Авторcтво: Волкова Нина Владимировна, воспитатель ГБДОУ детского сада № 15 |
Достаточно ли игр и игрушек у нас в группе? Вполне: мягкие, пластмассовые, синтепоновые и меховые игрушки; атрибуты сюжетно-ролевых игр; различные конструкторы, пирамидки, застежки и шнуровки; игры дидактические и игры развивающие, игры, игры, игры... Много и разные, все они направлены только на то, чтобы маленький человечек рос и развивался.
Так что, все в порядке: каждый ребенок находит для себя достойное его занятие. Но многообразие игр не исключает того, что каждая игрушка и игра выполняет ограниченное число функций (чаще всего 2 – 3). Но есть одна игра, о которой следует сказать подробнее и именно из-за ее универсальности и простоты одновременно – это комплекс, содержащий набор геометрических фигур, каждая из которых может быть охарактеризована четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной – причем в полном комплекте все эти четыре признака полностью описывают конкретную фигуру. Тонкий, большой, красный круг – лишь один, другого такого нет.
Этот набор носит свое название по имени своего разработчика – Золтана Дьенеша (математик и психолог, венгр по происхождению). Весь комплект содержит геометрические фигуры:
· четырех форм: круг, равносторонний треугольник, прямоугольник и квадрат;
· трех основных цветов: красного, желтого, синего;
· двух размеров: большого, маленького;
· двух видов толщины: толстых, тонких.
Скучное и сухое перечисление составляющих игры нисколько не уменьшает ее огромное значение. Блоки Дьенеша незаменимы для развития всех психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи, воображения. А так же для сенсорного развития детей, а именно – закрепления основных сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина). Необходимо научить ребенка не только узнавать и называть какое-либо свойство предмета, а дать представление об их многообразии и совокупности проявления каждого из свойств (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красны и синий). Важно, чтобы малыш мог использовать усвоенные представления для формирования аналитико-синтетического (или критического) мышления.
Педагог, предлагая ребенку рассказать из каких фигур состоит кукла Андрейка (см. описание дидактического пособия), побуждает ребенка произвести анализ составных частей пособия на основании уже имеющегося личного опыта (например: «Голова – это толстый желтый круг, а вот это (показывает на туловище) – красный тонкий треугольник».) Такой простой анализ доступен ребенку младшего дошкольного возраста.
Необыкновенная простота использования дидактического материала, доступность и яркость, позволяют детям различного возраста через свое конкретное восприятие развить умственные способности.
Для постановки различных проблем, которые было бы интересно решать ребенку, мною были разработаны, оформлены и апробированы некоторые игры и упражнения.
В помощь детям делаются модели всех свойств, с которыми ребенок знакомиться отдельно. В таблице №1 показаны символы, позволяющие ребенку классифицировать детали по определенному признаку (толстый – тонкий, большой – маленький, цвет, форма), зачеркнутые фигуры означают отрицание данного признака.
Таблица 1
Модели, во-первых, конкретизируют задачу, вызывают интерес к поиску решения проблемы, во-вторых, помогают описать предложенный блок, эти же модели могут быть использованы в составлении описанных рассказов, в-третьих, придумать и составить свою поисковую задачу, используя знаки, что вызывает большой интерес в старшем возрасте («Я загадаю, а ты отгадай»). Дети любого возраста, любого пола и любого склада характера, заинтересуются игрой с блоками Дьенеша: простые фигуры в руках ребенка под руководством увлеченного педагога найдут применение, заинтересуют и поведут за собой в мир математики, логики, фантазии, в мир, где думать и искать пути решения интересно, где одно открытие ведет к другой задаче более сложной, а потому более интересной.
Структура игр с использованием блоков Дьенеша и их особенности
С точки зрения педагогики, данная игра относится к группе игр с правилами, к группе игр, которые направляет и поддерживает взрослый. Игра имеет классическую структуру:
1. Задача (задачи).
2. Дидактический материал (собственно блоки, таблицы, схемы).
3. Правила (знаки, схемы, словесные инструкция).
4. Действие (в основном по предложенному правилу, описанному, либо моделям, либо таблицей, либо схемой).
5. Результат (обязательно сверяемый с поставленной задачей).
Структура дидактической игры с использованием «БлоковДьенеша»:
Схема 1.
Эта структура очень похожа на собственно схему построения учебного процесса.
Схема построения учебного процесса.
Схема 2.
Таким образом, очевидно, что данная игра полностью оправдывает эпитеты «обучающая».
Если учесть, что система разработанных мною игр систематизирована от простого к сложному, то данная игра попадает в разряд «Развивающих игр».
Например:
1. Вариант «Собери бусы» - только по цвету.
2. Вариант «Собери бусы» - по цвету и форме.
3. Вариант «Собери бусы» - по чередованию структурных элементов.
4. Вариант «Собери бусы» - по предложенной схеме (использование моделей).
5. Вариант «Собери бусы» - по предложенной схеме (использование элементов
отрицания)
Если принять во внимание использование Блоков Дьенеша на начальных стадиях ознакомления с сенсорными эталонами, то можно сделать вывод, что данная игра является обучающей и закрепляющей основные знания, умения и навыки.
Кроме того, по моим наблюдениям, дети старшего возраста, освоив элементарные представления, используют эту игру в целях развития самостоятельности и фантазии.
Дети с удовольствием придумывают новые задачи по «Блокам», вместе с друзьями они рисуют модели и играют в свои игры. Это абсолютно оправдывает эпитеты «творческая игра», «игра для развития воображения и фантазии», «игра для коллективного занятия детей» (2-3 человека).
Таким образом, особенностями игры системы «Блоки Дьенеша» можно считать классификация ее как обучающей игры, развивающей и закрепляющей знания, умения и навыки, творческой, индивидуальной, подгрупповой и коллективной игры.
Игру можно использовать как на занятии, так и в индивидуальной работе с детьми.
Блоки Дьенеша и сенсорное развитие детей
Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка. И действительно, через восприятие конкретного объекта (тактильно – потрогали, зрительно – посмотрели, осязательно – нашли в чудесном мешочке исследуемый предмет) идет формирование представлений о внешних свойствах предметов вообще и сравнении их в дальнейшем с основными общепринятыми сенсорными эталонами и систематизация (сложнейший процесс для 2-4-х летнего ребенка) полученных знаний.
Сенсорными эталонами являются: цвет (цветовой спектр и его оттенки), форма (геометрические плоскостные и объемные фигуры) и величина (метрическая система мер). Исторически, человечество выработало основные сенсорные эталоны, наша задача - передать этот опыт ребенку и, по возможности, научить его использовать этот опыт в дальнейшем.
Цвет.
Ознакомление с цветом проводится по двум направлениям: выделение данного параметра (цвета) и умения обобщить предметы по данному признаку.
1)Выделение признака цвета происходит способом узнавания и называния предметов основных цветов (красный, желтый, синий). «Это синий круг. Покажи синий круг. Найди такие же фигурки». С этой целью используются следующие дидактические игры: «Найди такой же» «Заселим домики»; «Найди домик»; и т.п.
Особо надо отметить, в данном случае, что подобные игры с детьми младшего дошкольного возраста проводятся в разных видах деятельности и с различными предметами. Используются атрибуты сюжетно-ролевых игр (костюмы ряженья основных цветов, посуда, подобранная по цветам), дидактические игры для ознакомления с цветом («одень медведей»; «подбери бантик к платью» и т. п.), на занятиях по изобразительной деятельности и по математике (ознакомление с цветом). Это необходимо для того, чтобы цвет для ребенка воспринимался отдельно от предмета и не связывался с каким-то конкретным объектом (предметом), т. е. абстрактно, но после подготовительных упражнений и параллельно для закрепления и систематизации используются блоки Дьенеша.
2) Для развития умения обобщения признака используется составление множеств по признаку цвета, т. е. операция классификации. Для этой сложной операции ребенку необходимо выделить в группе предметов лишь те, которые при сравнении, имеют общий признак (в данном случае, цвет). Эта операция способствует развитию памяти (надо вспомнить, как называется) и активизирует мышление (найти такой же по цвету, сравнить, установить общий признак).
Помимо задачи закрепить знания о сенсорном эталоне - цвете, задача составления множеств может быть использована для визуального (поверхностного) ознакомления с цветовыми эталонами. На начальном этапе обучения детей в младшей группе проводились игры «Разложи фигурки в свои домики» (с использованием цветных обручей); «Разложи по цветным мешочкам» (с использованием цветных мешочков).
Например:
1. Дидактическая игра «Разложи детали в свои домики».
Дидактический материал:
· Блоки Дьенеша 3-х цветов Рис.1
· Обручи соответствующих цветов. Рис. 2
Правило: Брать рукой по одной фигурке и ставить в домик такого же цвета.
2. «Цветные мешочки».
Дидактический материал:
· Мешочки двух цветов;
· Наборы фигур двух цветов.
Правило: Спрятать все фигурки в свои мешочки.
Величина.
Это понятие не имеет абсолютной формы, она может быть установлена лишь в сравнении. «Эта фигура – больше (меньше). Эта фигура – тоньше (толще)». На этом сравнительном анализе и основаны игры с использованием Блоков Дьенеша для изучения понятия величины. «Посмотри, это маленький треугольник. Дай мне, пожалуйста, большой треугольник».
Малыш зрительно анализирует и сравнивает, он, для начала, может взять и наложить блоки один на другом для установления относительной величины; а в дальнейшем сделать это лишь зрительно соотнося предметы. Детям младшего дошкольного возраста можно предложить раскладывать фигуры в разные емкости в соответствии с размером (например: большие предметы на большие тарелки, а маленькие – на маленькие).
Для детей постарше я придумала игру «Волшебный сундучок», открыть который ребенок сможет лишь, если подберет «ключик». На крышках сундучков находятся символы – «замочки» с обозначением величины: большой и маленький, тонкий – толстый. Сопоставив, ребенок найдет соответствующий предмет (блок) – большой или маленький. Итак, ребенок анализирует модель и сопоставляет с соответствующим реальным предметом, усваивает понятие величина.
Игра «Волшебный сундучок» Рис. 3
Итак, усваивая понятие «величина» ребенок:
1. На основе зрительного сравнения устанавливает относительное свойство предмета – его величину.
2. Систематизирует предметы по величине. «У меня в домике «живут» только маленькие фигурки, а у тебя будут только большие. У меня маленький красный круг, а у тебя...» (пусть ребенок договаривает: «большой красный круг» и т. д.).
При ознакомлении с понятием «величина» следует отметить, что я столкнулась одной проблемой: особую трудность для маленьких детей вызывает понятие «толщина». Данное свойство можно легко ввести в обиходную речь при использовании моделей «толщина».
Рис. 4
Но и при этом может быть путаница: «он большой» (толстый), «он маленький» (тонкий).
При сравнении реальных блоковых деталей ошибки исправляются и далее речь идет только об упражнениях и накоплении собственного опыта, действия и сравнения фигур разной толщины.
Форма.
Ребенку младшего дошкольного возраста проще «разобраться» в плоскостных геометрических фигурах, нежели в объемных. Так как плоскостные фигуры более обобщают понятие «геометрическая фигура» (т.е. мы можем назвать лишь одно свойство – это круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).
Сравните: Рис.5
Поворачивая фигуру «боком» (вертикальный разрез) малыш потеряет первоначально видимый фронтально треугольник. Для устранения возможных ошибок я предлагаю после закрепления плоскостных геометрических фигур, взять один из блоков и, сделав ее проекцию доказать, что это и есть объемная фигура соответствующей плоскостной. Это упражнение всем известно – «обводка контура».
Рис. 6
Таким образом, игры с использованием Блоков Дьенеша помогают:
1. Закрепить узнавание и называние основных геометрических форм.
2. Систематизировать предметы (блоки) по признаку геометрической формы, например, дидактическая игра: «Собери бусы»
Рис. 7
3. Устанавливать связи между предметом и его проекцией (осмысливание такого рода связи, возможно, разумеется, лишь в старшем возрасте, но подготовительная работа в занимательной форме должна стать одним из факторов развития умственной деятельности).
Конструировать из геометрических фигур Дьенеша (делать анализ построек из чертежей построек). Обычно дети конструируют по образцу, принимая во внимание все части фигуры (зачатки аналитико-синтетического мышления). Для этой цели хорошо использовать альбомы [Блоки Дьенеша для самых маленьких (альбом-приложение к блокам Дьенеша) Альбом заданий к Блокам Дьенеша и палочкам Кюизенера "Вместе весело играть"]
Для усложнения задания возможно использование моделей.
Задача: расскажи какое колесо слева, справа?
Рис.8
По правилам игры ребенок должен назвать все признаки колеса
и разложить карточки с символами (см. рисунок № 9, 10)
Рис. 9 (справа) Рис. 10 (слева)
Маленький ребенок с удовольствием сыграет в игру «Добавь чего не хватает» (самое главное, чтобы он проговорил вслух действие и полученный результат: «Надо добавить толстое колесо (круг)».
Рис.11
И не беда, что пока вместо сенсорного эталона – круг, он говорит – «колесо», в дальнейшем это перейдет у него в сравнительный лексический анализ (колесо похоже на круг – круглое).
И кстати, образец, представленный в виде плоскостного рисунка и созданная конструкция из блоков, связывает проекцию детали и его объемный эталон, а значит, формирует зачатки абстрактного мышления.
Итак, игры с использованием Блоков Дьенеша закрепляют основные сенсорные эталоны (цвет, величину и форму).
Для использования Блоков Дьенеша в сенсорном развитии детей, разработаны и используются следующие игры:
Приложение 1
Разумеется, занятия вообще и занятия с использованием блоков Дьенеша, в частности, не могут и не должны быть преподнесены ребенку как обучающая и развивающая форма занятия, для ребенка, прежде всего, нужна игра и игра занимательная.
Именно для этих целей было сделано пособие «Кукла Андрейка». Ребятам сначала доставляет большое удовольствие пожать куклам руку, рассмотреть пальчик, поздороваться каждым пальчиком, походить за руку с «другом», покачать на руках и посадить на колени; застегивать и расстегивать пуговицы (кнопки, молнии) на ярких рубашках и платьицах; затем дети обращали внимание, что туловища у
кукол совершенно разные, малыши даже проводили внутренней стороной ладошки по фигурам. Детей не просто интересовала форма туловища куклы, а в процессе игры-манипуляции непроизвольно выделили свойство предмета, но и закрепляли в игре эти конкретные свойства. Также этот дети при «общении» в игре с куклами всех форм туловищ, непроизвольно подготавливают свое мышление к восприятию различных форм предметов сначала при сравнении с образцом, а затем и без него.
Игры с куклой подготавливают детей младшего возраста к системе занятий по «Блокам», помогают закреплять знания, полученные в процессе обучения, а также предоставляют возможность их использования при постановке других дидактических задач:
1. Развитие мелкой моторики.
2. Ознакомление с частями тела и их предназначении.
3. Ознакомление и закрепление сенсорных эталонов (цвет, размер и форма).
4. Обучение кукловождению при проведении игр-драматизаций.
5. Развитие монологической (при составлении описательных рассказов о кукле, для куклы и от лица куклы (в старшем возрасте)) и диалогической речи в играх-драматизациях и творческих играх при использовании этих кукол.
Помимо всего вышесказанного дидактические куклы по блокам Дьенеша пробуждают неподдельный интерес детей к изучению окружающего мира, а яркость и «веселый нрав» кукол благотворно влияют на психологический фон и настроение ребенка.
Итак, вместе с обучением и знакомством с блоками, я рекомендую игру «Собери куклу Андрейку». Совершенно очевидно, что ребенок закрепляет знания, полученные на занятиях в самостоятельной деятельности. Таким образом, развивающая среда, ненавязчиво развивает ребенка во всех отношениях, также осуществляет плавный переход к взаимодействию с самими блоками Дьеныша.
Значение игры «Блоки Дьенеша» в обучении и развитии детей.
Итак, дидактическая игра «Блоки Дьенеша» позволяет ребенку:
1. Познакомиться и закрепить знания о различных свойствах предметов:
- через операции сравнения (с соответствующим эталоном);
- через практическое действие с предметом;
-через формирование понятия «множество» (установление отношений путем
сравнения, классификации и т. д.).
2. Освоить классификации предметов по их свойствам:
- через «выделение из целого предмета отдельные его признаки, отбора наиболее
существенных, их сравнение с выделяемыми свойствами в других предметах.
- через выявление и упорядочивания различия в одном свойстве.
3. Овладеть предметно-познавательными действиями:
- через, различные анализаторы (в основном зрительный и осязательный);
- через поиск предмета по условию;
- через наложение на образец (для наиболее слабых детей).
4. Овладеть речевыми формами отражения сущности предметно-познавательных
действий, свойств и отношений (строго говоря, обучение составлению логических фраз «если ... то ...», «..., потому что ...» и т. д.)
5. Познакомиться с понятием «алгоритм» - последовательность действий:
- через осмысление поставленной задачи (или правил игры);
- через освоение технологии моделирования (свойств и отношений).
6. Познакомиться и закрепить понятие «множество» (элементарных представлений «один» - «много»):
- через решение поставленной проблемы путем операций: сравнения и классификации;
- через пространственное восприятие и осмысление сущности отношения предметов к той или иной группе.
7. Познакомиться с пространственными отношениями между предметами, уметь пользоваться предлогами, характеризующими пространственные характеристики предметов: «рядом», «около», «справа», «слева», «перед» и т. д.
-через упражнения по разработанным таблицам с использованием моделей
Блоков Дьенеша.
8. Освоить основные конструктивные навыки:
- строить элементарные сооружения по образцу (словесная инструкция и
наглядный образец);
- уметь составлять схемы построек;
- уметь читать чертежи (исправлять ошибки и дополнять необходимыми
элементами);
- уметь делать основные проекции деталей.
9. Реализовать творческие возможности ребенка:
- уметь придумывать новые способы решения одной проблемы.
10. Развивать все основные психические процессы.
В педагогике есть множество игр, использующихся уже давно и эффективно («чудесный мешочек», «тактильные дощечки Монтессори», « дидактическая кукла» и др.).
К этому списку следует отнести и удивительные «Блоки Дьенеша», перспектива внедрения, в педагогический процесс которых до конца еще не установлена. Я лишь попыталась открыть новые перспективы их использования и разработки новых игр и методических разработок на их основе.
Список используемой литературы
1. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. Воспитание Сенсорной культуры ребенка. - М.: Просвещение, 1988г.
2. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по равнинно умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1989г.
3. Голецыова О. Игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1965г.
4. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль: Академия развития, 1997г.
5. Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду. - М.: Просвещение, 1985г.
6. Мехайленко Н. К вопросу о строении игр с правилами. - Дошкольное воспитание №1, 1998г.
7. Немов Р. С. Психология. - М.: Просвещение, 1995г.
8. Поддьяков Н. Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1984г.
9. Фидлер М. Математика уже в детском саду. - М.: Просвещение, 1981г.
Поделиться: