Поиск по сайту

Формирование родительско-детских отношений в современном мире


Авторcтво: Богданова Екатерина Игоревна, инструктор по физической культуре ГБДОУ детского сада № 95 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Выборгского района Санкт-Петербурга


Мы с вами живем в мире инноваций и технического прогресса. Наша жизнь наполняется все новыми и новыми устройствами, гаджетами, которые нам облегчают существование. Прогресс в этом направлении шагает семимильными шагами. И теперь занять ребенка «умными» игрушками не составляет труда.

Книжка сама рассказывает сказку, плюшевый мишка умеет разговаривать, петь песни и даже показывать мультфильмы. Появляются у детей мобильные телефоны, планшетные компьютеры, игровые приставки и многое другое, чего 30 лет назад невозможно было даже представить. Конечно, наличие многих современных игрушек и электроники – это огромный плюс. Они способствуют умственному развитию ребенка, причем, быстрому развитию: дети до трех лет впитывают в себя всю информацию как губки. Я, как мама, тоже покупаю своим детям современные гаджеты и одобряю их. Но считаю, что не стоит в этом усердствовать, и ребенка необходимо развивать во всех направлениях, а не только умственно. Ребенок должен развиваться еще и духовно, и физически.

Многие сознательные родители отправляют своих детей в спортивные секции и кружки и на этом ставят жирную точку в развитии своего ребенка. А как же духовное развитие? Народная пословица «в здоровом теле – здоровый дух» права лишь отчасти. Если у ребенка дискомфорт на душе, соответственно будет чахнуть и организм в целом, потому что в нашем организме все взаимосвязано, и одно неотделимо от другого. Как ребенка ни занимай секциями и игрушками, если нет связи с родителями, общения с ними, таких тактильных моментов, как поглаживание, касание и др., то ребенок будет духовно обеднен и может потерять всякий интерес и к игрушкам, и к занятиям и даже заболеть.

Зачастую именно в благополучных семьях дети, заваленные гаджетами и игрушками, не испытывают душевного комфорта. А все от того, что мы, безоговорочно доверяясь техническому прогрессу, теряем связь со своими детьми и отдаляемся от них, порой даже сами этого не понимая. Уходят в забытье семейные традиции, совместные игры и забавы с детьми. Родителям проще дать детям игрушку, нежели уделить время и поиграть со своим чадом, а ведь именно в такие моменты и устанавливается тесная связь родителя с ребенком.

С детства многим из нас знакомы игры, в которые с нами играли мамы и бабушки. Эти игры и забавы передавались из поколения в поколение. Дети, играя с родителями, получают большой положительный эмоциональный контакт, родитель и ребенок начинают лучше чувствовать и понимать друг друга, формируется доброжелательная атмосфера в семье, ребенок становится более послушным и более открытым.

Я, работая инструктором по физкультуре в детском саду Выборгского района, провожу совместные занятия родителей с детьми по программе «Навстречу друг другу» и обучаю родителей, как и в какие игры играть со своими детьми. Родители, в свою очередь, учатся общаться со своим ребенком, учатся понимать и чувствовать его. И, как правило, и те, и другие уходят с занятия в приподнятом настроении.

Занятия мы проводим в ДОУ предпочтительно с детьми ясельных и младших групп. Игры, о которых пойдет речь, рассчитаны на возраст примерно до 5-ти лет. Моя практика показывает, что после посещения таких занятий детьми ясельных групп адаптационный период проходит быстрее и безболезненнее и в последующих занятиях физкультурой наблюдается значительное улучшение показателей физического развития ребенка и устанавливается положительный контакт ребенка с педагогом (инструктором по физической культуре).

Хочу напомнить вам некоторые игры, в которые играли с нами наши мамы, папы, бабушки и дедушки:

«Коза рогатая»

Мама (папа) встает, широко расставив ноги, сделав «воротца», а ребенок встает на четвереньки и проползает в воротца, огибая то одну ногу, то другую.

Во время ползания ребенка мама (папа) приговаривает: "Идет коза рогатая за малыми ребятами, ой забодаю, забодаю" и в конце фразы щекочет ребенка, подхватывает ребенка за подмышки и подбрасывает вверх, а потом прижимает к себе.

«Ехали, ехали…»

Ребенок сидит на коленях у мамы (папы) лицом к нему и держит его за руки. Мама (папа) слегка подкидывает его коленями, приговаривая: «Ехали, ехали, ехали за грибами, за орехами, приехали, приехали с грибами да с орехами, в ямку – бух!». На слове «бух» мама (папа) разводит колени, и ребенок как бы проваливается в ямку.

«Лошадки»

1-ый Вариант. Ребенок сидит на плечах стоящего родителя, который держит его за ноги. Ребенок держится за голову взрослого. После того, как ребенок адаптируется на высоте, победит чувство страха, родитель может с ним ходить в разном темпе, передвигаться на подскоках, подпрыгивать, кружиться, танцевать, приседать, наклоняться вперед.

2-ой Вариант. Ребенок сидит на спине стоящего на четвереньках взрослого, опираясь руками на его плечи, или держась за шею. Взрослый может, стоя на месте, прогибать и выгибать свою спину, покачивая ребенка, или ползти в разном темпе.

«Дрессировщик»

Мама (папа) делает широкий шаг, ребенок проползает под ногой на четвереньках и так на каждый шаг.

«Поднимись на горку»

Взрослый держит за руку ребенка, стоящего к нему лицом. Ребенок поднимается вверх по его ногам, туловищу.

«Обезьянка»

1-ый Вариант. Взрослый стоит, а ребенок сидит на его бедрах лицом к нему, сцепив ноги за его спиной. Подняв руки вверх и глядя на них, ребенок медленно прогибается назад. Взрослый поддерживает руками его спину и ребенок, прогнувшись назад, может достать с пола игрушку и, возвратившись в исходное положение, показать ее партнеру и рассказать о ней; ребенок, прогнувшись, ставит руки на пол и, перебирая руками, пролезает между ног взрослого. Взрослый, взяв ноги за щиколотки, помогает ребенку пролезть, а затем опускает ребенка на пол.

«Совместная ходьба»

Ребенок стоит лицом к взрослому или спиной к нему ставит свои стопы на ноги взрослого. Взрослый прижимает ребенка к себе, и они вместе идут.


Источники и литература:

1. М. Н. Попова; Навстречу друг другу. Психолого-педагогическая технология эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ.


Поделиться: