Авторcтво: Тихонова Анна Анатольевна Учитель русского языка и литературы (ответственный за работу по профилактике ДДТТ и БДД) ГБОУ школа № 555 «Белогорье» Приморского района Санкт-Петербурга |
По данным статистики ГИБДД
ежедневно на дорогах России гибнут до 10 детей
и около сотни несовершеннолетних получают травмы.
За один год в ДТП погибает количество детей,
примерно равное одной школе.
С уходом из школы советской системы коммунистического воспитания школа потеряла единую систему коллективной работы, направленной не только на интеллектуальное и творческое развитие детей, но и на общественно-значимую работу, социализацию, профориентацию.
На мой взгляд, отряды ЮИД способны заполнить ту брешь, которая образовалась в жизни школьников – им не хватает реальных дел, ощущения собственной значимости, собственного участия в делах, приносящих реальную пользу.
1. Что такое ЮИД?
Аббревиатура ЮИД расшифровывается как Юные Инспекторы Дорожного движения.
Отряд юных инспекторов движения – это творческое объединение школьников, которые помогают школе в организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, пропагандируют правила дорожного движения, безопасного поведения на улицах и дорогах города среди учащихся своей школы.
Отряд ЮИД организует творческую работу по пропаганде безопасности дорожного движения среди школьников и вместе с ними.
Деятельность отрядов ЮИД можно определить тремя девизами:
• Изучи ПДД сам!
• Научи ПДД своих сверстников!
• Напомни взрослым о культуре дорожного движения!
2. Из истории движения.
Вопросам безопасности дорожного движения всегда уделялось большое внимание. Пропаганда безопасности дорожного движения — это целенаправленная деятельность по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, разъяснению законодательства, правовых норм, регламентирующих поведение участников дорожного движения, осуществляемая подразделениями Государственной автомобильной инспекции, детскими дошкольными учреждениями и учебными заведениями, общественными организациями, средствами массовой информации в целях предупреждения аварийности. Уже на заре формирования СССР вопросам профилактике детского дорожно-транспортного травматизма уделялось очень большое внимание. Как следствие, 25 мая 1932 года был издан циркуляр ГУРКМ при СНК РСФСР «О мероприятиях по развертыванию пропаганды вопросов безопасности уличного движения» № 36. Этот же день считается Днём работников по пропаганде безопасности дорожного движения.
Данное направление деятельности милиции в то время было необходимо, потому что в город начался мощный приток сельских жителей, состоящих в большинстве своём из малограмотных крестьян. Незнание населением, (в том числе многими водителями и извозчиками) правил движения пешеходов и транспорта, а нередко и их умышленное нарушение, создавали напряжённую обстановку на улицах и дорогах крупных городов. О масштабе развернувшейся работы можно судить по информации в газете милиции «На боевом посту» от 1 мая 1933 года №14: «… Сотни тысяч плакатов, лозунгов, брошюр, открыток с текстами правил уличного движения, радиопередачи, доклады на рабочих собраниях, в школах, пионеротрядах постоянно призывают население к уличной дисциплине, организованности и порядку».
Большую помощь старшим товарищам в этом оказывал комсомол и пионерия. Пионерские отряды несли в массы малограмотного населения не только всеобуч, но и правила безопасного поведения на дорогах. Именно тогда непроизвольно зарождалось движение, которое впоследствии будет называться ЮИДОВСКИМ.
С 1965 года было повсеместно введено изучение правил дорожного движения в общеобразовательных школах и профтехучилищах. В этот период времени выходит первая 10-часовая программа по изучению учащимися правил дорожного движения.
Первый конкурс «За прочные знания и соблюдение учащимися правил уличного движения» был объявлен в 1966 году. Хоть он был не очень объемным и трудным, но сыграл свою положительную роль — и потому, что был первым, и потому, что работу по изучению правил дорожного движения можно и нужно организовывать интересно.
В1969 году газета «Пионерская правда» совместно с Главным управлением ГАИ МВД СССР объявила Всесоюзную пионерскую игру «Светофор», в которой активное участие приняли школьники тех лет. В этот период из активистов Всесоюзной пионерской игры «Светофор» был создан первый отряд ЮИД.
6 марта 1973 года принято совместное постановление секретариата ЦК ВЛКСМ, коллегии Министерства внутренних дел СССР, коллегии Министерства просвещения СССР было утверждено Положение об отрядах юных инспекторов движения. Именно этот день принято считать Днем рождения отрядов Юных инспекторов движения.
В 1975 году был проведен 1-й Всероссийский слет отрядов ЮИД во Всероссийском пионерлагере «Орленок». Тогда в нем приняли участие 72 делегации- отряды ЮИД, победители Всероссийской игры «Светофор».
Начиная с 1982 года, регулярно на территории практически всех субъектов Российской Федерации проводится Всероссийский конкурс-соревнование юных велосипедистов «Безопасное колесо».
В настоящее время детско-юношеские отряды ЮИД, членами которых являются примерно 300 тысяч школьников, работают практически во всех субъектах Российской Федерации.
3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
Цель отрядов ЮИД: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
•Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношение;
•Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
•Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
•Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
•Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах.
•Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.
4.Направления работы.
Участник отряда ЮИД может быть и организатором, и художником, и музыкантом, и журналистом, и актером, и режиссером, и звукооператором, и оформителем, но, прежде всего, – знатоком Правил дорожного движения.
Отряд должен проводить активную пропаганду правил дорожного движения в школах, детских садах, внешкольных учреждениях. Участники юидовского движения должны уметь оказывать первую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
Необходимо участие в смотрах и слетах ЮИД, конкурсах и соревнованиях, организация деятельности школьных автоплощадок и автогородков безопасности движения.
Должна быть организована работа с юными велосипедистами. Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма должна проводиться на основании учёта и анализа дорожно-транспортных происшествий с участием детей и строиться с учётом особенностей восприятия дорожной информации дошкольниками, младшими школьниками и подростками.
5. Командир отряда должен иметь рабочую тетрадь (список отряда); план на год, месяц; учет проводимой работы.
Командир отряда:
•Возглавляет работу отряда;
•Совместно с руководителем отряда разрабатывает план работы отряда, проводит собрания совета отряда, контролирует работу отряда;
•Вносит предложения по награждению наиболее отличившихся членов отряда.
6.Атрибуты отряда ЮИД.
- название отряда
- эмблема
- девиз
- речёвка
- песня
- форма
Какие документы могут быть в отряде ЮИД?
• паспорт отряда (список членов отряда с контактной информацией);
• устав отряда;
• план работы отряда, отчет о работе отряда;
• журнал учета проводимых мероприятий;
• летопись отряда.
7.Примерный план работы отряда.
Разрабатывается с учетом районного и городского планов мероприятий. В своем плане мы учитывали и то, что наша школа является частью комплекса, в который входят еще два детских сада.
Примерный план
сентябрь
|
Организационные мероприятия внутри отряда.
|
октябрь
|
Конкурсы поделок, рисунков, фотографий…
|
ноябрь
|
Выпуск газет, листовок, брошюр.
|
декабрь
|
Проведение мероприятий в начальной школе.
|
январь
|
Участие в районных творческих конкурсах.
|
февраль
|
Проведение мероприятий в среднем звене.
|
март
|
Подготовка команды для «Безопасного колеса».
|
апрель
|
Проведение мероприятий в детских садах.
|
май
|
Проведение общешкольного мероприятия.
|
8. Работа отряда «Супер-Мобиль». В этом учебном году меня назначили руководителем отряда ЮИД. Набрала команду. В нее входят ученики 7-ого класса. Конечно, сначала у детей было много вопросов: что такое ЮИД, что мы будем делать? Поэтому первые занятия отряда были посвящены истории движения. Дети заинтересовались и приступили к этому интересному делу. Первым делом мы выбрали командира отряда и каждому назначили должность, за которую он будет отвечать. Определились в названии команды, ее девиза и речевки, составили план работы.
В октябре принимали участие в школьном туре конкурса «Дорога и мы» (рисунки, сочинения). Провели фотосессию в детском саду: занятия по ПДД в группах и на специально оборудованной площадке (для фоторепортажа «Азбука ПДД»). Ученик, находящийся на домашнем обучении готовил презентацию о дорожных знаках.
В ноябре оформили стенд ЮИД в вестибюле школы и выставку рисунков «Дорога и мы».
Подготовили презентацию своего отряда к сбору командиров отрядов ЮИД.
Писали статьи для школьной газеты «Вершина» о проблемах велосипедистов и пешеходов.
В декабре-феврале мы провели КВН-ы по ПДД для начальных классов нашей школы. Декабрьские занятия сделали сказочно-новогодними, а январские и февральские связали с олимпиадой (всего провели 7 конкурсов).
Вместе мы изготавливали наглядно-агитационный материал по ПДД – плакаты, дорожные знаки, ведли работу с младшими школьниками по разъяснению и соблюдению ПДД.
Отряд принимал участие во всех мероприятиях района: рисовали, делали поделки, писали сочинения и статьи, делали презентации, танцевали на районном конкурсе театральных коллективов и агитбригад.
Очень понравилась «Магистраль ЮИД», сразу захотелось провести что-то подобное в своей школе.
Приняли участие в подготовке родительского собрания: готовили доклад с презентацией о безопасном поведении в машине и анкету (взаимодействие школы и родителей в предотвращении ДДТ).
В данный момент мы помогаем команде четвероклассников подготовиться к участию в «Безопасном колесе».
Этой весной мы планируем провести в детских садах нашего комплекса игры по станциям.
9.Как много всего можно ещё сделать!
Обращаясь к опыту других школ, можно наметить обширное поле разнообразной деятельности для отряда на следующий год.
Например:
- Выпускать постоянную информационную газету.
- Вести школьные радиопередачи.
- Публиковать информацию на сайте школы.
- Издавать брошюры по безопасности дорожного движения, включая в них стихи, раскраски, занимательные задания.
- Устраивать мастер-классы по изготовлению закладок-памяток, знаков, листовок.
- Провести соревнования велосипедистов.
- Устроить велопробег или флеш-моб ко дню жертв ДТП.
- Выступать на родительских собраниях.
- Устроить раздачу листовок-памяток.
- Проводить минутки безопасности для малышей.
- Поставить спектакль.
- Помочь первоклассникам составить маршрут безопасного подхода к школе.
- Разработать карту опасных зон перехода проезжей части в районе школы.
- Провести День Пешехода для всего комплекса «Белогорье».
Хотелось бы побывать в других школах, где работают отряды ЮИД, перенять чужой опыт, поделиться своим.
Вместе мы сможем
изменить ситуацию к лучшему.
Давайте объединим наши усилия!
Давайте сделаем движение ЮИД массовым, полезным и интересным!
Поделиться: