Поиск по сайту

Формирование принципов здорового образа жизни на уроках технологии и во внеурочной деятельности


Авторcтво: Матафонова Галина Ильинична, учитель технологии ГОУ лицей № 486 Выборгского района Санкт-Петербурга


mat1.jpg«Мир и труд — вот источники благополучия и здоровья»

В настоящее время здоровье подрастающего поколения является одной из проблем современного общества. Выпустить здорового ребенка из школы – важная задача всех образовательных учреждений. Поскольку в школе ребята проводят большую часть своего времени, необходимо, чтобы содержание урока, формы организации учебной и внеучебной деятельности являлись бы источником информации о здоровье, здоровом образе жизни.

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.

Составляющими элементами здорового образа жизни являются:

  • благоприятное социальное окружение;
  • духовно-нравственное благополучие;
  • оптимальный двигательный режим (культура движений);
  • закаливание организма;
  • рациональное питание;
  • личная гигиена; отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
  • положительные эмоции.

Программа предмета «Технология» предусматривает формирование у учащихся принципов здорового образа жизни. При изучении раздела «Кулинария», учащиеся знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учащихся на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. На этих уроках учащиеся узнают о витаминах и минеральных веществах, белках, жирах и углеводах и содержании их в продуктах, о необходимости сбалансированного питания. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.

При изучении тем по материаловедению и раздела «Изготовление одежды» учащиеся знакомятся с натуральными, искусственными и химическими волокнами, из которых изготавливают ткани, их свойствами, применением и влиянием на здоровье человека.mat2.jpg

Разработан и проведен нестандартный урок по материаловедению «Урок-сказка «Как Кроту штанишки шили» для учащихся 5 класса. Применение игровых технологий в учебной деятельности в комплексе с другими приемами и методами организации занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. В игре дети лучше запоминают, подготавливая свои роли в сказке. На этом уроке учащиеся много нового узнали о лесных жителях и в сказочной форме представили процесс изготовления ткани, ее отделки, узнали о пользе натуральных волокон льна и хлопка. Ребята учатся сравнивать разные способы отделки ткани. Сказка как вид народного творчества носит воспитательный и образовательный характер, знакомит с народными обычаями, традициями и бытом разных народов, учит дружбе и добру, в целом способствует нравственному оздоровлению.

Интегрированный урок-игра «Ягодное лукошко» содержит элементы сказки. Этот урок для 5 класса помогали проводить ученики 6 класса. Девочки 6 класса подготовили свои сообщения о выбранных ими ягодах и в игровой форме представили свои знания ученикам 5 класса, рисовали и пели вместе. На этом уроке учащиеся погружаются в чудесный мир русской сказки и получают не только полезные знания, но и могут проявить свои творческие способности.

Урок-игра «Ателье одной выкройки», «Ступеньки мастерства» помогают в увлекательной форме обобщить и систематизировать теоретические и практические знания по изготовлению изделий, воспитывают эстетический вкус, культуру поведения, развивают логическое и творческое мышление, сообразительность, учат детей работать в коллективе. Эти уроки имеют направленность на развитие личности учащихся, так как сообщения об известных модельерах и закройщиках дети готовят заранее и выступают с этими сообщениями в классе. Уроки построены в соответствии с возрастными особенностями учащихся, содержат практические задания, работу в группах. На протяжении урока активизируется поисково-мыслительная деятельность учащихся, они выбирают способ выполнения задания, участвуют в оценивании ответа, учатся самооценке.

В нашем лицее сложилось много замечательных традиций. Одной из них является проведение в начале учебного года праздников урожая: «Осенины», «Праздник капусты», «Праздник картошки», «Праздник каши», «Яблочный Спас», «Ягодное лукошко». Эти праздники являются составной частью учебного процесса, так как на уроках технологии, музыки, изобразительного искусства, литературы дети знакомятся с этими плодами природы и деятельностью человека-труженика сельского хозяйства. Основная цель этих праздников – формирование принципов здорового образа жизни и культуры здоровья учащихся, осознание ими жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к традициям, формирование миропонимания, приумножение своих знаний и умений.

Чтобы развить интерес у учащихся 5-х классов к овощам, как продуктам здорового питания, выращиваемым в нашем регионе, познакомить с разнообразием блюд из овощей, мы готовили в предыдущие годы проекты «Праздник капусты», «Праздник картошки». На празднике ребята показали, как наш народ умеет отметить полезный продукт и в пословицах, и в песнях и в сказках. Ученицами 6 класса были приготовлены и представлены для дегустации различные блюда из овощей, а ученицы 8 класса под руководством учителя технологии испекли вкусный пирог с капустой. Ребята рассказали о традиционных «капустниках» - заготовке капусты на зиму, о театральных капустниках. И все учащиеся были одарены пирожками с капустой, которые приготовили сотрудники школьной столовой.

Учащимися 6-х классов под руководством учителей технологии и информатики были разработаны интегрированные проекты «Каша - необычная наша» и «Чудо-Юдо каша». В этих проектах были рассмотрены все этапы истории каши: от посева злаковых культур до приготовления различных блюд и каш, история каши и современные технологии приготовления каши, полезные свойства каши и блюд из круп. Презентация этих проектов была представлена на празднике каши. Эти проекты были представлены на районном этапе олимпиады по технологии и заняли там призовые места.

В прошлом учебном году был проведен замечательный праздник «Яблочный Спас» с учащимися 5-х и 6-х классов. В ходе подготовки этого праздника была проведена огромная подготовка и исследовательская работа. Под руководством классных руководителей были подготовлены познавательные презентации, театральные номера, песни и хороводы с учителем музыки, сборники рецептов блюд с яблоками и другими продуктами от кабинета технологии, представление блюд от каждого класса и многое другое.

Подготовка к этим праздникам, исследовательская и практическая работа, выступление учащихся на празднике обеспечивают понимание сущности здоровья и здорового образа жизни, способствуют формированию отношения к человеку и его здоровью как ценности, а также понимания отрицательного воздействия на организм человека нездорового образа жизни, вредных привычек. Участие родителей в подготовке праздников сближает их с детьми, позволяет лучше их понять, а также научить новому и самим получить много полезных знаний.

mat3.jpgПраздники урожая и другие фольклорные праздники предоставляют детям свободный выбор способа выступления, творческой работы и в тоже время позволяют объединить всех участников в совместную деятельность.

В 7-х классах был проведен интегрированный урок информатики и технологии. В ходе урока учащимися были представлены мини-проекты на тему «Медовый спас и яблочный спас». Ученики оценивали защиту по определенным критериям и по итогам набранных баллов были выбраны лучшие проекты, которые вошли в общую работу «Медовая затея и Яблочный праздник» для районной олимпиады. Лучшие проекты были отмечены грамотами, а все учащиеся попробовали медовую коврижку. Подбирая материал для своего проекта, каждый ученик нашел много полезного, так как задача была поставлена на выбор интересного блюда с содержанием яблока или меда и обоснование этого выбора, питательность и полезные свойства ингредиентов. Некоторые учащиеся определили себе темы, раскрывающие лечебные свойства яблок или меда, разновидности этих продуктов. В результате проведенной исследовательской и практической деятельности мы с учениками узнали много о химическом составе яблока: от семечек до кожуры, о большом разнообразии видов меда. А как интересно было узнать о пчелах. Социальная жизнь пчел очень многогранна и не уступает сложности взаимоотношений людей в современном мегаполисе. А трудолюбие пчел известно всем и может послужить примером для человека. В Древней Греции и Риме считали, что мед приносит человеку мудрость. Пчёл как священных животных изображали на стенах пещер, скалах, сосудах, чащах, монетах, высекали на гробницах знатных людей, пирамидах. Люди верили, что после смерти человека его душа превращается в пчелу. В Египте медоносная пчела — символ верности, храбрости и презрения к смерти. Ведь пчелы, защищая свой дом, никогда не отступают перед опасностью и не обращаются в бегство, каким бы грозным ни был их противник.

Проведение этих праздников помогает развитию активности в общении, дружелюбию, сотрудничеству, поддержке, заинтересованности в общем результате. Праздники-проекты имеют высокую нравственную ценность, так как отражают связь поколений, обращаются к истокам духовной культуры нашего народа.

Над сценариями праздников, подготовкой и их проведением работают наши замечательные педагоги: завуч по внеклассной работе, учителя-словесники, классные руководители, учителя музыки, изобразительного искусства, технологии обслуживающего труда, информатики и, конечно, родители. Продуманы приемы психологической и физической разгрузки: учащиеся танцуют, поют, соревнуются в подвижных конкурсах, эстафетах, конкурсах юмора, что создает положительный эмоциональный настрой и энергосберегающий потенциал для здоровья.


Поделиться: