Поиск по сайту

Развитие речемыслительной деятельности учащихся начальной школы (методическая разработка написания изложения с использованием ИКТ)


Авторcтво: Шутова Светлана Викторовна, учитель начальных классов ГБОУ прогимназии №130 Выборгского района Санкт-Петербурга; Мосягина Марина Викторовна, учитель начальных классов ГБОУ прогимназии №130 Выборгского района Санкт-Петербурга


При обучении русскому языку учащихся младших классов одной из актуальных проблем остается разработка новых приемов и средств развития речемыслительной деятельности. Основными видами работ, направленных на развитие связной письменной речи, т.е. способствующих формированию комплексного умения создавать текст в письменной форме, являются изложения и сочинения.
            Изложение — традиционная форма учебной деятельности, связанная с воспроизведением готового, «чужого» текста, нашедшая широкое применение практически во всех классах школы и получившая закрепление в качестве аттестационной работы по русскому языку. Что же положено в основу системы работы над изложением, что является ее определяющим началом? Ответ на данный вопрос раскрыт в предлагаемой статье.

            Изложение (особенно с творческим заданием) представляет собой не механическую передачу чужого текста, а собственную вариацию на заданную тему (или собственную редакцию предложенного текста). Работая над изложением, школьники должны выявить проблематику текста, определить его тему и идею, проанализировать элементы сюжета, оценить композицию текста и образную систему произведения, составить план будущего изложения.

            Такой подход к системе работы по развитию связной речи, в основе которого лежит последовательное формирование у учащихся УУД, необходимых для создания текстов разных типов, реализуется в программе по русскому языку. Изложение (как и сочинение) - одно из средств обучения связной речи, средств совершенствования УУД, необходимых для формирования коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях общения. Следовательно, на вопрос чему обучать, работая над изложением, естественно ответить: обучать коммуникативным УУД. Формирование таких действий и составляет предмет, содержание работы над изложениями разных видов.

Каждый этап обучения речи в школе решает свои задачи и предполагает использование разных, все усложняющихся видов работ, в частности изложений.

            Мы предлагаем методическую разработку с использованием презентации подготовительного этапа.

На этом этапе формируются такие умения, как умение определить тему и основную мысль несложного текста; умение выделить основное в его содержании, устно сжато передать содержание текста; выделить его смысловые части, составить план прочитанного; найти в тексте и объединить материал на ту или иную тему.

Выделяют несколько этапов работы над обучающим изложением.

I этап: подготовительный

Цель: помочь школьникам осмыслить текст и подготовить их к пересказу.

Приемы:

1) вступительная беседа

Цель: подготовить учащихся к восприятию текста.

Круг вопросов, определяемых для беседы, зависит от цели изложений, сложности содержания текста и этапа обучения. Вопросы могут быть связаны как с условиями создания текста, его автором, самим текстом, так и с жизненным опытом учеников. В беседу могут быть включены слова и словосочетания из текста, употребление которых вызовет затруднение учащихся.

2) восприятие текста

Восприятие содержания текста проходит по-разному. С целью знакомства с текстом могут быть использованы такие приемы, как:

1. чтение текста учителем;

2. чтение текста про себя учениками (в том случае, когда текст перед глазами);

3. параллельное прослушивание текста и чтение про себя (комбинированный прием работы).

Задача перечисленных приемов работы - первоначальное знакомство учащихся с содержанием, правильное его понимание, определенная эмоциональная оценка воспринятого. Во всех случаях важно, чтобы была дана установка, нацеливающая на активное восприятие содержания, например: «сформулируйте тему», «основную мысль текста», «почему текст назван ...?», «как еще можно озаглавить текст?».

3) беседа по содержанию текста

Задачу более глубокого понимания содержания текста, композиции языка решают приемы работы, направленные на анализ текста. Ученик должен не только увидеть авторскую позицию, но и уметь обосновать свое отношение к воспринятому.

4) анализ структуры текста

Беседа должна вестись по узловым вопросам и направлена на понимание текста, как содержательного, структурного, типологического и стилистического единства.

Цель такого анализа - помочь учащимся осознать структурные особенности текста. Текст делится на смысловые части.
Этот анализ сопровождается составлением плана. План, в свою очередь, должен отражать не только структуру текста, но и содержание каждой структурной части.

5) составление плана

Составление плана — это самостоятельная речевая деятельность, средство лучшего осмысления, запоминания текста и организация его воспроизведения.

Составление плана - чрезвычайно важный прием подготовки к написанию изложений, активизирующий процесс анализа, осмысления и воспроизведения текста. Умение составить план готового текста поможет ученику и в работе над планом к сочинению, докладу, реферату.

Редактирование — это такой прием работы, который направлен на улучшение, совершенствование, исправление уже написанного текста. Редактирование первого варианта изложения дает положительные результаты, позволяет улучшить содержание, речевое оформление и грамотность работ.

Проверка обучающих изложений, как и любых других письменных работ, требует от учителя не только внимания, но и уважения к труду ученика. Пленкин Н.А. делает замечание: "Лежащая перед нами ученическая тетрадь, это наивное и несовершенное создание детской мысли, - уже произведение начинающего автора, пусть еще неопытного и неумелого, но уже автора".


Приложение: презентация «Изложение «Майский жук»



Использованные источники:

  1. Ладыженская Т.А. Связная речь. - В кн.: Методика развития речи на уроках русского языка. - М., 1980, с. 222
  2. Сборник текстов для изложений в начальных классах. Практическое пособие/Голубь В.Т. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С. 2007 - 224 с.
  3. Русский язык. 1-4 классы: сочинения и изложения/автор - составитель Н.Н. Бобкова [и др.] - Волгоград: Учитель. 2010. - 316с.
  4. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. Изд. Просвещение. - М., 1984. - с.10-30.
  5. Пленкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста. Просвещение. - М., 2008. - с.12-18.
  6. Интернет – источники


Поделиться: