Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Учитель и ученик в социальной сети: хорошо или плохо?
Социальные сети уже достаточно давно и прочно вошли в нашу жизнь. Не обошло это явление и сферу образования. Ученики и учителя все более активно используют социальные сети. В интернете часто проводятся мастер-классы для учителей "Социальные сети для учителя",[i] а в обществе уже даже ходят анекдоты на эту тему: «Задержан учитель-садист. Он ставил своим ученикам единицы не только в школьном журнале, но и под их фотографиями в "Одноклассниках". Возникает вопрос: стоит ли учителю использовать социальные сети в своей педагогической работе, или все-таки нет. Дискуссии на эту тему активно ведутся в Англии и США. Так 01.08.2011 губернатор американского штата Миссури подписал закон, который запрещает общение между преподавателями и студентами в социальных сетях, включая наиболее крупную из них – Facebook[ii]. При этом в законе основной целью запрета является "установление более четких границ между преподавателем и студентом" и "предотвращение возможности сексуального насилия над детьми". Правда, закон запрещает только непосредственное общение в соцсетях – учителя свободно могут создавать публичные страницы и размещать для них информацию для студентов. Также документ обязывает учебные округа штата письменно оформить правила взаимодействия учителей и учеников в онлайн-СМИ и социальных сетях, а также проводить тренинги по ознакомлению с этими правилами. В Великобритании Национальный союз учителей тоже не рекомендует добавлять своих учеников «в друзья», но в качестве основной причины называет «опасность быть униженными детьми в социальных сетях». Британские эксперты по безопасности в Интернете также подтверждают участившиеся факты неуважительного поведения учеников в Интернете по отношению к своим преподавателям. Союз приводит ряд примеров того, как ученики скачивали личные фотографии учителей с их профайлов на Facebook и выставляли эти фотографии на всеобщее обозрение, делая постыдные комментарии к ним[iii]. Подобные дискуссии ведутся и в России. У нас пока никаких законов на эту тему нет, кроме той части Закона об Образовании, в которой обтекаемо сформулирована необходимость «использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет». А также есть отдельные мнения. Так в статье «Учитель и ученик в социальных сетях: добавить нельзя отказать», опубликованной в Учительской газете, говорится о том, что в современном мире учитель может лучше понять ребенка и сам приблизиться к его миру, его интересам, используя социальные сети. «Для учеников учитель превращается в живого человека, который следит за их жизнью, знает о них, а порой и разделяет их увлечения. То, что учитель «оценил» фотографию, ребенок рассматривает как интерес к нему и к его жизни. Одно простое действие порой показательнее для него, чем произнесенная на уроке фраза: «Ты мне интересен». Слово учителя превратилось в действие, а это, согласитесь, намного важнее»[iv]. С другой стороны, там же говорится и о риске, связанном с тем, что, разместив свою страничку в сети, учитель невольно выставляет себя на показ: «подобная дружба накладывает определенные обязательства на учителя. Дети смотрят на него как на образец поведения, учитель должен строго следить за всеми своими действиями, ему приходится ограничивать себя в желании выложить все напоказ. Тут встает сложный вопрос: готовы ли учителя ограничивать свое право на личную жизнь?»[v] Теперь рассмотрим, что говорят сами учителя об использовании в своей работе социальных сетей. «Консультации даю, если возникает потребность. Обсуждаем изменения в расписании, если случается. Онлайн все. Тексты у себя в профиле выкладываю по надобности. Консультации реальные назначаю».
По вышеприведенным высказыванием можно судить о том, что многие учителя с успехом используют социальные сети в образовательном процессе, однако у некоторых все же есть сомнения на счет целесообразности использования этой технологии. Отметим также, что во многих школах такие социальные сети, как «Одноклассники» и «ВКонтакте» заблокированы фильтрами. Таким образом, мы видим, что существует ряд плюсов и минусов. Ниже приведена таблица, систематизирующая достоинства и недостатки использования учителем социальных сетей при общении с учениками.
Так как можно использовать все плюсы и избежать неприятностей при использовании учителем социальных сетей в своей работе? Наверное, однозначного ответа нет, но можно попробовать выработать для себя и учеников некие алгоритмы и «правила».
Для начала надо четко определить, какие цели вы ставите перед собой, добавляя своих учеников в «друзья». Если вы планируете использовать свой аккаунт только в учебных целях, то стоит либо убрать со своей страницы все, что касается вашей личной жизни, либо не добавлять учеников к себе, а создать отдельную закрытую группу для ваших учеников и их родителей. Размещать там кратко темы уроков, основные важные моменты и домашнее задание. Там же вы можете разместить ссылки на интересное видео по данной теме, на электронные энциклопедии и книги. Также можно разместить опросы, с помощью которых определить, с какими темами у учеников возникают трудности.
Источники: 1. http://www.livescience.com/10045-teachers-asked-unfriend-students-facebook.html [i] ОмскВики– единая образовательная среда учителей, методистов и школьников http://wiki.obr55.ru/index.php?title=%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81_%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D0%B5%D1%82%D0%B8_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F [ii] Законопроект сената №54 http://www.senate.mo.gov/11info/pdf-bill/intro/SB54.pdf [iii] http://www.publiciti.ru/ru/ http://www.publiciti.ru/ru/news/4britanskim-uchitelyam-ne-rekomenduetsya-dobavlyat-svoikh-uchenikov-v-druzya-na-facebook26 [iv] Учитель и ученик в социальных сетях: добавить нельзя отказать, «УГ Москва», №33 от 13 августа 2013 года [v] Учитель и ученик в социальных сетях: добавить нельзя отказать, «УГ Москва», №33 от 13 августа 2013 года [vi] По информации открытых интернет форумов (http://pedsovet-intergu.ru/index.asp?main=topic&id_topic=1505&page=0, http://intergu.ru/pedsovet/?main=topic&id_topic=1505&print=1, http://nsportal.ru/forum/uvlecheniya/2013/09/28/est-kontakt-uchitelya-i-deti-v-sotsialnykh-setyakh-byt-ili-ne-byt) и опроса учителей Поделиться: |