Авторcтво: Федорова Марина Ивановна, педагог-психолог, заведующая отделом профилактики наркозависимости ГБОУ ДОД ДДТ «Олимп»; Муртазина Татьяна Михайловна, методист отдела профилактики наркозависимости ГБОУ ДОД ДДТ «Олимп» |
В сентябре 2001 года во исполнение Закона Санкт-Петербурга от 15.12.99 о целевой программе «Профилактика наркозависимости в Санкт-Петербурге на 1999-2001 гг.» в целях предупреждения приобщения к психоактивным веществам детей и подростков, в результате победы на Городском конкурсе профилактических программ, на базе ГБОУ ДОД ДДТ "Олимп" был открыт отдел профилактики наркозависимости.
Цель работы нашего отдела мы видим в создании в школьной среде условий, препятствующих распространению табакокурения, алкоголизма и наркотикомании, становление у детей и подростков активной позиции по отношению к здоровому образу жизни.
За период с 2001 года количество детей и подростков, принявших участие в профилактическом обучении, увеличилось с 30 до 10 000 человек. Но за тринадцать лет работы отдела (равно как и аналогичных организаций города) актуальность профилактической работы, увы, не стала меньше. Как же избежать трагедии? Как сформировать у подростков неприятие наркотических веществ? Поиском ответов на эти вопросы, совершенствованием проверенных и разработкой новых методов и форм работы наполнена деятельность нашего отдела.
Исходным положением нашей работы является убеждение в том, что профилактика эффективна, если она ведется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, а так же в ней активно должны участвовать и педагоги, и родители, и медики, и другие специалисты. Еще важно параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, научить подростка справляться с конфликтами, управлять своими эмоциями и чувствами.
В настоящее время сотрудниками отдела реализуется на базе 23 школ и 9 детских садов Выборгского района более 20 программ различной профилактической направленности.
Профилактика идет по трем основным направлениям:
- Работа с детьми и подростками – это и общая психолого-педагогическая работа, и тренинги с детьми «группы риска».
- Работа с педагогическим составом и различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотический профилактики, это мероприятия направленные на специальную подготовку к ведению профилактической работы.
- Работа с родителями включает в себя выступления на родительских собраниях, информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании и психолого-педагогическую поддержку семей.
Ежегодно, с 2005 года отдел профилактики наркозависимости ГБОУ ДОД Дома детского творчества «Олимп» совместно с Отделом образования Выборгского района Санкт-Петербурга проводят районный антинаркотический конкурс «Мой мир». Через конкурс мы привлекаем подростков к размышлениям над проблемой распространения и употребления психоактивных веществ (табака, алкоголя, наркотиков), обращаем внимание на возможность влияния ПАВ на качество и образ жизни. Кроме того, конкурс это возможность для учащихся проявить свои творческие способности, реализовать познавательные интересы, заложить фундамент своей будущей жизни.
Участие в конкурсе могут принять учащиеся 5-11 классов школ Выборгского района, занимающиеся пропагандой здорового образа жизни. По итогам конкурса все участники награждаются Дипломами, лучшие из них – Дипломами победителя.
В конкурсе существует пять номинаций:
- литературно-художественная,
- журналистика,
-социальная реклама,
- проект «Социальная акция».
Все конкурсные работы представляют собой альтернативу наркотическим веществам, табаку, алкоголю, в итоге появляется своеобразная, практическая, действенная профилактика, созданная самими школьниками. Конкурсные работы отражают разнообразие духовного мира и переживаний подростков, часто поражают острым ощущением непростой современной реальности.
Главная цель конкурса в формировании ценностных ориентаций, направленных на здоровый образ жизни детей, подростков и молодежи.
Лучшие работы пропагандируются и тиражируются через:
-выпуск календарей,
-участие в различных выставках районного, городского (форумы, конференции) и всероссийского уровня (юбилейная выставка, посвященная 10-летию ФСКН в Москве),
-работы участвуют в различных конкурсах социальной рекламы.
Конкурс является традиционным, и в 2014 году он проводился уже в десятый раз. Все это время в организации конкурса мы сотрудничаем с отделом образования Выборгского района СПб, депутатами муниципальных образований и студентами-волонтерами Педагогического колледжа №4 и СПбГУ.
В 2013 году в конкурсе появилась номинация «социальная реклама». Она заменила «Художественно-эстетическую» номинацию, которая всегда была самой большой по количеству представленных работ. Жюри приняло решение предложить темы для создания рекламы «Мой духовный мир», «Сберечь и защитить», «Что такое настоящая красота?» и другие. Это новшество стало результатом проекта сотрудничества с рекламным агентством «А+Б», сотрудники которого являются авторами «Концепции антинароктической рекламы Ленинградской области». Интерес к сотрудничеству был вызван тем, что совпал главный подход к профилактике – показать не то, «как нельзя себя вести», а как «как можно», обращая внимание подростков на положительную сторону окружающего мира (наши партнеры аналогично призывают к повышению качества жизни). Кроме того, для нас важно развивать такое интересное направление, как социальный плакат.
В результате, в методику и организацию конкурса были внесены изменения. Ксынкин Константин Игоревич, один из авторов «Концепции антинароктической рекламы» поделился своими знаниями и опытом с педагогами на специально организованном научно-практическом семинаре, где выступил в качестве профессионального консультанта. По итогам на апрель 2013 года, несмотря на возросшие требования (участникам, фактически, предстояло выполнить техническое задание на разработку социальной рекламы) в создании социального плаката приняли участие 29 учреждений образования, и было прислано около 80 работ. В 2014 году на конкурс «Мой мир» всего было представлено 235 работ из 29 образовательных учреждений, из них только в номинации «Социальная реклама» было представлено 164 работы. По признанию членов жюри, отдельные решения юных конкурсантов, с точки зрения креатива, эмоциональной выразительности и убедительности сделали бы честь и профессиональным рекламистам. Анализ работ, по мнению Ксынкина К.И. «позволяет говорить о находке новой формы коммуникации между детьми и взрослыми».
Нужно отдельно отметить участие в профилактической работе волонтеров клуба «Мастерская», созданного в отделе профилактики наркозависимости ДДТ «Олимп» в 2001г. (в основном это студенты педагогического колледжа №4, студенты СПбГУ и старшеклассники), которые активно участвуют в организации церемонии награждения победителей конкурса «Мой мир». Они разрабатывают и проводят интересные блиц-конкурсы (например, на знание полезных и вредных привычек, на лучшее высказывание о здоровье), тем самым создавая праздничную атмосферу и получая личный профессиональный опыт.
Мы обращаем особое внимание на развитие волонтерского движения, которое является альтернативой государственных форм социальной работы, фактором становления гражданского общества и считаем, что потенциал волонтерского движения (особенно в молодежной среде) достаточно высок. Участвуя в добровольческой антинаркотической деятельности, волонтеры молодежного клуба «Мастерская», в основном будущие педагоги, психологи, социальные работники, получают возможность приобрести опыт самоорганизации своей жизнедеятельности и свободного времени, им предоставляется возможность реализации выбора приоритетов созидающего характера.
За годы проведения конкурса «Мой мир» была собрана большая коллекция детских работ. Для того, чтобы их увидели как можно больше людей и для привлечения внимание общественности к проблеме укрепления здоровья, мы вовлекли волонтеров в разработку проекта «Передвижная выставка». Суть проекта в развертывании на территории школы выставки детских работ посвященных здоровому образу жизни. На выставке присутствует наглядность, используются интерактивные формы работы. В выставочные залы превращаются помещения, которые изначально к этому не были приспособлены: актовый зал школы, музыкальный зал, фойе и т. п. Учитывая особенности помещений, волонтеры каждый раз создают новую экспозицию. Ведущим предоставляется возможность выразить свое отношение к социальным проблемам через проведение экскурсии. Подготовленность, энтузиазм, хорошая организация со стороны администрации школ и заинтересованность посетителей выставки создает атмосферу сотрудничества и демонстрирует активные формы взаимодействия с подростковой аудиторией.
Цель проекта «Передвижная выставка» в поддержке молодежного антинаркотического движения. А реализация проекта основана на принципах:
- позитивности, через создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы;
- доступности, осуществляется индивидуальный подход, учет своеобразия опыта ребенка;
- сознательности, через создание условий для формирования активной жизненной позиции;
- увлекательности, так как информационная часть программы «эмоционально заряжена»;
- комплексности – выставка рассматривается как часть общего процесса воспитания личности.
Для того чтобы активизировать внимание посетителей, волонтеры каждому участнику вручают три стикера и предлагается прикрепить их на понравившуюся работу. Таким образом, каждый участник выставки делает три выбора.
Эта установка на восприятие экспонатов выставки способствует обострению внимания, придает процессу рассматривания работ живой и неформальный характер, ребята чувствуют свою сопричастность к происходящему. Посетители выставки сравнивают плакаты и рисунки, обмениваются мнениями друг с другом. Так определяются самые интересные работы, а полученный результат является предметом дискуссии.
Так же пришедшим на выставку даются различные задания (например, продолжи фразу «Здоровье это -…»). На открытых плакатах участники выставки оставляют свои отзывы и пожелания.
Мир, в котором мы живем, не идеален, и на выставке есть плакаты, которые отражают отрицательную сторону жизни – их рисуют дети, они это замечают, а для ведущих выставки это удобный повод для размышлений и дискуссий. Задача участников проекта состоит в том, чтобы вести с детьми диалог, вместе определять идею представленных экспонатов.
Существует специфика, например, при общении с учащимися 5-6 классов ведущие не употребляют такие слова как наркотики, табак, алкоголь, а заменяют их словами «психоактивные вещества, изменяющие состояние человека», «вещества, лишающие человека самостоятельности» и т. п. Проводят «Передвижную выставку» 5- 8 волонтеров, которые активно ведут диалог, задавая вопросы.
- Почему ты обратил внимание на этот плакат?
- Как ты думаешь, почему эти рисунки разместили рядом?
- Чем эти плакаты отличаются? Какой больше понравился? Почему?
- Как ты думаешь, что хотел сказать автор?
Часто обсуждению помогают названия работ. Например, «Я свой выбор сделал. А ты?» и этот же вопрос можно задать собеседнику. Волонтеры используют взаимодействие «равный с равными», а возникающая при этом степень доверия позволяет успешно формировать негативную установку к употреблению психоактивных веществ. Участники выставки получают опыт переживания эмоционального комфорта и интересного общения, что является важным моментом профилактики рискованного поведения.
Основной результат проекта «Передвижная выставка» в том, что и студенты-волонтеры, и подростки учатся умению аргументировано отстаивать свою позицию, направленную на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения. Создаются условия для развития ответственной и здоровой личности, возникает понимание молодыми людьми сопричастности к решению серьезной государственной задачи, при этом происходит активный личностный рост волонтеров и обогащается их поведенческий опыт, удовлетворяется потребность в самоутверждении и признании социумом.
Перспективы развития этого проекта в том, что его можно соединить с тематическими мероприятиями, семинарами, форумами, «круглыми столами» и определенными праздниками (например, «Международный день отказа от курения» 20 ноября, «Всемирный день здоровья» 7 апреля, «Всемирный день без табака» 31 мая). Проект «Передвижная выставка» был представлен в 2012 году на Городской конкурс антинаркотических программ, где занял призовое место.
Опыт работы отдела профилактики наркозависимости регулярно обобщается и передается в
учреждения и организации, занимающиеся профилактической работой в районе. Сотрудники отдела постоянно выступают и делятся опытом работы на городских, районных семинарах и конференциях, являются авторами статей по проблемам зависимого поведения.
Поделиться: