Авторcтво: Башкова Ольга Ивановна, воспитатель ГБДОУ детского сада №20 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Всем педагогам, которые работают с детьми дошкольного возраста, очень хорошо известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики малыша, тем успешнее будет формироваться его речь. Недаром мудрая пословица гласит: «Рука научит голову».
В настоящее время используется большое количество средств и методов для развития мелкой моторики. Это рисование (мелки, карандаши, краски), лепка, работа с ножницами, которая требует точности движений и силы, всевозможные мелкие конструкторы, мозаики, игрушки, штриховки, обводки.
Хочется поделиться еще одним методом – ниткография, то есть рисование нитью. Контур изображения, выполненный нитью, кажется объемным, по сравнению с обычным контурным изображением. Работая с мягкой и пушистой нитью, дети успокаиваются, у них появляется интерес к рисованию. Работа требует усидчивости, кропотливости. У детей заметно развивается глазомер, так как они видят, какую по длине нитку надо взять, какой длины провести клеевую линию, при наклеивании нити.
Работа с нитью позволяет решать сразу несколько дидактических задач:
· совершенствовать зрительное восприятие детей;
· развивать зрительно-моторную координацию;
· формировать плавность, ритмичность и точность движений;
· подготавливать руку ребенка к письму.
В младшей группе в начале года я предлагала детям толстые нити, шнурочки. Мы рисовали «волшебной ниткой» колеса, разные по цвету, размеру; тарелки для трех медведей, овощи и фрукты. После прослушивания литературного произведения, например: сказка «Колобок», мы с ребятами беседуем о сказке с помощью вопросов:
- Кто снес яичко?
- Что с яичком делали дед и баба?
- А кто же разбил яичко?
Предлагаю отгадать загадку: «Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки, боится кошки».
«Покажите, ребятки, на своем лице, КАК расстроились дед и баба???» (дети выражают эмоциональное состояние героев сказки). Давайте поможем деду и бабе и нарисуем для них новое яичко ниточкой! На какую фигуру похоже яичко? Давайте нарисуем овал в воздухе, а затем выкладываем ниточкой яичко, каждый на своем экране. А теперь покажите на вашем личике, какими радостными и довольными стали дед и баба!»
Предлагаю детям поиграть в дидактические игры:
- «Найди фигуру» (овал)
- «На что похожа фигура?»
Затем дети выполняли задание одновременно с взрослыми, каждый на своем экране. В конце младшей группы предлагала нити разные по длине и цвету. В своих работах ребята уже сами использовали любимый цвет, выкладывали картинку по желанию. Сравниваем по высоте, длине, ширине.
Дидактические игры: - «Что бывает высокое и низкое»
- «Больше-меньше»
- «Идем по широкой узкой тропинке»
Сейчас я работаю в средней группе. Работа ниткографией тесно связана с развитием речи. После прослушивания сказок, потешек, загадок дети самостоятельно выкладывают нитью изображение и пересказывают услышанный текст. При ознакомлении с буквами, цифрами, изображения ниточкой наклеиваем, а картинки дарим родителям или товарищам. В своих работах дети уже сами используют любимый
цвет, выкладывают картинку по представлению.
В старшем возрасте планирую продолжать развивать моторику детей, но в сочетании с живым рассказом, что научит ребят составлять план для пересказа с помощью несложных контурных рисунков. При подготовке к праздникам дети смогут последовательно выкладывать соответственно тексту элементарные изображение на своих экранах "волшебной" ниточкой, что позволит лучше и быстрее запомнить им текст песен и стихов. В результате, слуховая память в процессе выполнения рисунка нитью будет подкрепляться и другими видами запоминания – зрительным и двигательным.
Чем более ловкие и умелые пальчики ребенка, тем успешнее будет формироваться не только его устная речь, но и письменная, так как качество письма напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук, приобретенных еще в дошкольном детстве. В старшем возрасте будем работать по ходу повествования, что научит детей составлять план для пересказа с помощью контурных рисунков.
Например, дети последовательно рисуют с помощью нити опорные картинки и составляют по ним рассказы о лете (зиме, весне, осени).
Для тех, кто заинтересовался работой с нитками, хочется посоветовать:
В качестве "волшебной нити" можно использоваться толстую (не более 2 мм толщиной) хлопчатобумажную или шерстяную нитку. Нужно помнить, чем младше ребенок, тем толще должна быть нить. Детям 3-х лет можно дать для занятий шнурок толщиной 4-5 мм. Важно, чтобы он легко изгибался и не был скользким (не синтетика). Длина нити (шнурка) должна быть 25-30 мм.
В качестве основы для изображения нитью следует использовать любую шероховатую поверхность. Например, подойдет лист бархатной бумаги или фланелевая ткань, натянутая на плотную основу. Также можно использовать однотонный ковролин. Размеры такой основы (экрана) для ниткографии 20х20 см. или формат А4.
Желаю успехов в Вашем благородном труде!
Литература:
1. Н.Б. Быкова «Игры и упражнения для развития речи», СПб.: «Детство ПРЕСС», 2010.
2. Н.Н. Гусарова «Техника изонити для дошкольников», СПб.: «Детство ПРЕСС», 2008.
3. О.С. Ушакова «Развитие речи дошкольников», М.: Совершенство, 2004.
4. О.А. Новиковская «Ниткография», СПб.: Паритет, 2008.
5. О.В. Леонова «Рисуем нитью» (ажурные картинки), СПб.: ИД «Литера», 2005.
6. Е.А. Савельева «Пальчиковые игры в комплексе с логопедическими упражнениями для детей от рождения до 6 лет» Школьная ПРЕССА, 2011.
7. Н.В. Гультяева Ниткография «Солнечная система», «Дошкольное воспитание» №2 – 2004.
8. Е. Борисова «Развиваем творческие способности дошкольников в рисовании», «Дошкольное воспитание» №2 – 2002.
Поделиться: