Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Об организации внеклассной деятельности на межпредметной основе (методическая разработка учителей ГБОУ №76 Санкт-Петербурга)
В связи с изменениями в школьном образовании, с введением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, перед современным учителем возникла необходимость создавать уроки, внеклассные мероприятия с учетом новых требований к обучению, главным из которых, на наш взгляд, является подача материала, предусматривающая не только охват сразу нескольких областей знаний, но и практическую направленность деятельности учащихся. Это позволяет формировать целостную картину мира, видеть взаимосвязь теории и практики, понимать, что все созданное человечеством, в частности, все, окружающее ребенка, – результат практического применения знаний. К тому же не разобщенных, а в тесном взаимодействии дисциплин, в частности, тех, которые он изучает в школе. Такие уроки принято называть интегрированными. Интегрированные уроки, внеклассные мероприятия – формы, давно используемые в преподавании, но сегодня они получают новое содержание. Во-первых, к известным уже целям таких уроков (образовательной, развивающей и воспитательной) добавляется конструктивная, предполагающая планирование и организацию деятельности, направленной на осуществление метапредметных связей. Во-вторых, содержательная сторона обучения также меняется: в ней уже будут задействованы материалы нескольких дисциплин. В-третьих, учебная деятельность ребенка становится настолько активной, что он участвует в создании определенных блоков урока или мероприятия, то есть, учитель и ученик превращаются в соавторов. Такая организация взаимодействия учителя и ученика может быть и должна быть построена на проектной деятельности учащихся, которая, конечно же, предполагает и исследовательскую. Разрабатываются интегрированные уроки не одним учителем, а учителями тех дисциплин, которые включаются в данный творческий проект. Отсюда двойной положительный эффект: учащиеся становятся успешными сразу в нескольких областях знаний, а учителя повышают свою квалификацию. Таким образом, интегрированные уроки или внеклассные мероприятия выполняют следующие задачи: · активизируют познавательную и творческую деятельность школьников, способствуя развитию постоянной потребности в познании; · способствуют развитию универсальных учебных действий при самостоятельном выполнении какого-либо задания; · способствуют самостоятельному планированию собственной исследовательской деятельности: постановке цели, задач, поэтапного решения этих задач, получения результата, осмысления его практической значимости; · формируют и развивают системное мышление, что приводит к осознанному, глубокому усвоению знаний; · способствуют развитию, повышению самооценки, товарищеского сотрудничества, умению общаться, выступать, отстаивать свою точку зрения, что приводит к успешной социализации ребенка. Для того чтобы организовать работу учащихся при создании интегрированного урока или внеклассного мероприятия, необходимо учитывать следующие условия: · выбрать такую тему урока, чтобы она была востребована ребятами, чтобы она им нравилась, чтобы им хотелось ее изучать; · правильно построить работу-сотрудничество учителя и учеников, при которой будет обеспечено творческое участие последних, будет уважаться их выбор, инициатива; · учитывать обязательное самообразование учащихся при выполнении поставленных задач; · использовать инновационные технологии, основанные на проблемном методе обучения; · планировать соразмерность участия всех ребят, задействованных в проекте, избегая перегрузок; · учитывать возрастные и личностные психологические особенности обучающихся для создания ситуации успеха.
Приложение 1: пояснительная записка Приложение 2: презентация для игры по станциям
Литература: 1.К.Горбачевич, Е Хабло «Почему так названы?» , Изд.»Норинт» СПб 1996 2.Ю. Иванов и др. «Санкт-Петербург и его пригороды», путеводитель по культурно-историческим памятникам, «Русич», Смоленск, 2003 3.Г.Г. Бунатрян, М.Г. Чарная « Прогулки по рекам и каналами Санкт-ПЕТЕРБУРГА», «Паритет», СПб, 20010 4. Учебники по математике для 5 и 6 классов под общей редакцией Виленкина Н.Я.
Поделиться: |