Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Методическая разработка «Проведение блиц-опросов на занятиях в студии юных журналистов по учебной программе «Основы журналистики и издательского дела»
Для каждого педагога насущной проблемой является задача с максимальной отдачей использовать время на занятии. Чем большему удается научить во время занятия, части занятия, чем больше упражнений на развитие различных навыков, тем польза от занятия, учебной программы выше. Во главу угла для проведения любого упражнения на занятиях в студии юных журналистов ставится комплексный принцип, то есть во время выполнения каждого задания должно выполняться одновременно несколько задач – развивающего, психологического, профессионального, воспитательного характеров. Разумеется, у любого действия много сторон, связанных с разнообразными человеческими навыками, развитием различных психологических качеств, но в задачи преподавателя входит использование максимума «побочных действий» для целей именно своего предмета, своей учебной программы, процесса обучения. Во время практически каждого занятия в студии юных журналистов преподавателем среди учащихся проводятся блиц-опросы. Блиц-опросы – один из популярных жанров современной журналистики, дающий как бы моментальный срез точки зрения определенной социальной группы. Участвуя лично в блиц-опросе, учащиеся знакомятся с этим жанром, понимают его «кухню», получают возможность сопоставлять между собой разные мнения по одному и тому же вопросу-теме, учатся выражать свое мнение, а знакомясь с другими точками зрения, в том числе противоположными, пытаются дополнительными аргументами защитить свою позицию либо вынуждены изменить ее. Участие в блиц-опросе дает учащемуся опыт понимания сложности картины мира, разности взглядов на вроде бы «одно и то же», опыт толерантности и социализации – более социально адаптирован, коммуникативно успешен тот член общества, который умеет понимать «разные» языки. В начале опроса ставится вопрос или объявляется тема, и школьники должны прямо на занятии, в течение ограниченного времени (как правило, 10-20 минут) ответить на него. Вопрос выбирается актуальный для школьников, подростков, чтобы учащиеся могли выразить личную точку зрения, при этом чувствуя свою заинтересованность в теме, что задает повышенную мотивацию, основанную на личном желании, для выполнения задания. Иногда, по возможности, для облегчения «введения в тему» проведение опроса предваряется просмотром видеоролика на близкую тему или знакомством с соответствующей информационной публикацией в СМИ: бывает и так, что именно видеоролик или публикация и задают тему для блиц-опроса. Актуальность темы важна и с воспитательной точки зрения: отвечая на вопрос, формулируя свою позицию, подросток примеряет проблему на себя, вспоминает свой личный опыт, выстраивает ориентиры, тем самым задавая себе определенные рамки для дальнейшего поведения. В этом смысле очень важна искренность при выражении своего мнения и создание среды, в которой принимается любое мнение, которое не критикуется и не оценивается. Именно правдивость выражения своих мыслей, а не их «правильность», – залог успешности методики. Дополнительное условие для правдивого выражения своих мыслей заключается в том, что учащийся может писать под любым псевдонимом, преподаватель не раскрывает никому эти псевдонимы. Все упражнения в студии юных журналистов выполняются на компьютере, поэтому ответ на вопрос печатается на компьютере. Для этого надо знать, что для этого надо делать, проще говоря, на что нажимать, чтобы не только набрать текст, но и сохранить его в нужном, указанном преподавателем, месте в памяти компьютера, уметь отредактировать. Таким образом, учащийся знакомится и закрепляет свои знания и навыки владения операционной системой и текстовым редактором, которые установлены на компьютере. Важной частью освоения компьютера, умения на нем работать является овладение клавиатурой, повышение скорости печати. Специальных, узко направленных заданий на овладение клавиатурой в учебной программе не предусмотрено, так как выполнение любого задания, связанного с набором и редактированием текста, ведет к улучшению этого навыка. Работает комплексный принцип. Во время написания преподаватель следит за выполнением задания, просматривает написанное, уточняет, что именно хотел сказать учащийся, поправляет, если учащийся неправильно понял вопрос и отвечает не по теме или слишком ушел в сторону от темы. Устный диалог преподавателя и учащегося в этот момент должен быть сведен к минимуму, чтобы не отвлечь других, а дать самостоятельно каждому выразить свои мысли. Любая фраза, высказанная вслух, может оказаться как хорошей подсказкой учащемуся, который не может сдвинуться с мертвой точки (некоторые учащиеся на начальном этапе обучения испытывают значительные коммуникативные затруднения при выражении своих мыслей: очень распространенным вопросом для таких ребят является «А с чего начинать?»), но может оказаться и негативной – для тех, кто не хочет сам думать. Важно при этом учитывать, что рамки, задаваемые жанром «блиц-опроса», не предполагают предварительного обсуждения и знакомства с мнением других. Преподаватель проверяет оперативно напечатанный ответ индивидуально с каждым учащимся, указывает на грамматические и стилистические ошибки (попутно учащийся знакомится или улучшает навыки в использовании соответствующих опций текстового редактора: например, чтобы избежать тавтологии, необходимо заменить слово синонимом – можно подумать самому, а можно использовать возможности, предоставляемые текстовыми редакторами; текстовые редакторы также могут указывать на орфографические и пунктуационные ошибки, предлагая варианты их исправления – визуальная память учащегося в таких случаях работает на повышение грамотности), обсуждает с учащимся «темные места», пытается, при необходимости, убедить учащегося, что свобода выражения своего мнения не означает свободу в форме ее выражения – выраженное мнение должно быть адекватно понято другими. На этом коллективная часть работы заканчивается. Но работа над блиц-опросом продолжается. Выбирается (по очереди) один учащийся, который будет заниматься сбором ответов в один текст. Для выполнения этого задания ему понадобятся знания, как работает текстовый редактор и операционная система, внимательность, так как придется работать с большим количеством файлов (по числу ответов) и ответственность (ни один из ответов не должен быть пропущен или скопирован не полностью). Создав общий текст со всеми ответами, учащийся запускает программу-редактор web-страниц, так как блиц-опрос должен быть размещен на сайте студии (vo-gazeta-spb.narod.ru). В этой программе (освоение которой – часть выполнения учебной программы) учащийся должен сначала переместить предыдущий блиц-опрос в архив, дополнить страницу с перечнем всех блиц-опросов названием-темой предыдущего, залинковав его со страницей, на которой размещен текст, поставить на главную страницу сайта новый блиц-опрос. Все это потребует от него не только знания программы, но и внимательности, так как работать ему придется одновременно с несколькими файлами. Помимо размещения на сайте, блиц-опросы публикуются в газете «В.О.!». Версткой газеты, форматированием текста, подбором или созданием, обработкой иллюстрации к опросу (требующих знания и умения владеть соответствующими компьютерными программами) занимается другой учащийся или группа учащихся, как правило, второго года обучения. Публикация блиц-опроса на сайте и в газете делает текст ответа учащегося на вопрос публичным, и это уже другой статус текста – статус публичного письменного документа: учащийся не только видит свой текст опубликованным, что влияет на его самооценку, но и понимает, что и другие, в том числе взрослые, видят и читают его тексты, знакомятся с его мнением, что очень важно как с воспитательной точки зрения, так и с точки зрения знакомства с профессиональной журналистской спецификой – текст учащегося не только отражает существующие точки зрения, но и становится инструментом формирования общественного мнения, что так важно при осознании значения деятельности средств массовой информации, журналистов.
Приложение Поделиться: |