Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Исследование особенностей функций словоизменения и словообразования у дошкольников со стертой дизартрией
В дошкольный период жизни ребенка очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматической стороны речи, т.к. ее нарушение в условиях школьного обучения приводит к дисграфии - нарушению письма. Своевременное формирование грамматической стороны речи является важнейшим условием полноценного речевого и общего психического развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. По словам Л.С.Выготского [2], в непосредственной зависимости от речи находиться не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом. Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих, речь становится средством общения. Формирование грамматического строя речи предполагает развитие морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса. Построение грамматически правильно оформленного речевого высказывания - это кульминационный процесс формирования речи. Учитывая большую степень распространенности такого нарушения речи, как стертая форма дизартрии исследование словоизменения и словообразования у детей с нарушениями речи и определение путей коррекционной работы, является актуальной проблемой в современной логопедии. Установлено (А.Н. Гвоздев [4]; А.Г. Арушанова [1], А.М. Шахнарович [10], что ребенок к началу школьного обучения владеет практически всеми формами, которые существуют в языке, хотя это «владение» и находится на уровне неосознанного. Однако, как отмечают исследователи (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева [5], Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова [7], Р.Е.Левина [8]), у детей с нарушенным развитием речи в той и или степени не сформирована речевая система, нарушено оперирование элементами речи на практическом уровне. Такие дети обладают пониженной способностью воспринимать различия, заключенные в лексико-граммаческих элементах речи, что ограничивает их возможности и способности, необходимые для продуктивного и творческого применения конструктивных элементов родного языка в процессе речевого высказывания. Это затрудняет переход к более высокому, теоретическому уровню овладения речью, где ребенок осознает элементы структуры слова, предложения, закономерности их сочетания и оперирования ими. В результате возникает значительное недоразвитие лексической и грамматической сторон языка, а именно функций словоизменения и словообразования. В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Специальное исследование грамматической стороны речи дошкольников со стертой дизартрией и их нормально развивающихся сверстников показало результаты, освещенные ниже. Целью исследования являлось выявление уровня сформированности и особенности формирования функций словоизменения и словообразования у дошкольников, определение основных направлений коррекционной работы. Была использована методика, разработанная на основе теоретических и методических положений, изложенных в трудах Г.А. Волковой [1], Р.И. Лалаевой [6]. Критерии оценки результатов: для удобства обработки результатов была введена 4-х бальная система оценок: 3 балла - выполнил самостоятельно, без помощи и ошибок; 2 балла - выполнил с помощью по образцу, тоже без ошибок; 1 балл – выполнил задание с единичными ошибками (1-2); 0 баллов – выполнил задание с многочисленными ошибками (более 2), либо отказ от ответа. В исследовании участвовали дети 6-го года жизни с нормальным речевым развитием (контрольная группа)-20 детей, со стертой дизартрией (экспериментальная группа)-20 детей. Количественные результаты исследования представлены в табл. 1 и табл. 2. Они показали, что уровень сформированности функций словоизменения и словообразования у детей со стертой дизартрией ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием. Табл. 1. Сравнительная характеристика состояния функции словоизменения у детей двух групп.
Примечание: 1-изменение имен существительных по числам в именительном падеже; 2-образования форм родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе; 3-образования форм дательного падежа имени существительного в единственном числе; 4-образование формы творительного падежа имени существительного в единственном числе; 5-согласование существительных с числительными «два» и «пять»; 6-дифференциации глаголов 3-го лица единственного и множественного числа; 7-согласования прилагательных с существительными в роде; 8-употребление предложно-падежных конструкций единственного числа в речи. Функция словоизменения (см. табл. 1) у детей со стертой дизартрией соответствует уровню ниже среднего (2,3 б.), у детей с нормальной речью – уровню выше среднего (2,9 б.). Для них характерны как общие с детьми с нормальным речевым развитием ошибки при словоизменении, так и специфические. Дети со стертой дизартрией допустили в 6,3 раза больше ошибок, чем дошкольники с нормальным речевым развитием. Общие ошибки объясняются возрастными особенностями детей, поскольку период усвоения морфологической системы языка еще не закончен, что соответствует данным А.Н.Гвоздева [4] об активном процессе развития грамматического строя речи детей. До 6 лет в речи детей имеют место нарушения согласования числительного с существительным в косвенном падеже (5 карандашов, 2 грачов). Ошибки при согласовании существительного с прилагательным в роде (серая пальто, синий пальто) объясняются трудностями овладения категорией среднего рода, у детей со стертой дизартрией - трудностью соотнесения морфемы с ее звуковым образом (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, [5]. Нарушения, связанные с заменой предлогов около, перед наречием рядом без предлога – со (перед стаканом- рядом стаканом, около стакана - рядом стаканом), можно объяснить незнанием данных предлогов. Выделены специфические ошибки у детей со стертой дизартрией: при согласовании существительного с числительными употребление нулевого окончания вместо нормативных –ов/-ей (5 шар, 5 карандаш), использование формы множественного числа именительного падежа (2 карандаши, 5 книги); при употреблении формы творительного падежа имени существительного использовали более продуктивную форму мужского рода с окончанием – ом (вилком, пилом); окончание – ом заменили – ем с нарушением акцентуации (‘ножем); нарушение акцентуации у существительных множественного числа (ша’ры, сто’лы); использование нулевого окончания вместо нормативного у существительных в родительном падеже множественного числа (много медведь); отсутствие беглого гласного (много ручк, кукл); употребление во множественном числе уменьшительно-ласкательной формы исходного существительного - листики; замещение требуемого предлога гласными звуками (а, у) при правильном оформлении флексии (у стакане, а стакане); нарушение дифференциации предлогов (на стакане вместо в стакане, у стакана вместо перед стаканом). Специфические ошибки связаны с нарушением дифференциации фонем окончаний, что приводит к соответствующим изменениям во флексиях, потере звукового образа слова, нечеткости слухового и кинетического образа окончаний (Л.В.Лопатина (9), Е.Ф.Соботович, А.Ф.Чернопольская [11]. Исследование показало, что в процессе словоизменения у детей со стертой дизартрией недостаточно функционируют процессы «генерализации», т.е. выявление правил и закономерностей морфологической системы языка и их обобщение. Дети не умеют использовать предлог; флексия и предлог не воспринимается ими как определенное единство и варьирует в различных комбинациях с лексической основой (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, [5]). Табл. 2. Сравнительная характеристика состояния словообразования у детей двух групп.
Примечание к таблице: 1- образование имен существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов; 2-образование слов, обозначающих детенышей животных от существительного с помощью суффиксов; 3- образование имен существительных при помощи суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды); 4- образование имен существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия; 5- образование относительных прилагательных от существительных; 6- образование притяжательных прилагательных от существительных; 7- образование глаголов с противоположным значением при помощи приставок; 8- образование глаголов совершенного вида. Развитие функции словообразования (см. табл. 2) определилось на низком уровне (2,0 б.) у детей со стертой дизартрией, у детей с нормальной речью на уровне выше среднего (2,8 б.). Количество допущенных ошибок у детей со стертой дизартрией в 5,3 раза больше. Общие ошибки проявились в употреблении детьми регулярных (продуктивных) словообразовательных моделей, дети переносили ее на другие случаи словообразования, при этом неправильно использовали суффиксы одного значения суффикса –щик- вместо –ист (пианинщик); -тель- вместо –щик- (кранитель); -тель- вместо –ец- (продаватель), при образовании уменьшительно-ласкательной формы имени существительного (заборик, домок, березик, мышик), использовали суффиксы другого значения при образовании названий детенышей животных (коровка, котик, белочка). Эти ошибки объясняются неправильным выбором между синонимичными суффиксами внутри одной модели. Были выделены специфические ошибки у детей со стертой дизартрией: окказиональное словообразование с использованием суффиксов –ик, -чик (коровик, утчик, бельчик), употребление словосочетания вместо уменьшительно-ласкательной формы существительного (маленькая береза, маленькая звезда), использование двух суффиксов, наложение суффикса (березнонька, шерстяновый, меховная), повторение заданного слова вместо прилагательного (лапа медведя, сумка мамы), замена продуктивных суффиксов суффиксом другого деривационного значения (рыбный, козные, медведевая, заячный), замена приставок (выливает-поливает). Причину трудностей при образовании притяжательных прилагательных можно объяснить тонкой семантической противопоставленностью словообразовательных аффиксов этих прилагательных, а при образовании относительных прилагательных - редким употреблением их в речи и несформированностью системы аффиксальных морфем, данной категории прилагательных. Затруднения при дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида свидетельствуют о нарушении словообразования на семантическом уровне. Допущенные ошибки при образовании приставочных глаголов объясняются тонким семантическим различением словообразовательных форм глаголов, трудностями сравнения приставочных глаголов по их значению и звучанию, трудностями выделения приставок из общего образа слова и определение ее значения. Полученные данные соотносятся с исследованиями Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой [7], Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой [5]. Таким образом, у детей со стертой дизартрией имеются нарушения функций словоизменения и словообразования от незначительной задержки формирования до выраженных аграмматизмов. Наличие ошибок, выражающихся в замене окончаний любого падежа нулевой формой, является признаком полной несформированности грамматической категории падежа. Согласно онтогенезу, такие грамматические категории, как категория числа существительных и категория рода, появляются достаточно рано. Наличие ошибок, связанных с категорией числа и рода, свидетельствуют о грубых аграмматизмах. Отклонения в развитии грамматического строя речи являются производными и носят характер вторичных нарушений. Основным механизмом несформированности грамматического строя является нарушение дифференциации фонем, недостаточное развитие фонематического восприятия, звукового анализа, что затрудняет различение форм слова из-за нечеткого кинестетического образа слова и особенно окончаний и нарушает морфологическую систему языка. Словообразовательные процессы недостаточно сформированы, поскольку дети используют ограниченный выбор морфем, испытывают трудности по их дифференциации, «застревают» на предыдущих способах словообразования, делают не правильный выбор между синонимичными суффиксами внутри одной модели. Результаты исследования показали необходимость проведения коррекционной работы и использованы при разработке рекомендаций коррекционной работы по преодолению нарушений словообразования и словоизменения у детей со стертой дизартрией.
Приложение: игры и упражнения для совершенствования функции словоизменения
Литература 1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. - М., 2005. 294 с. 2. Волкова Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. – Спб., 2006. - 134 с. 3. Выготский Л.С. Мышление и речь. –М.,1999- 352 с. 4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 2007. - 471 с. 5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников.- Екатеринбург, 2003. - 230 с. 6. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. - М., 2004. - 72 с. 7. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб., 2001. 222с. 8. Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей. Избранные труды.- М., 2005 - 218с.
10. Негневицкая Е. Н., Шахнарович А. М. Язык и дети. М., 1981. - 190 с. 11. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики // Хрестоматия по логопедии. Т. 1. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М., 1997. - С. 208-213.
Поделиться: |