Авторcтво: Зубкова Наталия Анатольевна, воспитатель ГДОУ № 129 Адмиралтейский район Санкт-Петербурга |
В последние годы отмечается резкое возрастание интереса и признание необходимости развития творческого потенциала у детей. Дошкольный возраст часто называют «золотым периодом творчества». Детская непосредственность и повышенная эмоциональность, наивность и любознательность, постоянные «открытия» себя и окружающего мира, – все эти особенности дошкольников обуславливают пробуждение и развитие ростков творчества.
К сожалению, массовое обучение сводится к запоминанию приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное шаблонное повторение одних и тех же действий отбивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Такой подход предполагает традиционный стиль учения, который направлен на развитие конвергентных мыслительных способностей. Он, безусловно, необходим. Однако надо предоставить детям возможность развивать и творческое – дивергентное мышление.
Диагностические методики помогают выявить эмоциональную ориентацию детей (на мир вещей или на мир людей, на себя или на другого человека), а также способы адекватного решения возникающих проблем с опорой на эту ориентацию. Предлагаемая игровая методика не только позволяет определить, насколько у ребенка развито воображение, но и является средством его развития.
Где чье место?
Цель данной методики состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в заданной предметной ситуации.
Для проведения этой методики-игры подойдет любая сюжетная картинка, правда, с некоторыми особенностями.
Около всех изображенных предметов расположены пустые кружочки. Для игры также понадобятся такие же по величине кружочки, но уже с нарисованными на них фигурками. Все изображенные в кружочках фигурки имеют свое определенное место на картинке.
Взрослый просит ребенка внимательно рассмотреть рисунок и поставить кружочки в «необычные» места, а затем объяснить, почему они там оказались.
Анализ выполнения задания
В зависимости от уровня развития воображения дети могут по-разному решать эту задачу.
Одни дети (первый уровень) испытывают значительные трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на их «законные» места, а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там. Если же взрослый сам поставит кружочки на «чужие» места, то малыш будет весело смеяться, но объяснить, почему они там оказались, все равно не сможет. Если же вам удастся добиться от ребенка каких-то объяснений, то они будут шаблонны и стереотипны: «Кошка на клумбе потому, что она спряталась», «Собака в пруду потому, что она спряталась» и т. п. От кого и почему кошка или собака спрятались, дети при этом уровне развития воображения ответить не могут.
Другие же дети (второй уровень) особых проблем при выполнении этого задания испытывать не будут. Они легко поставят кружочки с персонажами на «чужие» места, однако объяснение будет вызывать у них трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на их места, едва мы попросим рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте.
Рассказы дошкольников с этим уровнем развития воображения, как правило, имеют под собой реальную почву, по крайней мере, малыши очень стараются это доказать. «В прошлом году на даче я видел, как кошка залезла на дерево (помещает кошку на дерево), папа мне рассказывал, что собаки очень любят купаться» (ставит собаку в пруд). «По телевизору показывали, что собака подружилась с птичкой и пустила ее к себе жить» (ставит птичку в конуру).
Дети с высоким (третьим) уровнем развития воображения без труда расставляют кружочки на «чужие» места и объясняют свои шаги. Для них характерна такая ситуация, когда они обдумывают предложенную взрослым задачу. Некоторые непременно отводят глаза от картинки, задумчиво смотрят в потолок, встают, чтобы лучше увидеть изображение, прищуриваются и т. д.
Иногда этот этап завершается тем, что ребенок берет на себя какую-либо роль, исходя из которой, он и будет вести объяснения. Например: «Я волшебник, сейчас я оживлю эту картинку», – а затем следует фантастический рассказ, объясняющий необычное месторасположение предметов.
Это, вероятно, объясняется тем, что дети в своих действиях руководствуются с самого начала замыслом, он ими управляет. Когда же им надо пояснить «чужое», то они должны проникнуть в «чужой» замысел, а этого дети в дошкольном возрасте, как правило, делать еще не умеют. Все изображенные в кружочках фигурки имеют свое определенное место на картинке, мы же просим ребенка внимательно рассмотреть рисунок и поставить кружочки в «необычные» места, а затем объяснить, почему они там оказались.
Воображение играет большую роль в формировании личности ребенка. Для его развития существуют специальные игры, которые помогают постепенно усваивать принцип замещения одних предметов другими.
Говорить о творчестве детей нецелесообразно. Результат их деятельности, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для развития науки, культуры или производства. Поэтому в психологии и педагогике говорят о детском творчестве, но выделяют его специфические особенности.
Первая важная особенность творчества детей заключается в том, что новизна их открытий и продукта субъективна. Вторая особенность связана с тем, что процесс создания продукта, как правило, доставляет ребенку большее удовольствие, чем удовольствие от получения результата, и, как правило, оказывается для него важнее, чем результат. Этим творчество детей тоже существенно отличается от творчества взрослых, для которых процесс может быть связан с мучительным поиском.
Ребенок приступает к новой для себя деятельности с легкостью. Его осмысленным действиям с материалом предшествует ориентировочная деятельность, спонтанное экспериментирование, порой кажущееся бессмысленным, но увлекающее ребенка и часто приводящее к положительным результатам. И это – третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особенно со второй.
Существенным является понимание того, что развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, в котором особая роль отводится воображению. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.
В современных условиях от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и поэтому перспективным становится использование проблемного обучения. Как часто мы сталкиваемся со скованностью детского мышления, стремлением мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослых. Дети боятся ошибиться при выполнении того или иного задания.
Использование проблемного обучения в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. С. Л. Рубинштейн: «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».
В возрасте 6-7 лет у детей на первый план выступают познавательные вопросы, направленные на получение информации о предметной и социальной действительности. Обращаясь к взрослому с вопросом, ребенок начинает ждать и настойчиво требовать ответа. Он выражает свое несогласие, протестует, если предлагаемый ответ расходится с его собственным. Ребенок начинает самостоятельно искать ответ на свой вопрос. В дошкольный период детства не только инициатива речевых диалогов прочно переходит к ребенку, но и появляется новая форма диалога, где и вопрос и ответ принадлежат ребенку, – внутренний диалог. Исследовательская активность в форме вопросов у дошкольников в проблемной ситуации отличается односторонностью, неумением вычленить разные стороны исследуемого содержания. Умение ребенка поставить в проблемной ситуации вопрос, направленный на ее расчленение и исследование, является важнейшим показателем его исследовательских возможностей в целом. Наблюдения показывают, что дети с высоким уровнем развития исследовательской активности в форме вопросов способны активно изучать игрушки с «секретом», выделяя ключевые детали и концентрируя на них исследовательские действия, в то время как дети с низким уровнем ее развития изучают игрушку хаотически, длительное время не выделяя ключевые детали. Исследованию проблемной ситуации с помощью вопросов ребенок обучается в процессе общения со взрослым в ходе совместной деятельности.
Рассматривание противоречивой проблемной ситуации в качестве внутреннего механизма движения мышления ребенка подводит к постановке целого ряда вопросов. Один из них связан с пониманием процесса развития мышления, который приобретает ярко выраженный двойственный характер: накопление средств и способов мыслительной деятельности и их качественное изменение в результате преобразования противоречивых проблемных ситуаций, возникающих в познавательной деятельности. В этом случае роль ППС заключается в том, что субъекту открывается не просто ограниченность его знаний, а относительность средств познавательной деятельности. Поэтому целесообразно вводить ППС в систему обучения, то есть ставить вопрос о противоречивом проблемном обучении.
В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Априори, что современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве.
На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.
Использование новых непривычных приемов, объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.
Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики. Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра – одна из форм практического мышления. В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и другое), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.
В отечественной психологии отношение к развлекательным играм несколько пренебрежительное: «…в целом развлекательные азартные игры вредны, поскольку приводят к бездумно-расточительной трате времени».
Выделяют два основных направления исследований в этой области: влияние компьютерных игр на особенности развития личности, социальную адаптацию ребенка и на его познавательное развитие. В исследовании Гриффитса (1988) было выделено два типа мотивов, заставляющих детей вновь и вновь обращаться к компьютерной игре.
Возможности влияния компьютерных игр на познавательное развитие связаны не только с обучающими программами и специальными компьютерными средствами, но и с развитием отдельных способностей, связанных с успешностью обучения. В группу исследований, изучающих связь компьютерных игр и когнитивного развития ребенка, входят не только исследования по интеллектуальному развитию, но и по развитию восприятия, памяти, скорости реакции, тренировки конкретных навыков с помощью компьютера, включению компьютерных технологий в обучении детей разного возраста.
Развернутый комплекс методик был разработан под руководством С. Л. Новоселовой ассоциацией «Компьютер и Детство». Целью введения компьютера в жизнь дошкольников для авторов является «…прежде всего, формирования у него психологической готовности к жизни в обществе, широко использующем информационные технологии».
Сюжетно-ролевая игра является ведущим типом деятельности дошкольников, так как в ней появляются основные новообразования возраста, она «…является источником развития и создает новые зоны ближайшего развития».
Компьютер – среда не только для накопления знаний, но и для оперирования, и обмена знаниями с другими людьми.
Я придерживаюсь точки зрения, что развитие способностей зависит от социального фактора, то есть окружающей среды. Развитие способностей целиком определяются качеством воспитания и обучения. Еще в 18 веке К. А. Гельвеции провозгласил, что посредством воспитания можно сформировать гениальность. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых отсталых и примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев. В рамках этого же подхода говорят о случаях социальной изоляции, ведущих к дефициту общения, в частности, о так называемых «детях-маугли».
По мнению П. А. Рудика, социальная среда может оказывать влияние на развитие способностей человека только через активную деятельность самого человека: только в том случае, если человек проявляет себя активно в социальной среде, в зависимости от характера своей активности он и разовьет соответствующие этой среде способности.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Для проявления творческих способностей необходимо не только наличие врожденных анатомо-физиологических особенностей организма - задатков, но и создания благоприятных условий социальной среды. Она включает в себя воспитание, обучение и образование.
Психолого-педагогические исследования, а также практика детских садов доказывает, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер тип деятельности по сравнению с ранним детством. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует как переход к творческой деятельности, если иметь в виду тот факт, что во всех вида деятельности дошкольника возникают весьма своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к актуализации, а не от ситуации к мысли. Л.С. Выготский говорил, что возьмем ли мы игры, рисунки, возьмем ли мы труд, – везде и во всем мы будем иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка.
Воображение старших дошкольников приобретает все более активный характер, у них развивается способность к творческой деятельности.
Творческое начало проявляется и в замысле – выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.
Анализ работ Л.С. Выготского позволил сделать вывод о том, что необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения. Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображение в житейском, вульгарном смысле этого слова, т.е. чего-то такого, что является ненастоящим, вымышленным, у ребенка, конечно, больше, чем у взрослого человека. Однако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого. Воображение ребенка совпадает в одинаковой степени с воображением взрослого именно реальностью элементов, из которых оно строится. Современные исследования показывают, что игра детей-дошкольников, особенно если она осуществляется при умелом руководстве взрослых, способствует развитию у них творческого воображения, позволяющего им придумывать, а затем и реализовывать замыслы и планы коллективных и индивидуальных действий.
Список литературы
1. Горвиц Ю. М., Чайнова Л. Д. Поддъяков Н. Н., Зворыгина Е. В. И др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – М.,1998
2. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр // Дошкольное воспитание, 2001, №12, с53-57
3. Новоселова С. Л., Петку Г. П. Компьютерный мир дошкольника, - М., 1997
4. Н. В. Микляева, С. Н. Толстикова, Н. П. Целикина «Сказкотерапия в ДОУ и семье»
Поделиться: