Авторcтво: Беляева Светлана Владимировна, методист ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга; Полякова Наталия Николаевна, учитель информатики ГБОУ школы №124 Выборгского района Санкт-Петербурга; Чесноков Алексей Владимирович, заместитель директора ГБОУ школы №483 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Согласно Российскому закону «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.
Новое поколение стандартов уточняет основные ориентиры современного образования: от предметоцентрированной модели образования – к модели вариативного личностноцентрированного образования. Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей).
Для решения проблемы разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов были разработаны метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии. Введение метапредметного подхода в образовании – это попытка осторожно, постепенно, без всяких резких революционных реформ развернуть образование навстречу новым потребностям и новым вызовам, вызовам уже не 17-го, а именно 21-го века.
В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения. В рамках Госстандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты, описаны требования к ним, даны учебные задачи и ситуации.
Тенденция современного общественного развития, связанная с процессом широкомасштабного использования информационных и коммуникационных технологий в различных сферах общественной жизни, влияет на изменение форм и методов обучения. Благодаря средствам информационных и коммуникационных технологий появилась новая форма обучения, а именно – дистанционное обучение.
Дистанционное обучение или его эффективные сочетания с элементами очного или заочного обучения, организованное на основе технологий Интернета, постепенно приобретает черты универсальной формы профессионального образования, ориентированного на индивидуальные запросы обучаемых, предоставляет возможность человеку непрерывно повышать свой профессиональный уровень, быть профессионально мобильным и творчески активным.
Дистанционное обучение независимо от способа реализации отличает:
· разъединение в пространстве и/или времени преподавателей и обучаемых, обучаемых между собой, а также обучаемых и образовательных ресурсов;
· взаимодействие между преподавателем и обучаемыми, между обучаемыми, а также между обучаемыми и образовательными ресурсами посредством различных видов телекоммуникаций.
Одно из направлений использования ДОТ в образовательных учреждениях - проведение различных олимпиад, конкурсов, диспутов, и т. п. Используя возможности ДО, можно проводить самые разнообразные соревновательные мероприятия..
Дистанционный конкурс «Эрудиты Выборгского района» в Выборгском районе проводится с 2000 года. По мере внедрения и развития Интернет-технологий в систему школьного образования развивались и подходы к организации и проведению конкурса.
Дистанционный тур конкурса предназначен для отбора из всех команд-участниц наиболее сильных. Командам предлагаются тестовые задания, в который включены блоки вопросов из разных предметных областей (на конкретные знания, на понимание) и надпредметные. Часть вопросов в заданиях формулируются таким образом, чтобы для поиска ответов на них учащимся было необходимо выделять ключевые слова.
Дистанционная форма обеспечивает массовость. Участники команд имеют разные уровни подготовки по школьным предметам. На этом этапе успех команды зависит от умения правильно организовать работу, распределив обязанности между членами команды. Вариативность заданий по содержанию и форме дает возможность участникам с разным уровнем подготовки и разными наклонностями и предпочтениями проявить себя.
После проведения дистанционного тура выявляются наиболее сильные команды, прошедшие в очный тур (примерно половина от первоначального количества).
Для проведения очного тура разрабатывается программа, которая регламентирует ход конкурса, время выполнения заданий и критерии оценки. Участникам очного тура конкурса предлагаются тестовые задания
· на применение знаний (правил, теорий) на практике, то есть в новых конкретных условиях;
· на анализ материала, то есть выделение отдельных элементов и установление логики их взаимосвязи
· на синтез, предполагающий умение объединить отдельные элементы в новое целое
· на оценку каких-либо явлений по определенным критериям.
На очном туре предлагаются разнообразные блоки заданий. Некоторые из них стали уже традиционными, например:
· Разминка (на воспроизведение знаний)
· Устный счет (применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий)
· Блиц (тесты на скорость реакции)
· Посвящается… (тема года) (на выявление взаимосвязей между частями целого, осознание принципов организации целого)
· Наведите порядок (на упорядочивание имеющихся сведений)
· Отцы и дети (анализ, синтез и обобщение)
· Ой, кто это? (Ой, что это?) (анализ, синтез и обобщение).
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ
РАЗМИНКА
Вариант 1
Н или НН?
Графле…ый лист
Линова…ая бумага
Нежда…ый гость
Непроше…ый гость
….
Вариант 2
1) Слово “курсор” произошло от латинского “kypepe”, которое переводится как:
a) курьер
b) куриная лапа
c) идти
d) бежать
2) Цицеро- размер шрифта:
a) 6 пт
b) 8 пт
c) 10 пт
d) 12 пт
…
ОТЦЫ И ДЕТИ
Вариант 1
Цифровые стихи
Начало прошлого века окрестили Серебряным Веком поэзии, начало нынешнего можно назвать «Цифровым веком поэзии».
Ознакомьтесь с «цифровым представлением» стихов Агнии Барто, Александра Блока, Андрея Вознесенского, Сергея Есенина, Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Владимира Маяковского, Николая Некрасова, Александра Пушкина и детской песенки «Жили у бабуси...».
2 46 38 1
116 14 20!
15 14 21
14 0 17
3 4 9 8
2 16 28
3 4 8 5
28 25
…
Вариант 2
Переведите на латынь
По-латыни "созданное" - creatura, "раскрашенное" - politura, "нарисованное" - pintura.
1. Переведите на латынь слово "испачканное", если то, что получится, очень полезно для сохранения природных ресурсов.
2. Переведите на латынь слово "сделанное рукой".
3. Переведите на латынь слово "исправленное".
4. Переведите на латынь слово "построенное".
…..
ПОСВЯЩАЕТСЯ…
Вариант 1
Чехову посвящается…
Узнайте произведение А.П. Чехова по ассоциации.
1. Господин без кошечки
2. Тетя Маша
3. Электроныч
4. Блондинка
5. Киви
6. Апартаменты без номера
…
Вариант 2
Гоголиада (посвящается Н.В. Гоголю).
Узнайте произведение по первой фразе:
1. Последний день перед рождеством прошел. Зимняя, ясная …
2. А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за подрясники? И эдак все ходят в академии?
3. В департаменте… но лучше не называть, в каком департаменте. Ничего нет сердитее всякого рода департаментов, полков, канцелярий и, словом, всякого рода должностных сословий.
4. Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: …
…
Вариант 3
М.В. Ломоносову посвящается…
Михаил Васильевич Ломоносов - первый русский ученый-естествоиспытатель, чьи труды до сих пор имеют мировое значение, химик, физик, энциклопедист. Ломоносов прославился как астроном, географ, металлург, геолог, инженер-приборостроитель, поэт…..
Восстановите пропущенные слова в стихотворении М.В. Ломоносова.
Случились вместе два (1) в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: (2) , вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что (3) все с собой планеты водит:
Один (4) был, другой слыл (5) .
Тут (6) спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: "Ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?"
Он дал такой ответ: "Что в том (7) прав,
Я правду докажу, на (8) не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел (9) кругом (10) "
Конец мая или июнь 1761
Переход к проведению дистанционного тура с помощью документов Google и системы дистанционного образования Moodle (возможность использования которой была предоставлена ИМЦ Красногвардейского района при участии заместителя директора ИМЦ Е.В. Сидоровой) сделала этот этап конкурса более эффективным и оперативным.
Многолетний опыт проведения конкурса «Эрудиты Выборгского района» позволил в 2013 году провести в дистанционной форме и конкурс по базовому курсу информатики «ИнфО!умник» (проводится с 2009 года).
Дистанционный режим конкурса позволяет не только тестировать участников, но и дает возможность выполнять творческие практические задания в привычной обстановке и на знакомом пограммном обеспечении.
Дистанционная форма конкурсов делает их более массовыми и менее затратными по времени и перемещению в пространстве.
Прописанный в актуальных нормативно-правовых документах в области образования Российской Федерации социальный заказ общества предъявляет высокие требования к выпускнику. Таким образом, на первый план в подготовке школьника выходит требование к развитию метапредметных (универсальных) учебных действий творчески активной личности, способной решать задачи в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в жизни.
Педагогическая теория содержит небольшое количество теоретического и практического материала по проблеме развития метапредметных компетенций у школьников.
Конкурсы с использованием средств ИКТ создают условия для формирования, совершенствования, использования метапредметных компетенций. Дистанционные конкурсы объединяет общая направленность на:
· личностное развитие их участников;
· актуализация личного опыта каждого участника;
· деятельностный подход;
· активное использование коллективных способов деятельности;
· ориентация как на когнитивное, так и на эмоциональное развитие личности;
· поисковая активность каждого участника в процессе добывания новых знаний;
· рефлексивность как основа саморефлексии и самоконтроля.
Дистанционные конкурсы проявляют уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия, т.е. метапредметный результат обучения, универсальный образовательный результат.
Участие в конкурсе можно рассматривать как показатель измерения образованности школьника, понимая образованность не только как сумму знаний, умений, навыков, но и как способность действовать в различных проблемных ситуациях на основании полученных знаний, социального и личного опыта.
Конкурс в дистанционной форме в Выборгском районе проводится 13 лет. Методы проведения совершенствуются, расширяя круг участников.
Литература
1. Абдулаева О.А. Межпредметные задачи в практической деятельности учителя. СПб.: СПб АППО, 2012
2. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе. СПбГУПМ 2003.
3. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПб ГУПМ, 2002, 2003.
4. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. – СПб: КАРО, 2009.
5. Мылова И.Б. Инновации в образовательных технологиях – СПб.: СПб АППО, 2012.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.
7. Сизова М.Б. Современные технологии и приемы развития и оценки надпредметных образовательных компетентностей школьников. СПб.: СПб АППО, 2012.
Поделиться: