Поиск по сайту

Кодирование и формы представления информации (методические рекомендации по обобщению для 5 класса)


Авторcтво: Разыграева Антонина Владимировна, методист ГБОУ лицея №486, учитель информатики ГБОУ лицея №486 Выборгского района Санкт-Петербурга


Учитывая введение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, учителю необходимо уметь создавать интегрированные уроки, внеклассные мероприятия, охватывающие сразу несколько областей знаний и практическую направленность деятельности учащихся. Данная статья предложена как методические рекомендации по обобщению темы «Кодирование и формы представления информации» в 5 классе. Главной темой обобщения и закрепления знаний навыков является спорт и Олимпиада.

Iчасть

Место темы «Кодирование информации» в школьном курсе информатики и ИКТ

Тема «Кодирование информации» в Государственном образовательном стандарте

Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.

Общеобразовательная область, представляемая в учебном плане школы курсом информатики, может быть рассмотрена в двух аспектах.

Первый аспект – системно-информационная картина мира, общие информационные закономерности строения и функционирования самоуправляемых систем (биологические системы, общество, автоматизированные технические системы). Специфической особенностью этих систем является свойство их целесообразного функционирования, определяемое наличием в них органов, управляющих их поведением на основе получения, преобразования и целенаправленного использования информации.

Второй аспект данной общеобразовательной области – методы и средства получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решения задач с помощью компьютера и других средств новых информационных технологий. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой учащихся к практической деятельности, продолжению образования.

Пропедевтический курс

Цели и задачи

Знакомство с темой «Кодирование информации» необходимо учащимся для продолжения образования, для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе.

Цель изучения данной темы в пропедевтическом курсе:

· формирование понятия о способах представления и защиты информации и информационных процессов как элементах реальной действительности, знакомство с основными теоретическими понятиями информатики;

В процессе обучения информатике данной темы в пропедевтическом курсе решаются следующие задачи:

· развитие общеучебных и коммуникативных умений, внимания, логического и абстрактного мышления;

· формирование информационной культуры;

· смотивировать дальнейший интерес к изучению информатики, показать широту изучаемой темы;

· ознакомить с основными понятиями по данной теме.

· формирование умения описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы).

Знания, умения и навыки

Учащийся должен понимать, что:

· в зависимости от способа представления информации на бумажных или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;

· информацию можно представлять с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и другим способом);

· данные – это закодированная информация;

· тексты и изображения – это информационные объекты;

· одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;

знать:

· способы описания объектов реальной действительности (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

уметь:

· представлять одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;

· кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия.

Тематическое планирование по УМК «Информатика» Босовой Л.Л.

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Информатика» Босовой Л.Л. и может использоваться как для классов, изучавших информатику в начальной школе, так и приступающих к ее изучению впервые.

Форма обучения: классно-урочная, т.к. эта форма обучения является общепринятой в школе, включает постоянную группу участников одной возрастной группы.

Методы обучения: работа с книгой; выполнение заданий и упражнений (информационных задач) в рабочей тетради; контрольный опрос, контрольная письменная работа; итоговое тестирование; эвристическая беседа, игровой метод. Обоснование используемых методов заключается в психологических особенностях детей данного возраста: сокращенное время работы за компьютером, дети пишут медленно, необходимо время для осознания материала, не развито абстрактное мышление, плохо развито пространственное мышление.

На основании рассмотрения Государственного образовательного стандарта по информатике можно сделать вывод о том, что тема «Кодирование информации» является одной из ключевых в изучении данного предмета и тесно связана со всеми остальными образовательными направлениями.

II часть

Данное мероприятие можно проводить как обобщающий урок по теме «Кодирование информации. Формы представления информации» в 5 классе. В 45 минут не уложить такой большой материал, поэтому надо рассчитывать на 1,5 – 2 урока. Учащиеся уже прошли и разобрали параграфы §1.6. В мире кодов, §1.7. Способы кодирования информации, §1.8 Метод координат и §1.11. Наглядные формы представления информации из учебника Босовой Л.Л. для 5 класса. Для урока понадобится компьютер и мультимедийный проектор. Необходимо заранее подготовить карточки с заданиями. Возможно выполнение заданий каждым учеником на компьютере.

В целях активизации знаний кто-то из учеников может коротко напомнить «Самое главное» по этим параграфам:

«Одна и та же информация может быть представлена разными кодами, иначе говоря, в разных формах.

Люди выработали множество форм представления информации. К ним относятся: разговорные языки, язык мимики и жестов, язык рисунков и чертежей, научные языки, языки искусства и специальные языки (азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука).

Способ кодирования (форма представления) информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование. Такими целями могут быть сокращение записи, засекречивание (шифровка) информации, удобство обработки и т. п.

Переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки, также называют кодированием.

Действия по восстановлению первоначальной формы представления информации принято называть декодированием. Для декодирования надо знать код».

Задания

Тема «Кодирование информации» обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе ее изучения происходит обобщение знаний, полученных на других уроках. Происходит развитие целостной системы знаний за счет введения новых обобщающих понятий.


Источники

1. Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. – 6-е изд., испр. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 192 с. :ил.

2. Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 184 с. :ил.

3. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 144 с. :ил.

4. Уроки информатики в 5-6 класах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 256 с. :ил.

  1. Бочкин, А.И. Методика преподавания информатики / Бочкин А.И.. - Минск : Высшая школа, 1998. - 431 с.

6. Примерная основная образовательная программа основного общего образования по Информатике и ИКТ [Электронный ресурс http://standart.edu.ru/].

  1. Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике/ Софронова Н.В. -М.: Высшая школа, 2004.
  2. Материалы из свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org
  3. Картинки на спортивную тему http://images.yandex.ru
  4. Материал про хоккей http://pribalt.info/content/khl


Поделиться: