Авторcтво: Силко Арина Валентиновна, учитель начальных классов ГОУ гимназии № 148 им. Сервантеса Калининского района Санкт-Петербурга |
Формирование акцентологически правильной речи учащихся начальной школы.
Одно из условий успешной социализации человека в обществе – высокий уровень его коммуникативной культуры, включающий в себя и культуру речи:
хорошую дикцию, выразительность, владение литературными нормами.
Не случайно поэтому вопросы владения выпускниками языковыми нормами: грамматическими (включая морфологию и синтаксис), лексическими, орфоэпическими становятся объектами проверки при государственно итоговой аттестации выпускников 11 класса.
Работу по формированию хорошей, грамотной речи нужно начинать в младшем возрасте.
Сегодня хотелось бы остановиться только на одном аспекте речевой культуры – акцентологических нормах языка.
АКЦЕНТОЛО́ГИЯ (от лат. accentus ударение и греч. λογοζ — слово, учение)
— раздел языкознания, изучающий природу, особенности, функции ударения.
Сложность освоения акцентологических норм в русском языке связана с отсутствием в нём фиксированного ударения (в отличие, например, от финского – на первый слог, македонского – на третий слог). Место ударения в русском языке нужно запоминать. Это и приводит к тому, что речевая среда, в которой находятся дети, далека от совершенства: акцентологические ошибки допускают взрослые, в том числе и родители. А восприимчивые к языку дети повторяют эти ошибки и запоминают их.
Вот результаты диагностики, которые были проведены перед началом работы в первом классе.
Слова для эксперимента
|
Кол-во ошибок
|
|
уч-ся
|
родители
|
портфель
|
1
|
0
|
ирис
|
7
|
1
|
свекла
|
6
|
3
|
водопровод
|
4
|
2
|
звонит
|
7
|
6
|
красивее
|
8
|
7
|
алфавит
|
1
|
0
|
хвоя
|
6
|
6
|
банты
|
9
|
8
|
шарфы
|
8
|
7
|
Родителям и детям был дан одинаковый набор из 10 слов и предложено поставить в этих словах ударение. Слова были подобраны с учётом частотности их употребления в речи. В то же время это слова, в которых достаточно часто допускаются ошибки.
Работа проводилась индивидуально с каждым учеником. Детям показывались картинки, плакаты, задавались вопросы, в ответе должно было прозвучать одно слово, которое произносилось и тут же записывалось на магнитофон. Эта форма наиболее четко могла выявить и замерить уровень речевой грамотности учащихся по акцентологии, т.к. акцентологические ошибки - это ошибки устной речи. Навык в постановке ударения на этом этапе еще не сформирован. И поэтому форму работы с индивидуальными карточками в постановке ударения в словах применять было бессмысленно.
Таким образом, анализ результатов позволяет сделать вывод о низком уровне акцентологической грамотности и необходимости проведения работы по ее совершенствованию.
Чтобы сформировать навыки акцентологически грамотной речи, нужно было решить следующие задачи:
1. создать вокруг детей грамотную речевую среду хотя бы в семьях, т.е. привлечь к образовательному процессу родителей, сделав их своими союзниками
2. повысить значимость вопросов акцентологии для детей, создать ситуацию востребованности их новых знаний
3. разработать с учётом возрастных особенностей и интереса детей специальную систему заданий, игр и проводить их систематически, регулярно.
Система упражнений с учётом возрастных особенностей детей и механизмов запоминания носила игровой характер. Дети сами придумывали стихи, загадки, скороговорки. Эту скороговорку придумала одна из моих учениц.
Эти виды упражнений использовались при работе с каждым из 10 слов.
1 Доскажи слово в загадке. Хоть я и сахарной зовусь
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы? Я…(свёкла)
2. Повтори скороговорку Девочка Фёкла купила свёклу.
3. Выучи или сочини стихотворение Овощи – это капуста,
Свёкла, морковь, помидоры,
Укроп, что растёт очень густо.
Поспеют все они скоро.
- Разгадай ребус
Вся работа фиксировалась в словарях «Говори правильно»
Картинка с изображением предмета и схема слова – названия вывешивалась в классе.
Работа по формированию акцентологически правильной речи завершилась контрольным срезом.
Слова для эксперимента
|
Кол-во ошибок
|
|
вводная диагностика
|
контрольный срез
|
портфель
|
1
|
0
|
ирис
|
7
|
1
|
свекла
|
6
|
0
|
водопровод
|
4
|
1
|
звонит
|
7
|
3
|
красивее
|
8
|
4
|
алфавит
|
1
|
0
|
хвоя
|
6
|
1
|
банты
|
9
|
3
|
шарфы
|
8
|
2
|
Учащимся было предложено 2 задания:
· прослушивание небольшого рассказа, записанного на магнитофон. Нужно было определить неверно произнесенные слова, записать их и поставить ударение.
· разгадать кроссворд, поставить ударение.
|
|
4
а
|
|
|
1с
|
в
|
ё
|
к
|
л
|
а
|
|
|
|
ф
|
|
|
|
6з
|
|
5к
|
а
|
2в
|
о
|
д
|
о
|
п
|
р
|
о
|
в
|
о
|
д
|
о
|
|
а
|
|
и
|
|
н
|
|
|
с
|
т
|
3и
|
р
|
и
|
с
|
|
и
|
|
|
т
|
|
в
|
|
|
е
|
|
|
е
|
1. Красненькие сапожки в земельке лежат.
2. А у нас в квартире газ! А у Вас?
А у нас…
Что было в другой квартире?
3. Это растение с цветком сиреневого цвета.
4. На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов – богатырей знает каждый грамотей!
5. У Наташи банты … чем у Светы.
6. Кто-то в дверь стучит, а в звонок …
Диагностика показала положительный сдвиг в овладении детьми акцентологическими нормами.
Работа не была бы столь успешной и интересной, если бы не удалось привлечь к ней родителей.
Они в совместной работе с детьми: придумывая с ними рифмовки, загадки, ребусы, помогая оформить газеты с собранными материалами, сами осваивали литературные нормы. Так менялась к лучшему речевая среда, в которую погружены дети, повышалась мотивация к использованию орфоэпических словарей.
Очень было приятно, когда нынешние выпускники, готовясь к ЕГЭ, в первую очередь достали свои словарики по культуре речи, которые мы завели с ними в первом классе.
Надеюсь, что мои ученики в будущем без труда решат орфоэпические (акцентологические) задачи.
И поскольку мы готовим ребят не только к экзаменам, но и к жизни, надеюсь что их грамотная речь будет показателем их высокого интеллектуального и культурного уровня.
В заключении хотела бы прочитать стихотворение, которое сочинила ученица 5 класса. В этом стихотворении были использованы все десять экспериментальных слов.
Стихотворение называется «Прогульщик».
Взял мальчишка свой портфель, в школу с ним пошёл,
Но до школьного двора так и не дошёл.
Вместо школы погулять он решил денёк:
- Ну и что, что один пропущу урок!
Будут алфавит учить только чудаки,
А для моего ума это пустяки.
Мальчик пропустил урок. Два. Четыре. Пять.
- Ну и что, что пропущу, – мне нечего терять.
Вырос мальчик, а один не умеет жить.
Поздно мальчику теперь алфавит учить.
И решил мальчишка тот:
-Буду садоводом.
Но он в школу не ходил и не знал природу.
Свёклу кашей стал кормить.
Ирис – пирогами.
А чтоб хвоей дуб оброс,
Стал кормить блинами.
Всё зачахло скоро там.
Толк-то в садоводе!
Ведь не знает, что и как устроено в природе!
Вот потёк водопровод – надо позвонить.
Только как? Не знает цифр!
Как теперь тут быть?
Завязал всё шарфом он, стал на помощь звать.
Чтоб заметили, в окно торты стал бросать.
Но закончились они - к бантам приступил!
Как тогда он стал жалеть, что в школу не ходил.
Дорогая детвора, чтоб счастливым стать,
Надо в школу всем ходить!
Изнутри красивый -
Человек лишь только тот,
Кто трудолюбивый!
Приложения:
- Презентация
Поделиться: