Поиск по сайту

Использование информационных ресурсов для формирования языковых навыков (при подготовке к ЕГЭ)


Авторcтво: Головина Светлана Олеговна, учитель английского языка ГБОУ гимназии №631 Приморского района Санкт-Петербурга


В настоящее время использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка стало распространенным. Так для эффективной подготовки учащихся целесообразно использовать мультимедийные презентации, ресурсы Интернет.
Для этого необходимо следующее аппаратное и программное обеспечение: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.
Использование ИКТ на уроках английского языка имеет такие достоинства как
повышение мотивации учащихся и активизация их речевой деятельности, эффективное усвоение материала, рациональное использование учебного времени и одновременное увеличение темпа работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися.
Важным аспектом использования ИКТ на уроках является проектная деятельность. Мультимедийные презентации активно вошли в процесс обучения.
Презентацию учитель может подготовить сам, так как презентация – это готовый методический материал для урока. Также презентация может быть подготовлена учащимися. Создавая презентацию, ученикам предоставляется отличная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации интеллектуально потенциала, а также почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе.
Презентации можно классифицировать по содержанию (Работа Костюк Е.В. Рекомендации по созданию учебных презентаций в программе Power Point)
Презентация "Подложка" содержит основные мысли того, что говорит выступающий, изложенные кратко, это своего рода «опорный конспект» выступления. Такого рода презентация может быть использована как сопровождение урока в целом, то есть презентация заменяет собой доску и всё, что учитель бы в ином случае написал на доске, размещено на презентации. Презентация в этом случае обычно содержит основные понятия и самые важные идеи урока. Такой способ использования презентации применим практически при любом жанре и форме организации урока.
Информационная презентация содержит полную информацию по теме презентации, может быть использована как информационный ресурс, присутствие выступающего необязательно. Такая презентация может использоваться в качестве источника информации, дополняющего учебник. Предполагается, что учащиеся имеют возможность ознакомиться с ней индивидуально (на уроке или дома). Такая презентация может быть размещена на классном или школьном сайте, на классном блоге в свободном доступе для учащихся. Примером такой презентации может служить презентация-инструкция (например, как писать эссе).
Структурная презентация используется для иллюстрации структуры, демонстрации взаимосвязей тех понятий, о которых говорит выступающий. Такого рода презентация в процессе обучения иностранным языкам может использоваться тогда, когда важно отобразить какие-то структурные связи, например, грамматические закономерности. Также структурно является презентация, представляющая собой викторину с выбором ответа
Следующий вид презентации -слайд-шоу - содержит иллюстративный материал (часто без слов), фотографии, картинки, видеоряд. Такие презентации часто используются на уроках, посвящённых страноведению, то есть тогда, когда важно создать визуальную поддержку фактического материала, создать нужную атмосферу, передать колорит изучаемой культуры
Безусловно, презентация может быть комбинацией всех перечисленных выше типов. Использование презентаций имеет следующие достоинства:
- презентация выглядит аккуратно, привлекательно;
- презентация подготовлена перед уроком заранее, поэтому учитель на уроке чувствует себя более уверенно и спокойно, так как весь материал наглядно представлен в презентации;
- комплексный ресурс, может объединять в себе несколько технических средств (аудио, видео, иллюстративный материал, текстовый материал);
- презентация позволяет поэтапно предлагать информацию учащимся,
- она позволяет легко вернуться к нужному моменту, если что-то непонятно и требует повторения;
- она может быть сохранена и размещена в свободном доступе;
- она легко адаптируется для особенностей разных групп;
- и может использоваться не только для презентации нового материала, но и для выполнения различных лингвистических заданий с последующим предъявлением правильных ответов.
Существуют также определенные ограничения в использовании презентаций на уроке:
- презентация требует определённых затрат времени на подготовку;
- легко слишком "довериться" презентации, и, таким образом, пренебречь коммуникативным взаимодействием на уроке;
- если на уроке потребуется отойти от плана урока, то при наличии презентации это сразу становится заметным и сориентироваться сложнее.
Таким образом, учитель всегда должен иметь "запасной вариант" в случае, если появляются технические трудности.
Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать учебные задачи на уроке:
- формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности,
- совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет.
- совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем материалов сети,
- пополнять словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа.
- знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенно речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка.
Список полезных Интернет-ресурсов:
http://www.timesonline.co.uk/ - Сайт британской газеты The Times, который предлагает полный текст каждого выпуска газеты он-лайн.
http://www.english-to-go.com - веб-сайт издательства «English-To-Go» публикует на своём сайте серию уроков, называемых Instant Lessons, построенных на аутентичных статьях информационного агентства “Reuters”.
www.literacynet.org/cnnsf/instructor.html - это образовательный раздел сайта CNN.
http://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish/
http://www.bbc.co.uk/schools/websites/11_16/
http://news.bbc.co.uk/cbbcnews
На сайте BBC Learning English представлены готовые разработки уроков по темам: Transport, Hotel, Cinema, Shopping, Work, Eating out. Уроки включают в себя задания по аудированию и чтению, а также полезный словарь.
По материалам сайта BBC “6 minute English” мною разработано несколько уроков для учащихся 11 классов в рамках подготовки к ЕГЭв результате чего у учащихся формируются следующие навыки: аудировние, говорение, письмо.
На первом этапе урока для успешного понимания предъявляемого аудиотекста учащимся предлагается предположить, какие слова или выражения они могут услышать по предложенной теме, для этого используется метод мозгового штурма. После первого прослушивания предложенные слова сверяются с реально услышанными. На этом этапе можно использовать неформальную беседу, чтобы ввести в тематику урока, и узнать личное отношение учащихся по вопросам, касающимся данной темы. Такое задание стимулирует интерес учащихся к теме, поощряя их услышать и понять аудиотекст.
Аудиотекст предлагается прослушать дважды. Перед первым прослушиванием учащиеся получают карточки с заданием (пример карточки № 1 в приложении).
После первого аудирования проверяется выполнение задания и выдается карточка с заданием № 2 (пример карточки № 2 в приложении).
После вторичного прослушивания аудиотекста проверяется выполненное задание, и учащиеся приступают к следующему этапу работы. Предлагается тема для дискуссии и, разбившись на две группы учащиеся обсуждают аргументы за и против по предложенной теме.
На следующем этапе выбирается спикер от группы, который и делится с другой группой идеями, предложенными его группой. В это время все делают краткие заметки в тетрадях.
На основе сделанных заметок учащиеся получают домашнее задание написать сочинение в формате ЕГЭ С2.
Подводя итоги изложенного выше, хочу сказать, что сама специфика преподавания предмета английского языка обуславливает активное применение ИКТ на уроках. Правильно организованная работа с использованием ИКТ в гармоничном сочетании с традиционными методами образования позволяет повысить эффективность и качество обучения английскому языку и, таким образом, становится необходимой в образовательном процессе и является новым этапом развития современной школы.


Поделиться: