Авторcтво: Щукина Светлана Ференцевна, учитель русского языка и литературы НОУ «Гуманитарий» Санкт-Петербурга |
Научные труды о языке, совершенные великим ученым-филологом, президентом Российской академии наук адмиралом А.С.Шишковым, послужили основой корнесловного смыслового метода обучения, разработанного и внедренного в практику современной школы ученым, педагогом, директором – к.п.н. Василием Васильевичем Семенцовым. Корнесловный смысловой метод был обоснован В.В.Семенцовым в научных монографиях, публикациях и впервые опробован как руководство для современного преподавателя, учителя, воспитателя в практике работы возглавляемой им школы «Гуманитарий», а также в практике преподавания в вузах (институт им. А.С.Пушкина – г. Пушкин, АППО – Санкт-Петербург). В настоящее время метод востребован и успешно применяется в школах и вузах России и за рубежом.
Представленные здесь материалы свидетельствуют о плодотворном освоении корнесловного смыслового метода в творческом педагогическом коллективе царскосельской школы «Гуманитарий», сформированным и взращенным В.В. Семенцовым. По оценочной системе, разработанной В.В.Семенцовым, учителя школы «Гуманитарий» протяжении длительного времени имеют личностный рост каждого школьника.
Практика нашей работы убеждает в том, что этот метод может быть плодотворно использован и в индивидуальной, и в коллективной работе с учениками младших, средних, старших классов. В коллективной общешкольной работе применение метода позволяет наполнить сущностным содержанием любое дело - будь то подготовка праздника, или проведение семинара, детской конференции. Учителя и ученики, овладевающие корнесловным смысловым методом, не только обретают навык уяснения сути изучаемых тем школьных дисциплин, но и имеют возможность нравственного возрастания.
Значение урока-семинара «Вода жизни» на пути постижения учениками
сокровенного смысла ключевых слов темы
«благо», «свет», «влага», «жизнь», «источник», «чистота»
Слово «семинар» в переводе с латинского языка означает «рассадник» и предполагает совместное обучение группы лиц с целью повышения уровня их знаний, то есть предусматривает не только накопление знаний, но переход этих знаний в качественно новое состояние.
Почему такая форма обучения может быть уместна и востребована в школе? Работа школьников по подготовке и проведению семинара позволяет им восстановить нередко утрачиваемое к завершению школьных курсов представление о единстве природных и культурных явлений мира, их взаимосвязи, помогает обрести целостное восприятие мира как всеобщего потока жизни живой. Знакомство учеников со свойствами воды, несущей жизнь, предполагало также в ходе семинара и обнаружение причин разрушительных явлений, которые ей противостоят.
Содержание каждого предмета, преподаваемого в общеобразовательной школе, своеобразно, но способ донесения сведений един - он осуществляется через слово учителя и слово учебного текста. Работая в русле корнесловного смыслового метода, учителя имели в виду, что слово учебного текста в большей мере ориентировано на левополушарное сознание ученика, в то время как слово учителя, обращающегося к живому зримому образу – обращено к правополушарному. Если мысленно свернуть текст, изучаемой по тому или иному предмету в школе темы, связанной со свойствами жидкости в словосочетание «Вода жизни», а потом развернуть через образ, доступный восприятию детей, то он ярко запечатлевается в памяти вместе с тем знанием, которое предназначено для запоминания. На педагогическом совете учителя единодушно приняли решение о подготовке к общешкольному семинару на тему «Вода жизни». Мотив живоносной влаги, жидкости, воды по замыслу организаторов семинара должен был стать сквозным, объединяющим все учебные дисциплины. Семинар явился логическим продолжением незадолго до того удачно проведенной экскурсии для учеников школы в музей воды, где им был показан убедительный документальный фильм о свойстве воды запечатлевать информацию.
В ходе установочного педсовета директор школы Василий Васильевич Семенцов определил направление поисков материала к работе: «Ключевое слово семинара «вода» можно истолковать как сложное в глубинных исторических корнях: «во» - «во-ск» + «д» - «д-ень». Воск, как и вода, обладает связующими свойствами. Соты пчел, как и молекулы воды, имеют шестиугольную форму. То есть вода, преобразованная из хаоса Богом, - живительная материя, наделенная особыми свойствами, о которых и пойдет речь на семинаре. Можно выстроить следующие смысловые цепочки слов: благодать – благодарить – Волга, дарящая благо – влага – (волокна) – то что соединяет. Круговая чаша соединяет людей между собой, потир – чаша причастия – соединяет верующих со Христом. Следствие отсутствия влаги – блага: скорбь, скорблость. Влага – есть благо, как и любовь Божеская и человеческая – от Бога. Из-за ее отсутствия возникает скорблость души – иссушенность, покоробленность. В литературе – это нередко образы засухи, пустыни».
Ключевыми словами семинара стали: «благо», «влага», «жизнь», «источник», «чистота», «вода» и многие другие. В ходе подготовки к семинару учителя помогали школьникам подготовить будущие сообщения с учетом ключевых слов всевозможным изучаемым предметам: по химии, физике, математике, географии, истории, словесности, биологии, музыке, живописи.
Установление живых межпредметных связей позволило закрепить изученный на уроках материал и увидеть его в новом свете. Представления школьников о свойствах воды по отдельным дисциплинам были обобщены и перешли на новый качественный уровень - знаний. Приведу перечень слов и словосочетаний, которые стали опорными в построении суждений в ходе кратких выступлений учеников на семинаре.
Биология. Условие жизни в природе - вода и свет: фотосинтез. Влага – благо (б//в в приставке). (Ключевые слова: жизнь, вода, свет, благо, фото, синтез). В живой природе повторяемы циклы: жизнь – смерть – жизнь.
Химия. Память – свойство живого. Жидкость и жизнь – слова однокоренные. Свойство воды сохранять память – нести информацию. Ответственность человека за произносимое слово. Объединение молекул в кластеры. Вода – ее волокна, соединения. Соединение всего живущего. Единство противоположностей – свойство воды – текучесть при жесткой связи атомов. Эта жесткая, устойчивая форма обеспечивает надежность связей атомов. Молекула воды шестигранная – два треугольника. Смеси, взвеси, растворы. Творчество. Возможности очищения воды: чистота – загрязненность – чистота. (Ключевые слова: память, жизнь, чистота, соединение, жесткий, устойчивый, вещество, связь, язык. Растворение – разделение; сотворение - соединение).
Математика. Совершенство снежинки: жизнь – смерть – жизнь. В основе снежинки – два треугольника. (Ключевые слова: луч, свет, треугольник: угол-вершина – совершенство, снежинка: жизнь воды - смерть – жизнь).
Физика – три агрегатных состояния воды. Очищение воды при переходе из одного агрегатного состояния в другое. Неиссякаемость жизни (от «сечь» – разделять; неиссякаемость - неразделимость). Жидкость – жизнь; твердь – творчество, пар – воспарение. (Ключевые слова: твердь, жидкость, пар).
География – круговорот воды в природе. Океаны, моря, озера, реки и суша. Обусловленность степени плодоносности почвы от освещения и влажности. В тундре – втуне лежащей – переизбыток влаги, в пустыне ее недостаток – скорблость земной коры. Условия плодоношения: соразмерное наличие света и воды. (Ключевые слова: свет, влага, почва, плод).
Русский язык. Литература. Очищающая, благая сила слова. Ключевые слова: жидкость – жизнь. Твердь – творчество. Влага – благо. Дар - благодать – благодарность.
Если соединить эти ключевые слова в единый текст, он может быть таким: «Нисходящая от Творца благодать – это чистота и совершенство света и влаги - воды, утоляющей жажду и очищающей, дарующей жизнь, хранящей память, надежно связующей воедино».
Семинар состоял из двух частей. Условия выступления были следующими:
1.Внятное, содержательное сообщение на 5 минут по заданной теме о свойствах воды и в ходе выступления - корнесловное толкование ключевых слов сообщения. 2.Каждое сопровождение выступающего было сопровождено ими поэтическими образами (строками стихов) и зримым видеорядом: опытами, рисунками, иллюстрациями.3.Выступающими были заранее подготовлены для слушателей 2-3 вопроса, на которые участники семинара должны были ответить, прослушав сообщения. За правильность ответов начислялись баллы.
В семинаре принимали участие все ученики средней и старшей школы 6-1-х классов и все учителя среднего и старшего звена, завучи, директор. Присутствовали гости школы – учителя и методисты города. В первой части встречи после вступительного слова учителя, выступающие школьники познакомили участников семинара с сообщениями по циклу естественно-научных предметов. Все участники семинара попеременно были и выступающими и слушателями. У «лекторов» были дублеры – задания готовили в группах. Затем всем присутствующим – в том числе и учителям – было предложено два задания. Первое задание каждый должен был выполнить самостоятельно – письменно ответить на заданные выступавшими вопросы по содержанию докладов. Следующее задание было коллективным (по группам в 8 человек – учеников и учителей совместно) и носило творческий характер: создать художественный образ (акварельными красками: аква - вода) на тему «Вода жизни» и прокомментировать его поэтическими строками своими или признанных поэтов. Все участники семинара с заданиями успешно справились.
После краткого отдыха, во второй части семинара учителя русского языка и литературы обобщили с точки зрения корнесловного понимания прозвучавшие понятия: жизнь-жидкость, раствор-творение-творчество-Творец. Затем следовала творческая часть урока – осмысление учениками слов «дар Божий» - «благодать» - «благодарность» в виде небольших индивидуальных творческих работ.
Если окинуть мысленным взглядом ход нашей работы по подготовке и проведению семинара в целом, то он соответствовал предложенному В.В.Семенцовым образу:
1.Подготовка доброй почвы – накопление знаний и представлений - непосредственных (жизненных) впечатлений учеников и их осмысление. Это были и наблюдения в живой природе, и посещение музея воды. Без личностного отношения, личностного восприятия темы продвижение учеников к сути понятия весьма затруднительно. На уроках русского языка и литературы ученикам было предложено выучить наизусть стихи с учетом предпочитаемого ими времени года.
2. Пахота – это подготовка к семинару. Отчасти она уже включала и посев – знакомство с понятиями, характеризующими особенности структуры воды, ее свойств и воздействий. Подготовка шла в двух направлениях.
Первое направление - в области точных наук - подготовка и координация сообщений учеников под руководством заведующих учебной и воспитательной работой в школе - Натальи Борисовны Лапшиной, Марины Игоревны Семенцовой и Веры Ивановны Ксенофонтовой по циклу естественно-научных предметов (ответственные учителя по предметам: математика – Ольга Леонидовна, физика - Елена Николаевна, химия - Татьяна Анатольевна, биология - Ольга Феликсовна и география – Александр Леонидович). В подготовке устных сообщений на семинаре участвовал каждый второй ученик школы, остальные были готовы помочь в случае необходимости).
Второе направление - это работа на уроках гуманитарного цикла - русского языка и литературы: знакомство всех учеников школы с художественными текстами, имеющими упоминания о влаге, воде и их обсуждение, написание небольших творческих работ. Цель знакомства с поэтическими текстами – расширить круг образных и ассоциативных представлений учеников. Школьники знакомились со стихотворениями Г.Р.Державина, А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, В.Набокова, Н.В.Заболоцкого и других авторов. (Ответственные учителя - Светлана Витальевна, Светлана Ференцевна).
В ходе подготовкина уроках литературы и русского языка мы предложили школьникам выбрать из нескольких возможных поэтических текстов предпочитаемый и мотивировать свой выбор или написать сочинение-рассуждение о ключевом образе избранного стихотворения. Тексты были заранее подобраны учителем с учетом высказанных ассоциативных связей. В то же время на уроках естественно-научного цикла шла работа по накопление знаний о свойствах воды. «Способность к синтезу и простому целостному восприятию … относятся учеными к правому… полушарию нашего головного мозга. Целостные первообразы правополушарного отечественного языка буквально исцеляют от болезненных сомнений… На основе правополушарных связей десимволизации в психике человека устанавливаются словесные ассоциации» (Семенцов В.В.).
Посев: семинар - синтез знаний. На основе конкретных знаний о свойствах воды – химических, физических и других - из разрозненных сведений каждому ученику предстояло создать единый образ, единое представление о воде как чуде.
Покров. Осмысление учителями и учениками результатов семинара: обобщение полученных знаний в виде творческих работ. Обсуждение итогов работы.
Свидетельством плодотворности проведенного семинара стали и ответы на уроках по изучаемым темам, и творческие работы.
Примеры творческих работ учеников.
Поскольку слово «семинар» в переводе с латинского означает «рассадник», то учитель должен знать, какова почва знаний и представлений учеников не только о свойствах воды, жидкости, но и о круге ассоциативных представлений. Поэтому в ходе подготовки к семинару на уроке литературы ученикам было предложено задание завершить мысль, начинающуюся словами: «Вода – это, по-моему, символ…»
Наиболее характерные ответы были следующими:
Вода – это символ жизни и порядка. (Владимир)
Вода - это символ жизни и удовольствия. (Александр)
Вода – это символ веры, любви, надежды.(Иоанн)
Вода – это жизнь человека, жизнь зверей, рыб. (Катя)
Вода – это символ вечности, бессмертия. (Ульяна)
Более «развернутые» ответы:
Вода, которую я представляю, живет. Когда она движется, как будто кровь идет по венам. Но вода синеватая, а кровь красная. Вкус воды солоноватый в морях, и у нас кровь – тоже. Вода – это символ чувств, надежды и веры. (Марк)
После семинара: Вода – это чудо природы (Юлия) День похож на речку тем, что она тоже течет. Вода – она разносторонняя. Ее очень сложно понять. Она притягивает и отталкивает, и завораживает и вызывает ужас. Вода – это характер земли. (Марина) Настолько она ценна! Но мы этого не осознаем. (Илья) Вода жизни – это наша жизнь.(Екатерина). Настолько она ценна! Но мы этого не осознаем. (Илья) Вода жизни – это наша жизнь.(Катя)
Насколько различно ученики представляют звук, запах, цвет в ассоциациях со словом «вода», мы видим из их ответов. Из ответов следует так же, насколько этот имевшийся круг после семинара оказывается расширен. Так, например, Анатолий, ученик 10 класса, до семинара затруднялся создать творческую работу о воде, после семинара размышляет: «…Мне нравятся строки стихотворения В.Набокова: «Никого не забывая, жемчуг выплесни живой…». Вода есть символ жизни. Кровь тоже из воды состоит. И тоже символ жизни». Из ответа следует, что затруднялся он не случайно – он глубоко мыслит, чувствует сокрытую истину, и, по мере ее обретения обретает и жизненные убеждения.
Восьмиклассник Александр по мере выполнения первого творческого задания до семинара, вслушиваясь в себя, вызывает все более убедительные образы, преодолевает случайные, несущественные: «Когда я слышу слово «вода», я представляю прозрачную безвкусную жидкость. Это и стакан с водой, и бушующее море или океан. Я представляю звук: «бдум-шу-шу-шу». Прозрачная, голубая или зеленая, или синяя, она красива в любом цвете. В ней - водоросли, камни, рыбы. На вкус - сладкая и свежая, мягкая. По-моему, вода – это символ жизни и удовольствия. На Кипре воды пресной очень мало из-за засухи. Вода на Кипре мягкая и чистая. Когда я с семьей был на Кипре, мы отправились в Голубую лагуну Конон. Вода там была голубая с разноцветными кораллами и рыбами. Она была очень горячая и прозрачная. Я видел очень много разных рыб, которые были только там. Вода мягкая и очень сильно держит. Она голубая, синяя, зеленая, очень красивая».
До семинара Владислав (7 кл.)делится своими ассоциациями со словом «вода»:
«Когда я слышу слово «вода», я представляю болото в лесу. При этом я представляю кваканье лягушек. Моя вода не прозрачная, потому что в ней много воды и грязи. Моя вода пахнет болотной трясиной Она на вкус противная. Эта вода загрязняет тело. Вокруг этой воды стрекозы, свежий воздух и деревья. По-моему, вода – это символ утоления жажды и очищения от грязи.
Затем, на уроке литературы, выполняя творческое задание, ученик 7 класса Владислав пишет: «Мне нравятся стихи поэта Н.Заболоцкого:
Отошел народ от Бога.
Птица в небе бьет тревогу –
Просит Бога: «Пить, дай пить…»
Просит жажду утолить…
Благодать, которую я всегда получаю, всегда есть дома».
После семинара, на уроке литературы Владислав (7 кл.) размышляет:
«Жажда может быть физической и духовной. Физическая – это когда человек, животное или растение хочет пить, а духовная – это когда человек хочет знать и читать книги, ходить в церковь. Влага необходима всем живым существам. Без нее наступит смерть физическая или духовная».
Для учителя очевидно: душа мальчика жаждет. И задача близких ему людей – родителей, учителей, помочь утолить не только жажду знаний, но и душевную, духовную жажду.
До семинара Василий (7 кл.) пишет: «Когда я слышу слово «вода», то представляю единственный чистый залив реки Нары. По сравнению со всей рекой, этот залив чистый, хотя и немного мутный на дне, но прозрачный – дно хорошо видно. Вода шелестит, журчит, бурлит. Вода там пахнет рассыпчатым песком, землей, свежестью. Вкус воды родниковый, немного соленый. Вода прохладная, немного колючая – дух захватывает, когда войдешь в нее. Залив окружает густой тростник. По-моему вода – это символ жизни.
Мне нравятся строки Ф.И.Тютчева:
Чудный день!
Пройдут века, -
Так же будут в вечном строе
Течь и искриться река
И поля дышать на зное». (Василий 7 кл.)
После проведенного семинара По работе семиклассника Василия виден труд учителей и что обретенные знания ученик воспринял искренне, глубоко запечатлев их в душе:
«Сверкает вдали, разлившись по воле вода… Вода – это Божья благодать, потому что вода дает жизнь: без нее мы можем пропасть. Еще у слова «благодать» (б+лаг+о) есть однокоренное слово «влага»: в+лаг+а. Исторически слово «влага» родственно «ложбина». Здесь чередуются б//в в приставке. Еще одно однокоренное слово – «волокно». То есть вода связывает все живое.
Поэты подтверждают жизненную важность воды в стихах:
…С небес нисходит жизни влага,
Лишь незаслуженное благо… (А.А.Фет)
Вода дает жизнь всему. Вода – символ красоты и жизни! (Василий. 7 кл.)
До семинара на уроке литературы Иоанн (6 кл.) пишет:
«Когда я слышу слово «вода», я представляю аквапарк «Сирена». Вода, которую я представляю, веселит людей. Вода движется кое-где с плеском, а кое-где тихо. Вода моя синеватая с хлоркой. Да, пахнет хлоркой, растворенной в воде! Вкус хлорки очень опасен!!!. Она кажется нежной, но на другой день ты обнаружишь ее на губах и обнаружишь, что она грубая.»
После семинара:
«Мне нравятся строка стихотворения Ф.И.Тютчева: «В искрах катится река, словно зеркало стальное». День похож на речку тем, что она тоже течет. Речь, как и речка, может быть и грязной и чистой».
Знакомство со строками русской поэзии рождало у учеников потребность в собственном творчестве. Ирина (7 кл.) открыла в себе расположенность к ритму и рифме. На уроке литературы Ирина пишет:
Ты стоишь и ждешь…
Когда волна покроет целиком тебя,
А впереди друзья идут…
И крикнешь им:
- Я догоню! –
Стоишь и ждешь,
Облокотившись на поребрик.
Но тихо…
Волны все нет,
А ты стоишь и ждешь…
И тут как тут
Волна ударила о берег!
Капли соленого дождя
Покрыли целиком тебя…
И ты бежишь и смотришь в след –
Нет волны?
Еще хочу!..
…Но тут
Глаза открылись:
Друзья зовут:
- Эй, просыпайся,
Уже сияет свет!
Ирина К. 7 кл.
Многие ученики после знакомства с мотивом воды в русской поэзии, сами создают небольшие поэтические зарисовки. Ульяна (6 кл.) пишет о том, как темнота сгущается, а свет усиливается (!); свет, возможно – нетварный:
Темнота потихоньку сгущается,
Яркий день с нами прощается,
Одинокое облако куда-то мчится,
Солнце на горизонте садится.
Красной краской расписаны листья
Деревьев. Водою чистой
Берега омывает река.
Как слеза младенца, прозрачна вода.
Надо мной – синяя темнота,
А вокруг – светлая полоса…
А у солнца, на воде,
Как корабль по реке,
Плывет яркое пятно.
Чисто, празднично оно.
И плывет оно туда,
Где обнимает месяц звезды,
Где птицы вьют на солнце гнезда.
Где все прекрасно, все поет,
И душу где ничто мирское не гнетет.
Ульяна. 6 кл.
Многие ученики в творческих работах упоминают в связи с темой воды и другие образы, сокровенные, сущностные: кровь, слеза.
Анатолий (9 кл.) пишет на уроке песню:
Весенний день –
Блики солнца на щеках.
Ночная мгла –
Привкус неба на устах.
Долетний путь –
Пара фляжек в рюкзаке –
Вдаль от болот.
Да все к чистой ко реке.
Июньский день –
Воды кружка с утреца.
Белая кровь –
Это Светлый Дар Творца.
…Святой водой
окропить свое лицо.
Как Благо дать –
Хлебный мякиш на ладонь.
Осенний дождь
Над родной моей землей.
Родина мать –
В эту землю я влюблен!
Очень существенно, что один из главных лейтмотивов в работах учеников – лейтмотив очистительного, благодатного свойства воды. Об этом пишут многие:
Вода – это символ утоления жажды и очищения от грязи.(Владислав. 7 кл.) Вода, чтобы смыть эту нечисть, создает бури, цунами.(Марк. 6 кл.)
…Мы, разбиваясь на куски,
Себя не бережем нисколько.
Для этого нужна вода –
Она смывает все осколки. (Марина. 10 кл.)
«Вода может быть живая и мертвая. Живая вода – это святая или чистая вода. Мертвая вода - это вода, загрязненная химикатами и даже (!) нецензурными человеческими словами. Берегите воду!» (Мария 8 кл).
Многие образы в работах связаны со святыми словами «благо» и «жизнь»:
«У людей не существует единого понятия о благодати… Но человек ее все-таки изредка испытывает. Творения человека не могут даровать благодать. Истинную благодать можно получить только добившись единства с природой, с миром… Я пережила это состояние, когда ездила в детский лагерь. Тогда я очень часто гуляла по соседней деревне, по ее окрестностям, по почти не тронутой человеком природе. Каждый раз, возвращаясь с прогулки, я ощущала прекрасное, неописуемое чувство… Чувство счастья, чувство, о котором я всегда мечтала…
(Ульяна. 6 кл.)
Заключение
Ученики нуждаются в радости очищения. Если для тела его несет вода, то для души – Святое причастие. На просьбу учителя написать ответ после знакомства со стихотворением А.С.Пушкина «Владыко дней моих…»: «От чего бы я хотел, чтобы Господь меня избавил: «Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья…», - восьмиклассники ответили:
- От злости, потому что я не хочу быть злым, очернять свою душу. От убийства.
- Я хотел бы, чтобы Господь избавил меня от нескольких качеств: вспыльчивости, болтливости, иногда злости, легкомысленного отношения к жизни, потому что эти качества мешают мне жить, общаться…
- Я хотел бы, чтобы он меня избавил от лени.
- От необдуманных, несердечных и неправильных поступков, так как такое хуже осознанных ошибок. От эгоизма, где я его не замечаю, и от сомнения.
Серьезные и искренние ответы, свидетельствующие о доверии (поэтому приведены здесь без подписей). Но ни в какой момент движение возрастания наших учеников нельзя считать завершенным…
Цель урока-семинара «Вода жизни» была достигнута:
1. от образа воды (чувственного), от смысла слова поверхностного, или плотского,
2. взойти через знание (знак) – смысл слова содержательный, или душевный, (а «знак – живой образ представления» - В.В. Семенцов)
3. к смыслу слова сущностному или духовному.
Образно говоря, подготовка и проведение семинара соответствовали… трем агрегатным состояниям воды: жидкому (изначальное творчество), твердому (обретение знаний), и … парообразному (от – воспарить – итоговое творчество). Но не газообразному, так как газ – от слова «хаос» (в 18 веке введено голландским химиком Гельмонтом) - «газообразное» - это термин исключительно научный.
Приведу пример итогового творчества, свидетельствующего о том, что знание точных наук может вдохновить ученицу на поэтическое их осмысление:
Вода жизнь вечную живет!
В ручьях, морях она течет,
Паром ввысь она летит,
Тяжестью дождя внизу шумит…
Когда в душе моей поет
Вода, я чувствую полет.
Мирские страхи мне уж не мешают,
Когда душа и сердце, как вода, взлетают.
Ульяна. 6 кл.
Почему общешкольный урок-семинар открывает новые возможности для восхождения ученика к прообразующему, священному смыслу слова? Семинар, посвященной одной теме, позволяет ученику через корень ключевого слова темы восстановить целостное восприятие мира.
Именно целостное представление старались создать у школьников учителя биологии, химии, географии, физики, математики, русского языка и литературы. Творческие (художественные) работы ученики выполняли под музыкальное сопровождение. Живые знания, интеграция разных предметов помогли не только узнать больше, но и больше воспринять.
Через неделю после проведенного семинара ученикам был задан вопрос: какие слова-понятия, прозвучавшие на семинаре, вы запомнили?
Ответы показали, что из упомянутых естественно-научных понятий это были слова, прямо или опосредованно воспроизводившие строки из стихотворения Н.А. Заболоцкого: «В каждом маленьком растеньице, словно в колбочке живой, влага жизненная пенится и кипит сама собой».
Этот факт свидетельствует о том, насколько явственно запечатлевается в памяти ученика знание, если оно имеет живой образ представления о каком-либо явлении. «Живые колбочки» понравились и запомнились, потому что понятие «фотосинтез» было воплощено в словесном образе. Снежинки запомнились потому, что учителем математики были подготовлены красивые фотографии разнообразных снежинок, то есть разные образы снежинок…
Сравним количество упомянутых учениками запомнившихся слов и предложений:
Из естественно-научной сферы (физика – математика):
снежинки и снег- 7, лед-4, таянье льда - 1 пар - 1, (всего 13)
круговорот воды – 1, три агрегатных состояния (в твердом, жидком и газообразном состоянии), агрегат - 6, туча состоит из кристаллов кристалл, льда, сетки. Плотность воды больше, чем у льда, шестиугольник - снежинка; ученые не могут объяснить, почему снежинка шестиугольной формы шестиугольник, почему в природе нет двух одинаковых снежинок, лаборатория, атом и молекула воды, аш-два-о-8, хороший растворитель – 3; опыт и тепло, бутылка лопнет - 2; количество - 1, состав - 1, (всего =30)
13+30 = 43
Из естественно-научной сферы (химия-биология)
жизнь – 8, фотосинтез-5, фотолиз-2, память-1, живые – 8 + 7 = 15 (живоносные тучи, облака, жидкость, жидкость, живые организмы, растение, солнце, зелень, земля, маленькие живые колбочки – это растения - 7 уникальные лаборатории), капля, капелька – 3, земля и воздух, и радуга, и листочек – 4. (Всего = 42)
«Вода-6, река, водить, водный – 3 = 9
География: Почвенный раствор, почва = 2
Гуманитарные предметы (русский язык-литература):
плотность, плоть - 3
Раствор, творчество, творение – 3,
благодать, влага-благо. Бологое, Волга, благодарность, дать благое -35 +8: (Божья благодать, знойное лето, жажда, Бог, Господь – 8) = 43 + корень слова; смысл – 2. (Всего – 45).
…Путь и судьба капли родственен судьбе зерна: жизнь – смерть – жизнь.
Интересно, что в каждой части семинара преобладал свой наиболее характерный образ.
Во время выполнения первой творческой работы по литературе - образ волны, моря.
В ходе семинара большинством его участников был создан художественный образ капли.
Во время выполнения итоговой творческой итоговой работы преобладал образ реки.
Примеры образного мышления учеников:
«Вы когда-нибудь видели кристалл или алмаз? Так вот вода – это чистота в съедобном виде. А это очень вкусно!!!» (Владимир 7 кл.)
«Читая слова «серебристый перезвон», представляю серебристый снег с капельками воды, только что застывшими». (Юлия 10 кл).
«…Волна медленно нарастает. Но это не девятый вал, который способен только разрушать, а красивая волна, медленно накатывающаяся на скалу. А вокруг этой мощной волны летают чайки, а на самом гребне ее – отсвет солнца». (Артемий 10 кл.)
«Когда я слышу слово «вода», я представляю жизнь. Она течет с громким звуком, максимально прозрачная. Вода – это символ жизни. Я похож с рекой Тосно характером».
(Алексей 8 кл.)
«Когда я слышу слово «вода», я представляю себе огромные моря, водопады, реки, озера, расстилающиеся по всей земле. Я вижу самые необычные водяные существа, а главное – я все это чувствую! Все все время меняется. Слышен красивый песнопевный звук. Поверхность воды прозрачная, а внизу мрак. Запах чистоты. Спокойствие великой тайны.
Ощущения от воды бывают очень разными – когда я вхожу в воду, я становлюсь ее частью… или когда вода бушует, я становлюсь таким же буйным и вдохновенным.
Я сравниваю себя с водой. Иногда я мрачный, а иногда – тихий, спокойный». (Владимир 8 кл.)
«Когда я слышу слово «вода», я представляю бескрайние океаны, полноводные реки, полные рыб, но невольно на память приходит и все то ужасное, что сделал человек. Вода живет. Вода двигается со звоном, тихим или громким звоном, но все-таки – звоном. С разными оттенками, но звоном». (Ульяна 6 кл.)
Сущностный, или духовный смысл слова «благодать» в итоговой работе:
В своей жизни я испытал благодать, когда мне было 13 лет. Я со своей мамой отстоял пятичасовую службу, и после прихода домой почувствовал состояние полета. (Артемий)
Благодать – это Бог и то, что исходит от Бога. Это то, чем Он награждает, что исходит от Него на людей за их хорошие мысли, поступки – Он дарит благо. Это воодушевление, счастье. Благодать я испытал зимой в Федоровском соборе. (Илья)
Благодать – ассоциации: моя Светлая Русь. Благо – хорошее, божественное, благое дать, влагу дать. (Анатолий. 9 кл.).
Благодать, которую я испытал, была на моем заветном месте у реки и в храме. (Василий)
Благодать – это вдохновение. (Катя)
Благодать – дарить благо; воодушевление. (Ульяна)
Вода святая, потому что прошла через святую землю. (Марк).
Благодать, которую я всегда получаю, всегда есть дома. (Владислав)
Благодать – что-то хорошее: тепло, ласка, нежность, благодарность, подарить благо, дать весну – счастье, добро, душа. (Юлия)
Благодать – радость, счастье. (Мария)
Благодать – это блаженство и когда человек плачет. Когда я с друзьями. (Алексей)
Благодать – это когда человек дает благо, или когда человек благодарит за какое-то хорошее дело. (Александр)
Речь, как и речка, может быть и грязной и чистой. (Иоанн)
«Вода может быть живая и мертвая. Живая вода – это святая или чистая вода. Мертвая вода - это вода, загрязненная химикатами и даже (!) нецензурными человеческими словами. Берегите воду!» (Мария 8 кл).
Весь творческий коллектив учителей – каждый через свой предмет, учебную дисциплину старался донести до сознания учеников мысль о том, что «Вся материя – это видимый смысл и проявление действия невидимого духа» (Семенцов В.В.), и это удалось.
Заключение.
В литературе мы встречаем образ льющегося времени, потока дней. Например, у Г.Р.Державина в стихотворении «Водопад»: «Не так ли с неба время льется…». Неблагодарность Богу, отказ от богообщения может стать причиной в прерывании кругообращения в последовательности дар Божий – благодарность наша:
Когда креста нести нет мочи,
Когда тоски не побороть,
Мы к небесам возводим очи,
Творя молитву дни и ночи,
Чтобы помиловал Господь.
Но если вслед за огорченьем
Нам улыбнется счастье вновь,
Благодарим ли с умиленьем,
От всей души, всем помышленьем
Мы Божью милость и любовь? К.Р.
Вслушаемся в слова Величания Божьей Матери:
«Величаем Тя, Пресвятая дево, и чтим образ Твой святый, от негоже истекает благодатная помощь всем, с верою притекающим к нему».
«Истекает помощь» - то есть нисходит – к кому? «С верою притекающим». Вот оно – живое богообщение в слове, в молитве!
Почерпем, человецы, цельбы душам и телом молитвою, / Река бо всем предтечет — Пречистая Царица Богородица, / источающи нам чудную воду / и измывающи сердец черности, / греховныя струпы очищающи, / души же освящающи верных / Божественною благодатию.
Поделиться: