Авторcтво: Козлова Наталия Александровна, педагог-организатор дополнительного образования ГБОУ ДОД Дворца детского (юношеского) творчества Выборгского района Санкт-Петербурга; Петров Олег Александрович, заведующий секцией отдела туризма, краеведения и спорта ГБОУ ДОД Дворца детского (юношеского) творчества Выборгского района Санкт-Петербурга |
В настоящее время большое внимание уделяется вопросу инклюзивного образования, формам взаимодействия и общения с «особыми» детьми и их дальнейшей социализации, адаптации в обществе.
Одна из задач государственной образовательной политики — подготовить детей к включению в коллектив, класс, группу, обеспечить работу с «особыми» детьми не только педагогов, психологов, медицинских работников, а также организовать совместную работу с родителями. Дополнительное образование — это ступень для детей с ограниченными возможностями для успешной адаптации в обществе.
Во Дворце детского (юношеского) творчества Выборгского района существует несколько объединений, в которых успешно занимаются «особые» дети. Их высокие результаты и победы в разноуровневых мероприятиях показывают необходимость включения таких детей в образовательный процесс учреждений дополнительного образования.
Ежегодно в нашем Дворце проходят соревнования по ориентированию, по спортивному туризму, по шахматам, а также слеты, походы, где «особые» дети принимают участие наравне со всеми. Такое включение детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет им полностью окунуться в среду обычного ребенка, почувствовать себя не обособленной ячейкой этого мира, а частью одного целого — такими же, как все!
Одним из ярких примеров равных возможностей является участие «особых» детей в Открытом Кубке по спортивному ориентированию в закрытых помещениях. В программе соревнований два вида дистанций:
• дистанция личная «Ориентирование в лабиринте»,
* дистанция личная «Ориентирование в закрытом помещении».
Для новичков перед соревнованиями были подготовлены обучающие дистанции. Результаты соревнований фиксировались сразу на финише с помощью «электронной отметки». Ребята активно объясняли и помогали друг другу правильно сориентироваться и найти контрольные точки.
«Особые» дети (в нашем случае — это дети с нарушением слуха) с огромным удовольствием участвуют в таких спортивных соревнованиях, и стоит сказать, ничуть не уступают своим соперникам!
В нашей работе мы рассматриваем спортивное ориентирование как часть туристско-краеведческой деятельности, которая способствует не только результативности обучения, но и профориентации детей.
Наша работа по спортивному ориентированию чередуется с туристко-краеведческими занятиями. Туризм становится эффективным педагогическим инструментом - формирует сплоченный коллектив, готовит учащихся к адекватному взаимодействию в условиях природной среды.
Несмотря на то, что активные виды туризма традиционно считаются эффективным способом адаптации, в том числе и адаптации социальной, н коррекционных образовательных учреждениях туристская (туристско-краеведческая и туристско-спортивная) деятельность ограничивается сезонными мероприятиями, которые решают лишь вопросы досуга. Многие воспитанники коррекционных школ не имеют опыта социального взаимодействия, самообслуживания, опыта действия в ситуациях, приближающихся к экстремальным.
Туризм позволяет решать многие задачи коррекционного образования. Спортивное ориентирование, в рамках спорта глухих, вошло в программу Сурдолимпийских игр. Туризм приобретет все более тесную связь с целым рядом различных видов спорта, что открывает широкие перспективы социализации учащихся коррекционных образовательных учреждений. Несомненно, что для глухих и слабослышащих учащихся одним из наиболее актуальных направлений туристско-краеведческой деятельности становится спортивное ориентирование.
Таким образом, включение «особых» детей в общую среду, а именно, участие в массовых спортивных соревнованиях, решает ряд педагогических, воспитательных и социальных вопросов. Данная форма включения детей с ограниченными возможностями создает оптимальные условия для их успешной социализации, исключая дискриминацию и полностью стирая все границы, ведь самое главное — это создание «сплоченного общества, способного включить в себя «особых» детей и интегрировать в единое социальное целое».
Поделиться: