Поиск по сайту

Современный подход к гендерному воспитанию в дошкольном образовательном учреждении


Авторcтво: Филиппова Ирина Владимировна, инструктор по физическому воспитанию ГДОУ №44 Выборгского района Санкт-Петербурга


Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы физкультурно-оздоровительной работы и дошкольного образования в целом. Инновационная деятельность развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использовании и распространении новых методик. Развитие физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, переход в новое качественное состояние, не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств.

В современных условиях в ДОУ работает много разных специалистов и чем их больше, тем острее встает необходимость координации, т.е. согласования их деятельности. Каждый из специалистов решает свои задачи, но цель в конечном итоге у всех одна – развитие личности ребенка, социализация его в обществе. Достигнуть ее можно только согласовывая свои действия.

Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга. В качестве примера можно рассмотреть интеграцию специалистов при решении задач по гендерному воспитанию детей. Этим вопросом занимаются не только непосредственно воспитатели, но и другие специалисты: педагог – психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатель по изобразительной деятельности. Каждый решает свою часть задач, использует свои методы. Интеграция позволяет не дублировать друг друга и избегать перегрузки детей.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребенок принимает на себя роль и действует в соответствии принятой ролью, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам (военный, пожарный, фея, принцесса и т.д.).

В игре происходит воспитание ребенка, как будущего мужчины или женщины. В игре можно увидеть как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают спокойные игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движения. В группах нашего детского сада созданы условия для игр в «пожарных», «спасателей», «рыцарей», и др. для мальчиков. Для девочек – «Салон красоты», уголок «Домашний уют» (модель домашнего очага: куклы, со всеми необходимыми аксессуарами, коляска, кроватка, игрушечная мебель).

В дошкольном учреждении мальчики и девочки воспитываются совместно. Чтобы преодолеть разобщенность между ними необходимо организовывать совместные игры, в процессе которых дети могут действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчик может быть не только воином, но и изобретателем, врачом, а девочка – не только принцессой, но и капитаном космического корабля, и ученым, и исследователем, и мамой. Именно поэтому в группах должны быть выделены игровые зоны, специально оборудованные для мальчиков и девочек, и организованны места для совместной деятельности, в ходе которой девочки остаются девочками, а мальчики – мальчиками.

Приоритетное направление работы ДОУ – физическое развитие воспитанников. Для реализации этого направления была разработана программа «Здоровье», в которой учитываются различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими.

На таких занятиях можно использовать следующие методические приемы для учета половых особенностей дошкольников:

- различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики работают на канате, а девочки с лентами);

- различия в дозировке (мальчики отжимаются 10 раз, а девочки 5 раз);

- различия по времени;

- различия в обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность легче дается мальчикам, и наоборот, прыжки на скакалке – девочкам);

- распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки – пчелки);

- различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как);

- акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.

В дошкольном учреждении необходимо проводить работу по оснащению спортивных уголков в группах в соответствии с потребностями мальчиков и девочек, стараться максимально учесть их интересы.

Одним из эффективных средств социализации, как для мальчиков, так и для девочек является изобразительное искусство. В своих рисунках дети отражают свои представления о внешнем виде мальчиков и девочек, дружбе между ними, семейных отношениях («Моя семья», «Мои любимые игрушки», «Бальное платье», «Рыцари и принцессы» и т.д.).

На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности.

При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль и т.д.), мальчики овладевают навыками ведущего партнера, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений.

В музыкально-ритмических движениях присутствует дифференциированый подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, стремительности (наездники, джигиты, бравые солдаты), у девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами).

В игре на музыкальных инструментах – ложки, барабаны, гармони – для мальчиков, бубны, колокольчики – для девочек.

Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребенка о своем поле и формированию средствами музыки позитивного принятия своего пола.

Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности – у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), видеоматериал и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно все это используется при театрализации. Ведь театрализация – это синтез художественного слова и музыки.

Все умения, знания и навыки, приобретенные детьми в процессе гендерного воспитания, культуру взаимоотношения полов можно увидеть при проведении праздников и развлечений для мальчиков и девочек.

При проведении гендерных праздников и развлечений мальчики совершенствуют такие мужские качества как храбрость, ответственность, справедливость, настойчивость, находчивость, девочки становятся более мягкими, беззащитными, требующими к себе внимания.

Работа всех специалистов и воспитателей по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, дает положительные результаты:

- повышается уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей и ростет их творческий потенциал.

- Родители воспитанников приобретают знания об особенностях воспитания детей разного пола.

- Растет культура поведения и общения детей: мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам.

Интеграция позволяет педагогам пересмотреть традиционный подход к воспитанию мальчиков и девочек, выстроить процесс воспитания с учетом гендерных особенностей воспитанников, современных социокультурных потребностей общества и современной педагогической реальности, что становится важным фактором эффективного обучения, воспитания и позитивной их социализации.

Это дает педагогам возможность самореализовываться, самовыражаться, способствует творческому подходу к педагогической деятельности, а ребенку позволяет реализовать свои творческие возможности.

Литература

1. Бабаева Т.И. Игра и дошкольник: Развитие детей ст. дошкольного возраста в игровой деятельности. - Издательство: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2007. - 192 с.

2. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка – Пресс, 2009. – 132 с.

3. Интеграция как средство развития инновационной культуры педагогов//Электронный ресурс –Режим доступа: http://imc.3dn.ru/publ/internet_konferencija/tezisy/integrirovannyj_podkhod

4. Инновационные технологии развития диалогической речи при рассматривании картины.//Электронный ресурс –Режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/konsultac264.html

5. Краснощекова Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов на Дону, 2007. – 251 с.

6. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. - Издательство: "Линка-Пресс", 2009. - 96 с.

7. Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников: Методическое пособие для ДОУ. - Издательство: "Детство-Пресс", 2009. - 64 с.

8. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. - Издательство: "Речь", 2010. - 176 с.

9. Щетинина А.М. Полоролевое развитие детей 3-7 лет: Методическое пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2010. - 128 с.

10. Хацкевич Т.В. Использование физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения//Электронный ресурс – Режим доступа: http://www.vseodetishkax.ru/rabota-psixologa-v-detskom-sadu


Поделиться: