
  • После индивидуальной работы над кейсом обучающиеся делятся на 2 группы и каждая получает домашнее задание – аргументировать определенную точку зрения на проблему, с прямо противоположных сторон.
  • На уроке группы вынужденно меняют «полюса».
  • Выступая с аргументами, обучающиеся получают возможность иначе взглянуть на проблему, а также оценить выступления своих одноклассников.
Примеры тематики кейсов:
  • Примерные задания к эссе (задание С2 ЕГЭ по английскому языку). Например,
  • « Подросткам необходимо давать карманные деньги». Каково Ваше мнение на этот счет? Аргументируйте».
  • «Фаст-фуд очень популярен сегодня. Это быстро и удобно. Но многие эксперты считают, что это очень вредно для здоровья». Какого ваше мнение по этой проблеме?
  • Завершающие проектные работы по разделам учебника. Например, «Составьте список архитектурных достопримечательностей мира, которые по вашему мнению могут считаться новыми чудесами света. Аргументируйте свой выбор.»
  • Урок-беседа по темам разделов учебника. Список тем соответствует основным темам программы иностранных языков в средней школе, например, Семья, Еда, Хобби, Компьютерные технологии, Образование, Выбор профессии и проч.
Применение кейс-метода в обучении иным аспектам речевой деятельности:
  • Мозговой штурм.
  • Научно-исследовательская деятельность на уроке.
  • Проектная деятельность.
«Работа в группах»
  • Кейс заведомо разбивается на части. Класс делится на группы – рабочие группы и фокус-группа. Группы получают только определенную часть кейса. В группах назначается «руководитель», с ним проводится по необходимости дополнительная разъяснительная работа.
  • Материал тщательно изучается в группах, «руководитель» группы следит за полным пониманием поставленной задачи и усвоением материала.
  • Группы делятся своей частью материала с остальными учениками. Фокус-группа выслушивает материал, делает выводы и выдает классу собранный в одно целое материал.

Поделиться: