Поиск по сайту

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе


Авторcтво: Фефелова Вероника Борисовна, учитель начальных классов школы №102 Выборгского района Санкт-Петербурга; Тарасенко Ольга Эдуардовна, учитель начальных классов школы №102 Выборгского района Санкт-Петербурга


В начальных классах важнейшим условием заинтересованного отношения ребенка к учебе, к предмету, является личность учителя, его увлеченность своим делом, а также умение поддерживать веру в силы и возможности каждого ребенка, умение сотрудничать с учащимися при выполнении того или иного задания. Творческая атмосфера в классе возможна только в том случае, если ученик не боится ошибиться, допустить оплошность. Задача учителя - сделать все возможное, для того, чтобы труд детей был радостным, а уроки интересными. Яркость, эмоциональность, разнообразие работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребенка, активность его пытливого ума - вот к чему должен стремиться каждый педагог.

Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебного материала. Активизация при его усвоении требует внимания к изучаемому материалу, к заданиям, к формированию правил. Если ребенку интересно на уроке, то он лучше и легче запоминает, активно работает, повышает работоспособность и творческую активность.

Учеба – это серьезный труд. Когда учиться интересно – легко учиться, радостно учиться, хочется учиться. Счастливого ребенка легче учить и воспитывать, развивать его творческий потенциал. Для этого нужно использовать в работе все эффективные традиционные и нетрадиционные формы обучения русскому языку, литературному чтению и других предметов.

Для того, чтобы учебный процесс был эффективным, вызывал интерес у детей, необходимо применять различные методы работы, вызывающие интерес к предмету.

Основной формой организации процесса обучения является урок. Типы уроков различны: закрепление нового материала, закрепление и совершенствование знаний, обобщение, проверка знаний. Для активизации познавательной деятельности учащихся необходимо применять различные виды работ на уроке и в соответствии с этим использовать определенный тип урока.

1. Проведение уроков разного типа.

В зависимости от цели, ведущих методов, технологий и видов деятельности учителя и учащихся применяются разнообразные типы уроков:

· Уроки-сказки

· Уроки-путешествия (экскурсии)

· Деловые игры

· Уроки-семинары

· Уроки-практикумы

· Уроки-зачеты

· Уроки-праздники

· Интегрированные уроки

· Уроки развития речи

2.Повышение активности работы детей на уроках

· Создание проблемной ситуации

· Определение детьми целей и задач урока

· Использование разных видов работ ( индивидуальная, работа в паре, групповая)

· Постоянная смена деятельности

· Использование метапредметных связей

· Применение личного жизненного опыта учащихся

· Использование на уроках наглядных пособий, интерактивной доски, проекторов, музыкального сопровождения

· Включение в урок игровых моментов

3.Работа с текстом

Для лучшего усвоения и понимания художественных текстов необходимо тщательно и поэтапно выполнять анализ произведения. Для детей младшего школьного возраста на первый план выходит понимание содержания, темы и основной мысли текста. Для лучшего усвоения необходимо использовать такие приемы как:

· Работа с толковыми словарями для понимания и усвоения новой лексики

· Пересказ целого текста и его частей

· Выделение основной мысли

· Определение идеи текста

· Выявление главных и второстепенных персонажей, их характеристика и сравнение

· Личное отношение

· Ответ на вопросы по содержанию

· Выявление изобразительно - выразительных средств языка, встретившихся в тексте

· Знакомство с биографией автора и определение места художественного произведения в его творчестве

· Сравнительный и сопоставительный анализ нескольких произведений

· Обобщение и подведение итогов (выводов) по прочитанному произведению.

Активизировать учебный процесс помогают творческие задания

· Написание сочинений, отзывов, рецензий

· Создание проектов и презентаций

· Написание иллюстраций к тексту

· Работа в группах по созданию произведения определенного жанра

· Создание классной библиотеки

· Подбор пословиц и поговорок как вывод к прочитанному произведению

· Пересказ текста от другого лица

· Проведение викторин, составление кроссвордов, игр по станциям, где определяющую роль должны играть сами дети

· Создание классного театра, с афишами, декорациями, костюмами. В качестве зрителей можно пригласить учеников других классов и родителей

· Проведение литературных гостиных и творческих вечеров

· Создание собственных книжек-малышек

4. Работа на уроках русского языка

· Развитие мелкой моторики игровыми упражнениями

· Введение минуток чистописания

· Создание алгоритмов при работе с различными орфограммами

· Составление блок-схем при изучении различных частей речи

· Работа со словарями

· Сочинение правил в стихотворной форме

· Иллюстрация правил

· Применение карточек-загадок при словарной работе

· Создание проектов и презентаций с орфографическими минутками

· По итогам прохождения раздела проводить викторины, вопросы и задания к которым должны придумать сами ученики

· Составление «карт успеха» для экрана соревнований

У учащихся младших классов ограниченный словарный запас, однообразные синтаксические конструкции, поэтому учитель должен научить детей чувствовать слово, владеть синонимией, правильно использовать морфологические формы и синтаксические конструкции. Эти задачи решаются на уроках русского языка и литературного чтения.

Предлагаем примеры уроков, проводимых в начальных классах общеобразовательной школы.


Приложение: примеры уроков


Поделиться: