Авторcтво: Савченко Натэла Александровна, директор ГБОУ ДОД ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга, почетный работник общего образования РФ |
Дворец детского (юношеского) творчества Выборгского района Санкт-Петербурга (далее Дворец) - это одно из старейших учреждений дополнительного образования детей Санкт-Петербурга (основан в 1928 году). История его уходит в далекие 30-е годы XX столетия (первое название - пионерский клуб на Выборгской стороне, где занималось 500 детей). За эти годы в стенах нашего Дворца нашли свои увлечения, получили путевку в жизнь несколько поколений юных петербуржцев.
Все годы деятельность Дворца была направлена на создание для подростков и молодежи надежной альтернативы негативному влиянию «улицы», на подготовку технически грамотных и творчески мыслящих людей. Наш опыт работы показал, что одной из действенных форм антинаркотической профилактической работы с учащимися является физкультурно-спортивная и спортивно-техническая деятельность. В процессе спортивных занятий укрепляется здоровье, формируются привычки к спортивному образу жизни, образуются коллективы единомышленников, меняются приоритеты и появляются новые жизненные цели. Поэтому на протяжении многих лет во Дворце не только сохраняются, но и развиваются такие направления образовательной деятельности как научно-техническое, спортивно-техническое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое.
В результате работы по этим программам реализуется миссия Дворца - создание единого образовательного пространства для выявления и развития способностей каждого ребенка, формирование физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знаниями, способной ориентироваться и быть востребованной на рынке труда.
С увлечением занимаясь в свободное от школы время в творческих объединениях Дворца, учащиеся получают действенную «прививку» от криминогенного мышления и образа жизни.
В настоящее время во Дворце обучается свыше 4500 воспитанников в возрасте от 6-18 лет в 330 бюджетных группах. В организации образовательного процесса на 01.10.2012 года принимают участие 147 педагогических работников. Дополнительные образовательные услуги Дворец предоставляет бесплатно. Из 70 лицензированных образовательных программ, по которым работают детские творческие объединения, 78 % имеют социальную, профориентационную, оздоровительную и досуговую направленность. Отмечается увеличение количества программ, ориентированных на работу со старшеклассниками (63%).
На протяжении всей своей истории Дворец постоянно получает поддержку со стороны администрации района и Правительства города. Администрация Выборгского района, отдел образования прекрасно понимают, что внешкольные учреждения района должны быть привлекательными для современных подростков. Ведь устаревшее техническое оснащение лабораторий и мастерских влечет сокращение численности контингента обучающихся, в первую очередь среднего и старшего возраста. А это именно те категории подростков, которые особенно нуждаются в целенаправленном педагогическом воздействии.
Очевидно, что для решения данной проблемы требуется обновление ресурсного обеспечения учреждения (информационного, программно-методического, материально-технического). Только за последние 3 года при поддержке администрации района за счет бюджетных и привлеченных средств проведен восстановительный и капитальный ремонт здания Дворца; приобретена оргтехника; мебель и учебное оборудование для обеспечения образовательных программ; отремонтированы и оборудованы 30 учебных кабинетов, конференц-зал, отремонтирован теплоцентр и газоанализаторы, установлено видео наблюдение и противопожарная сигнализация, проведено асфальтирование, ограждение и озеленение прилегающей территории; обеспечен доступ к Интернету для всех детей и работников Дворца.
Осенью 2008г. в рамках городской программы Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга на территории Дворца был открыт скейт-парк (площадка для занятий скейт-бордингом и роллер-спортом). Теперь подростки района ежедневно занимаются экстремальными видами спорта, наблюдают за выступлениями известных рейдеров, участвуют в соревнованиях и показательных выступлениях.
В сентябре 2010 г. открыт стадион для занятий спортивным ориентированием, спортивным туризмом, допризывной подготовкой. Стадион оснащен необходимым оборудованием для проведения районных соревнований по спортивному туризму, военно-спортивному многоборью, технических и других видов спорта.
Особо хочу остановиться на специфике детского технического творчества и отметить его роль в антинаркотической профилактике подростков.
Во-первых, это направление, реализующее уникальные образовательные программы, соединяющие в себе науку, технику и спорт, развивающие в обучающихся потребность в познании и творчестве, достижении высоких результатов спортивного мастерства;
во-вторых, программы технического творчества выполняют социально-педагогическую функцию "отвлечения", социально-трудовой адаптации, помогают воспитывать педагогически запущенных детей и подростков средствами технического творчества и досуга;
в-третьих, основной контингент обучающихся в научно-технических объединениях, секциях, лабораториях, в силу специфики их деятельности, составляют мальчики и юноши. Поэтому одной из основных воспитательных задач НТТ является подготовка молодых людей к выполнению различного рода “мужских” социальных функций: мужа, отца, защитника Отечества, хозяина.
в- четвертых, это самое ресурсоемкое направление, требующее больших финансовых вложений, дорогостоящего оборудования и инструмента, специально оборудованных помещений, плоскостных сооружений, специализированных ученических мест.
В отделе технического творчества юные техники создают свои первые модели, проектируют радиоуправляемые модели самолетов, автомобилей и кораблей, конструируют и программируют роботов. Воспитанники секции ЛЕГО-робототехники, получившие начальные навыки по сборке стандартных моделей роботов, ведут работу по разработке и последующей отладке собственных моделей и проведению их испытаний с целью проверки степени реализации технических параметров. Результатами деятельности являются разработанные в составе творческого коллектива или самостоятельно оригинальные программы, а также собранные и отлаженные модели различных механизмов и машин с дистанционным и автоматическим управлением.
В образовательный процесс Дворца активно внедряются современные компьютерные технологии, обеспечивающие творческое развитие детей - в программах коллективов: «Юный шахматист», эстрадно-вокальной студии «Романтика», хоровой студии «Камертон», объединений «Исследователь», «Естествоиспытатель», «Декоративное цветоводство», «Экологическая игротека», «Медицина для всех», «Радиоэлектроника»; при проведении соревнований по ЛЕГО-робототехнике, по спортивному ориентированию и других мероприятиях. При освоении образовательных программ педагогами успешно используются Интернет - ресурсы, мультимедийные средства, создаются компьютерные презентации, демонстрационный материал и учебно-методические комплексы.
Разработаны и обеспечены соответствующими ресурсами новые образовательные программы научно-технической направленности, учитывающие интересы и потребности современных детей и их родителей: «Занимательное мироведение с элементами ТРИЗ», «Квалифицированный пользователь персонального компьютера», «Спортивное судомоделирование», «Радиоэлектроника с элементами робототехники», «Фоторепортер», «Компьютерная анимация». Кабинет радиоэлектроники оснащен LEGO-конструкторами, компьютерами, электронной аппаратурой; оборудован столами для пайки, вытяжкой, станками (сверлильным, токарным, шлифовальным); испытательными стендами. Имеется хорошая техническая библиотека, электронная база данных по радиоэлектронике. В процессе работы используется LabVIEW - уникальная среда разработки приложений измерения, тестирования и управления, реализующая концепции потока данных и графического программирования. Кабинет «Цифровая фотография» оборудован студийным оборудованием (свет, фон), современной компьютерной техникой для обработки изображений в процессе работы с цифровым фото. На базе нового кабинета ракетомоделирования создано спортивно-конструкторского бюро ракетного моделизма, обеспечено оснащение учебно-тренировочного процесса, ремонт учебного помещения
Свои результаты воспитанники Дворца демонстрируют на соревнованиях по автомоделизму, судомоделизму, ЛЕГО-робототехнике. Юные спортсмены достойно защищают честь Дворца, своего района и Санкт–Петербурга на Всероссийских и Международных соревнованиях по техническим и прикладным видам спорта, в различных конкурсах и олимпиадах. (Международныесостязания роботов, Третий открытый Всероссийский конкурс по стендовому моделизму, 13 открытый Всероссийский конкурс детского творчества «Комната моей мечты» и др.). Многие воспитанники выполняют и подтверждают нормативы кандидатов в мастера спорта, получают спортивные разряды. Занимаются с ребятами опытные педагоги, которые передают им свои знания и умения, воспитывают в них трудолюбие, волю, упорство, стремление бороться и достигать высоких результатов и выигрывать не только на городских, всероссийских и международных соревнованиях, но и в жизни.
Администрация и педагогический коллектив Дворца уделяют пристальное внимание учету изменений в системе ценностей и нравственных ориентиров детей. Мы считаем важным создание психолого-педагогических условий для становления антинаркотической образовательной среды в учреждении (психологический климат, система отношений между детьми и педагогами, доверие друг к другу и др.). Специального кабинета профилактики в учреждении нет. Но в методическом кабинете имеется подборка материалов и методических разработок для бесед с детьми, при проведении тематических родительских собраний, педагогических советов.
Анализ результатов опроса и анкетирования воспитанников и их родителей говорят о гармоничном развитии детского коллектива, о хорошей готовности решать творческие задачи в изучаемой предметной области:
· Удовлетворенность учащихся- 100%
· Удовлетворенность родителей- 98%
· Удовлетворенность педагогов- 93%
Большинство выпускников высоко оценивают свою готовность к:
- Творческой деятельности- 98%
- Профессиональной ориентации- 61%
- Социальной адаптации- 91%
· Применению полученных в Дворце знаний, умений и навыков -100%
Принимая во внимание, что процесс профилактики наркозависимости среди детей и подростков достаточно тонкий и требует серьезной профессиональной подготовки взрослых, администрация Дворца организует обучение педагогического коллектива Дворца и образовательных учреждений района, привлекая к этой работе психолога, методистов, педагогов-организаторов (медицинских работников в штате нет).
По заявкам ОУ проводятся семинары-тренинги для классных руководителей: «Воспитание семьянина», «Воспитание в многонациональной школе», «Развитие системы отношений в ОУ, отвечающей ценностям гражданского общества», «Формирование здорового образа жизни», «Проблемы гражданско-правового воспитания в ОУ», «Современные неформальные молодежные течения», «Развитие ученического самоуправления».
На базе методического кабинета Дворца по заявкам школ проводятся индивидуальные и групповые консультации. Так, в 2011-2012 учебном году методистами и психологом Дворца проведено более 320 консультаций для различных категорий педагогических работников.
Работа психолога организована со всеми участниками образовательного процесса: дети, педагоги, администрация, родители. Профилактика наркозависимости осуществляется по двум направлениям: общая и специальная профилактика. Общая профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ) осуществляется в учебном процессе со всеми участниками образовательного процесса через содержание и соответствующие педагогические технологии многих образовательных программ. Специальная профилактика проводится психологом. Первичная психолого-педагогическая профилактика проводится со всеми учащимися; вторичная проводится с детьми группы риска и детьми, экспериментирующими с ПАВ (таких детей у нас всего 2 человека, направленных из ОППН района).
Психологом проведено мониторинговое исследование на тему: «Отношение воспитанников ДДЮТ к употреблению психоактивных веществ (ПАВ)»; разработаны рекомендации по основам первичной психолого-педагогической профилактики наркозависимости; проведен семинар для педагогических работников, родителей учреждения с целью внедрения в профессиональную деятельность знаний по основам первичной профилактики наркозависимости. Для выявления детей «группы риска» использовалась информационно-справочная база данных по проблемам наркозависимости Психолого-педагогического медико-социального центра (ППМС центр) Выборгского района. Специалисты ППМС центра приглашаются для выступлений на родительских собраниях, курсах повышения квалификации, для консультаций.
По результатам проводимого в 2011-2012 учебном году мониторингового исследования отмечается высокий уровень сформированности у воспитанников Дворца готовности вести здоровый образ жизни (72%). Преобладающее большинство как юношей, так и девушек (96,6%) никогда в своей жизни не употребляли психотропные вещества.
В комплексной профилактике наркозависимости важное значение имеют также здоровье сберегающие технологии. Деятельность Дворца направлена на разработку и реализацию оздоровительных, спортивных, досуговых программ для различных категорий детей и подростков с целью формирования здорового образа жизни и обеспечения развивающего воздействия. Количество здоровьесберегающих мероприятий - более 35 ежегодно (организация традиционных спортивных соревнований для детей и подростков района: «Школа безопасности», «Юный разведчик», «Армейская полоса препятствий», Открытое первенство Выборгского района Санкт-Петербурга по скейтбордингу и роллер-спорту «КУБОК Х5» и др.).
Вся деятельность Дворца направлена на сокращение пространства девиантного поведения и достижение результатов по профилактике наркозависимости. Нас очень радует, что показатель распространения правонарушений среди несовершеннолетних воспитанников Дворца- 0%.
Дворец как опорное учреждение района по методическому обеспечению и координации деятельности образовательных учреждений по направлениям воспитательной работы и развитию дополнительного образования детей формирует систему гражданского и патриотического воспитания школьников района, поддерживает молодежные инициативы, детские общественные объединения и координирует деятельность общественной детской организации «Ребята Выборгской стороны» (ДОО «РВС»), способствует семейному воспитанию детей и подростков; активно содействует развитию воспитательных систем в образовательных учреждениях района.
Наиболее значимые мероприятия, организуемые Дворцом, в поддержку молодежных инициатив: проект «Вдоль по Выборгской» (цикл квестов по истории Выборгского района и Дворца), досуговая программа «Классные парни», городской этап всероссийской акции «Я гражданин России» (проект «Объект детской заботы»); акции «День добровольного служения городу», «Подарок солдату», Гран-при Санкт-Петербурга по интеллектуальным играм «Что? Где? Когда?», районные туры городского фестиваля по толерантности «Культурной столице-культуру мира».
В рамках профилактической акции «Спорт против наркотиков» ежегодно проводятся: открытое Первенство учащихся Выборгского района Санкт-Петербурга по скалолазанию в рамках учащихся Выборгского района по военно-прикладным и туристским Спартакиады видам спорта; открытое Первенство Выборгского района Санкт-Петербурга по скейтбордингу и роллер-спорту ; открытые соревнования по лего- роботам; открытое Первенство учащихся Выборгского района СПб по автомодельному спорту в классе радиоуправляемых моделей промышленного производства и др. мероприятия.
За последние годы наблюдается увеличение количества участников в массовых мероприятиях, социально-значимых акциях для обучающихся района: дошкольники- 980 чел.; младшие школьники-5988 чел.; средние школьники-4825 чел.; старшие школьники- 3177 чел.
В рамках реализации Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 8 ноября 2011 года N 1534 «О Программе по созданию условий для воспитания школьников в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы», а также в рамках районной программы «Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту» педагогический коллектив Дворца и в дальнейшем планирует:
- продолжить активную антинаркотическую профилактическую работу в основных сферах жизнедеятельности подростков (семья, образовательные учреждения, правоохранительные органы, медицинские учреждения, сфера досуга);
- разработку и внедрение научно-педагогических разработок и здоровьесберегающих технологий в образовательные программы и сферу социально-педагогической деятельности, а также коррекция профессиональной деятельности педагогов, родителей в сторону обеспечения здоровья подростков;
-создание (совместно с районным научно-методическим центром) целенаправленной системы повышения квалификации педагогических работников с целью внедрения в профессиональную деятельность знаний по основам первичной профилактики наркозависимости и формированию здорового образа жизни подростков;
-проведение систематического мониторинга процесса наркотизации детей и подростков;
- использование разнообразных форм и методов социально-воспитательной работы (психолого-педагогического тренинга, опосредованного обучения с использованием иммитационно-игровых, вербальных методов и др.) в зависимости от этапа профилактической работы.
Наш опыт работы показал, что профилактика наркозависимости подростков будет иметь эффективное педагогическое воздействие при условии:
-интеграции семьи, образовательных, лечебно-профилактических учреждений; наличия компетентных специалистов (психологи, социальные педагоги, организаторы досуга, учителя и родители, прошедшие специальную подготовку);
- использования здоровьесберегающих технологий, основанных на принципах сотрудничества педагога-организатора профилактического процесса и активности самого подростка;
-создания единых научно-педагогических разработок и технологий здоровьесберегающей педагогики с учетом региональных особенностей.
Мы ведем постоянный поиск новых путей эффективной организации воспитательного процесса во Дворце и в образовательных учреждениях нашего района, направленных на развитие здоровьесберегающей среды, способствующей формированию у школьников потребности в ведении здорового образа жизни; снижение уровня асоциальных проявлений среди школьников; поддержку инновационной деятельности педагогов по воспитанию подрастающего поколения.
«Предупредить и уберечь» – именно так можно сформулировать специфические социальные задачи антинаркотической профилактической работы Дворца в этом направлении.
Поделиться: