Авторcтво: Баскакова Людмила Леонидовна, учитель истории и обществознания ГБОУ школы №135 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга |
Работа с одаренными детьми всегда вызывает много вопросов и ставит перед учителем непростые задачи. Готовых рецептов в такой деятельности нет, потому что она является творческой и очень индивидуальной как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Только совпадение мотивации учителя и ученика могут дать положительный результат.
Стремление субъектов образовательного процесса к углублению и расширению знаний по истории и обществознанию является важнейшим фактором успеха. Поэтому выбор детей должен быть основан на стойком интересе ученика к изучаемому предмету.
Как правило, такие дети проявляют себя на учебных занятиях. Они легко запоминают события, задают вопросы, дополняют рассказ учителя своими знаниями и становятся партнерами учителя.
Для начала можно подготовить дополнительные задания для детей на дом. Они позволят понять насколько ребенок готов к углубленному изучению предмета.
Способности детей проявляются по-разному.
1) Одни готовы к логическим размышлениям, аналитическим выводам, построению схем, выводам, умозаключениям.
2) Другие способны запомнить объемный материал, конкретизируя детали, обобщая факты, сравнивая события, определяя исторические персоналии.
Поэтому работать с детьми нужно, используя различные подходы, выявив учеников аналитиков и учеников – эрудитов.
Характеристика учащихся.
Ученики-аналитики
|
Ученики-эрудиты
|
Обладают способностью находить проблему, выделять ее главные элементы
|
Владеют обширными знаниями фактического материала.
|
Способны анализировать, используя дополнительную литературу.
|
Легко решают задания тестового характера, составлять такие задания самостоятельно
|
Готовы продолжительное время изучать заданную тему, прибегая к дополнительным источникам, собирать необходимые сведения.
|
Интересуются достаточно продолжительными периодами истории, стремятся узнать о каждом событии, личности, явлении и уложить знания в определенную систему знаний.
|
Увлекаются определенной темой, изучая ее углубленно
|
Стремятся расширить свои знания через знакомство с новыми источниками информации.
|
Ученики-аналитики – это дети, которые способны заниматься научно-исследовательскими проектами, кропотливо изучать выбранную тему. Поэтому во внеурочной деятельности таким ученикам лучше заниматься проектной деятельностью.
Ученики - эрудиты способны принимать участие в интеллектуальных конкурсах, то есть это участники олимпиад различного уровня.
Соответственно, формы и приемы работы с учащимися разных уровней тоже будут различными.
Приемы работы с одаренными детьми по истории и обществознанию.
Ученики-аналитики
(проектная деятельность)
|
Ученики-эрудиты
(активные формы работы)
|
1. Знакомство с алгоритмом исследовательской проектной деятельности.
|
1. Выявление уровня эрудиции каждого учащегося (выполнение заданий повышенного уровня).
|
2. Знакомство с научно-исследовательскими проектами учащихся (интернет).
|
2. Определение основных знаний и умений:
· Умение обобщать
· Умение вычленять главное
· Знание понятий
· Знание персоналий
· Хроника событий
· Знание явлений
· Умение сопоставлять
· Умение сравнивать
|
3. Определение проблемы для изучения.
|
3. Поддержание стойкого интереса к изучаемому предмету
|
4. Составление плана самостоятельной исследовательской деятельности учащегося и графика его выполнения.
|
4. Индивидуальная работа с учащимся по формированию необходимых знаний и умений в решении заданий повышенной сложности
|
5. Консультационное сопровождение проектной деятельности.
|
5. Участие в интеллектуальных конкурсах различного уровня.
|
6. Участие в научно-практических конференциях.
|
|
Формы работы с одаренными детьми по истории и обществознанию.
Ученики – аналитики
|
Ученики – эрудиты
|
1. Собеседование.
|
1. Малая гимназическая олимпиада.
|
2. Консультирование.
|
2. Интеллектуальный марафон.
|
3. Конкурс эссе на заданную тему.
|
3. Диспут
|
4. Подбор дополнительной информации.
|
4. Ролевая игра
|
5. Выполнение индивидуальных заданий по тексту документа.
|
5. Составление кроссвордов, исторических задач, схем, таблиц, создание рисунков.
|
6. Выступление на заданную тему
|
6. Викторина
|
7. Конкурс ораторского мастерства
|
7. Игра – соревнование «Хочу все знать»
|
8. Выступление на научно-исследовательской конференции
|
8. Участие в гимназической и городской олимпиаде
|
9. Участие в чтениях, организованных
различными учреждениями.
|
9. Решение исторических задач, выполнение тестовых заданий повышенного уровня.
|
Приложение: примеры работ учащихся-аналитиков (из опыта работы); таблица индивидуального роста уровня эрудиции учащихся; примеры заданий (из опыта работы)
Поделиться: