Поиск по сайту

К разработке организационно-педагогической модели управления процессами самоорганизации образовательных систем в условиях сетевого взаимодействия


Авторcтво: Давыдова Наталия Николаевна, к.т.н., доцент; Федоров Владимир Анатольевич, д.п.н., профессор ФГАОУ ВПО РГППУ г. Екатеринбург, Россия


С 2011 года в Уральском регионе работает Федеральная экспериментальная площадка АПКи ПРО (г. Москва), деятельность которой направлена на изучение возможностей работы распределенной научно-образовательной сети в интересах развития системы образования. Важная роль в ходе исследований отведена изучению процессов самоорганизации образовательных систем в условиях сетевого взаимодействия, так как любая сеть может существовать только при активности ее членов. Входе исследования возможностей разработки организационно-педагогической модели управления процессами самоорганизации образовательных систем в условиях сетевого взаимодействия было выяснено, что методологические основания исследования включают следующие уровни: • Первый – система философских знаний, позволяющая определить общую стратегию исследования, общие принципы познания и категориальный строй науки в целом, осуществить вы- бор средств научного познания. В качестве методологических принципов получения новых сведений и их интерпретации в исследовании используются законы диалектики, философские принципы и положения гносеологии. Их роль в разработке организационно-педагогической модели управления процессами самоорганизации заключается в том, что они обеспечивают направленность, руководящие идеи исследования и его основные принципы (объективности, детерминированности явления, рассмотрения их в развитии и взаимодействии), выступают в качестве категориальной структуры мышления и ориентируют относительно общей природы объекта исследования. • Второй – теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин, общенаучных принципов и процедур исследования. Для объективного изучения процессов управления образовательными системами учреждений общего образования мы основываемся на полинаучном подходе, привлечении идей, понятий, закономерностей и принципов из разных наук, предметом которых является человек. • Третий методологический уровень исследования включает идеи, теории, концепции и закономерности педагогики и управления образовательными системами. При исследовании проблем формирования механизмов саморазвития и самоорганизации образователь- ной системы в условиях сетевого взаимодействия для достижения высокой результативности образовательного процесса к наиболее важным методологическим положениям на наш взгляд относятся следующие закономерности педагогического процесса: 1) обусловленность педагогического процесса соответствующими организационно-содержательными условиями;

2) зависимость эффективности функционирования педагогического процесса от согласованности деятельности всех его субъектов и учета потребностей внешней среды; 3) зависимость достижения максимально возможных результатов педагогического процесса от использования знаний об его внешних и внутренних взаимосвязях; 4) взаимосвязь всех компонентов образовательной системы. Методологию исследования четвертого уровня составляют методологические положения отдельных дисциплин педагогики, дидактики, теории управления образовательными системами. В том числе положение о ведущей роли управляющих систем в образовательном процессе, требование обязательного учета непрерывных изменений в развитии составных частей образовательного процесса с целью обеспечения его требуемой результативности (В. И. Загвязинский), требование преемственности и учета накопленного опыта и традиций управленческой практики в сфере образования, достижений педагогической и управленческой науки при организации образовательного процесса. Пятый уровень методологии составляют идеи, положения, закономерности, теории, относящиеся непосредственно к формированию механизма управления самоорганизацией образовательных систем в условиях сетевого взаимодействия. Важными составляющими этого уровня являются: 1) идея самоорганизации развивающейся адаптивной образовательной системы; 2) идея «составного» субъекта управления предполагающая рациональное распределение обязанностей, реализуемых функций, соотношение централизации и децентрализации при соблюдении принципа функциональной коррекции; 3) идея ресурсного (сетевого) управления образовательными инновациями (стратегия синергизма) (Ансофф И., Кембелл Э., Саммерс Ларс К.) состоящая в том, что взаимодействие и взаимозависимость участников позволяют создать новый продукт и владение этим продуктом осуществляется совместно. В нашем случае, речь идет о создании новых образовательных программ, технологий, структур, институций в сфере общего образования. Входе исследования возможностей разработки организационно-педагогической модели управления процессами самоорганизации образовательных систем в условиях сетевого взаимодействия обобщен и систематизирован педагогический опыт, связанный с разработкой и реализацией существующих моделей создания условий для самоорганизации членов сетевого взаимодействия и научно-сервисного сопровождения инновационной деятельности субъектов сети. Установлены основные принципы, ориентирующие управление на овладение разными способами инициирования процессов саморазвития: резонанса, когда внешние воздействия резонируют (совпадают) с внутренним механизмом самоорганизации. Если сознательно ввести в среду соответствующее воздействие, можно направить движение в требуемом направлении, конечно при учете потенциальных возможностей этой среды; направленности на возникающее целое, то есть планирование деятельности сложной системы самоуправляемого развития ОУ; приоритета развития целого, когда целое развивается быстрее составляющих его частей, при этом существенную роль играет согласованность действий, кооперация усилий для объединения в единое целое. Определяющим становится процесс вовлечения управляемых в процессы из собственного развития для создания нового целого; взаимодействия самоорганизации и организации. Данный принцип основывается на понимании того факта, что, если самоорганизация выступает объективным основанием для активизации человеческой деятельности, то организация является способом упорядочения выявленной инициативы в определенном виде. Так как самоорганизация может привести и к негативным последствиям, она нуждается в корректировке и поддержке процессов развития со стороны сторонних организаций, облеченных властными функциями. Разработан граф процесса реализации инноваций для управления процессами самоорганизации образовательных систем учреждений в условиях сетевого взаимодействия, который графически отражает суть инновационной деятельности по управлению этими процессами. Определены основные типы инструментов развития процессов самоорганизации в ОУ, находящихся в позиции сетевого взаимодействия: саморазвитие членов педагогического коллектива ОУ на основе обучения и самообучения; реализация системы мер по проектированию сильной организационной культуры; создание горизонтальных структур управления на основе самоуправляемых временных творческих коллективов и делегирование им ряда полномочий; расширение применения востребованных форм мотивирования субъектов образовательной деятельности. Разработан критериальный комплекс, позволяющий рассматривать процесс изменений, проводимых в школе – участнике сетевого взаимодействия, как инновационный процесс: «единицей» изменений является вся школьная организация, а не отдельные ее элементы; изменения предполагают новый вариант решения актуальной педагогической или организационно-педагогической проблемы; процесс изменений строится на основе соответствующей исследовательской и проектной деятельности; изменения происходят в контексте реализации разработанной школой модели организации жизнедеятельности учащихся, отличной от общепринятых в большинстве других школ; изменения обусловливают новое содержание и способы деятельности педагога; изменения носят системный и целенаправленный характер, являются результатом постоянного обновления и саморазвития на основе периодического анализа образовательной деятельности в школе; данные изменения приводят к новому уровню качества интеллектуального и психолого-социального развития личности как учащихся, так и самих педагогов.

Литература

1. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С. 88–94.

2. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Самоорганизационное управление образовательными учреждениями в сетевом взаимодействии: подходы к исследованию.//Вестник ФГАО ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина, 2011, № 5, с. 56–63 3. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения.// Образование и наука. Известия УрО РАО № 1 (90), 2012 г, с. 56–64


Поделиться: