Авторcтво: Радомская Марина Николаевна, воспитатель; Кулешова Татьяна Георгиевна, музыкальный руководитель ГДОУ № 108 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Приобщение детей к истокам русской традиционной культуры
В современном мире вопросы нравственно-патриотического воспитания стоят остро. Будущее русского народа непосредственно зависит от уровня нравственности и патриотизма подрастающего поколения. Не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит самоопределение. В связи с этим особенно значимым является формирование предпосылок нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям.
Работая с детьми, я заметила, что они с большим интересом слушают сказки, учат потешки и прибаутки, любят отгадывать загадки. Это привело меня к мысли более углубленно знакомить ребят с русским народным творчеством посредством русского фальклора.
Чтобы приблизить детей к народному творчеству, я стала собирать предметы русского народного быта: самотканные половики, занавески для окон, чугунок, ухват, прялку, самовар, деревянные ложки, расшитые полотенца, крынки и другую бытовую утварь. Родители проявили большой интерес к этому начинанию и приняли в нем активное участие.
Наиболее интересной и продуктивной формой работы с детьми в этом направлении мне видится организация вечера досуга с участием родителей.
Программное содержание:
· Пробуждать у детей чувство духовного, творческого патриотизма, воспитывать понятие, что дети являются частью великого русского народа.
· Прививать любовь и бережное отношение к природе родного края.
· Воспитывать добрые отношения к своим родителям и друг к другу.
· Создать эмоцианально-положительноый фон в общении детей, родителей и педагогов.
· Приобщить к активному участию в празднике родителей.
· Расширить представление детей о русских народных традициях.
· Познакомить детей с народными календарно-обрядовыми праздниками встречи весны «Алексей - с гор потоки», «Герасим - грачевник».
· Сформировать представление о временных изменениях в природе.
· Познакомить детей с малыми формами детского фольклора - поговороками, пословицами, загадками, закличками, песнями, хороводами, народными играми.
· Расширить словарь за счет толкования поговорок, пословиц, загадок, закличек, песен, хороводов, народных игр.
· Активизировать словарь за счет слов: соха, борона, сноп, колос, колодец.
Историческая справка.
17 марта – Герасим-грачевник.
На грачевник возвращались в родные края первые весенние птицы – грачи. О них сложили пословицы: «Грач на горе – весна на дворе», «Увидел грача, весну встречай!», «Грач зиму расклевал». Примечали: прилетели грачи и дружно взялись за ремонт своих гнезд – через день – два будет теплая погода.
30 марта - Алексей с гор потоки.
Говорили: «На Алексея с гор вода, а рыба со стану трогается», «Пришел Алексей – выверни оглобли из саней». На улице дети обливались талой водой, дающей здоровье, и трижды восклицали: «Лада!». В русских деревнях устраивали гусиные бои. Если в березах пробуждался сладкий сок, то устраивали праздник березового сока.
Оборудование.
Фонограмма лирической русской мелодии в исполнении оркестра народных инструментов, шапочки с изображением птиц – два грача, два скворца, шапочка солнца, костюм медведя, платочек, поднос с призами, атрибуты и бытовая утварь русской народной избы: самовар, русское расшитое полотенце, гжелевская посуда, деревянные ложки, чугунок, печка, самотканные половики.
Действующие лица: Хозяюшка – взрослый
Весна, 2 грача, 2 скворца, Солнышко – дети
«Чаепитие у русского самовара»
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Красному гостю, красное место. Где потеснее, там веселее. А пригласили мы вас на веселые посиделки возле русского самовара, Весну-красну встречать-величать, в гости зазывать. Посидим рядком, да поговорим ладком. На ребят посмотрим, и себя покажем.
Под музыку Весна выводит детей в зал «змейкой», встают в круг.
Дети: Весна- красна,
На чем пришла?
Весна: На сохе, на бороне,
На овсяном снопочке,
На ржаном колосочке.
Дети: Весна- красна,
Ты с чем пришла?
Весна: С рожью золотистой,
С пшеницей зернистой,
С травой шелковой,
С водой ключевой,
С калиной - малиной,
С красной рябиной!
Хоровод «На горе то калина»
Хозяюшка: Весна – это всегда праздник, это всегда радость ожидания солнышка, пения птиц, ярких цветов, звонких ручьев. На Руси несколько праздников, связанных со встречей весны. Один из них « Алексей - с гор потоки». Крестьяне с этого дня начинали подготовку к весенним работам.
Хозяюшка: А вы ребята знаете пословицы и поговорки о труде?
Дети: Дело мастера боится.
Есть терпенье, будет и уменье.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Хозяюшка: А вы родители удивить нас не хотите ли?
По порядку начинаем, кто последний пословицу называет, тот приз получает.
Инсценировка песни «У колодца».
Хозяюшка: Ну-ка, Матушка Весна
Раскрасавица-душа!
К нам скорее приходи,
С собой солнце приводи.
Будем Солнышко мы звать,
Будем Солнышко встречать.
Русская народная закличка.
Дети: Солнышко-ведрышко!
Выгляни в окошко.
Солнышко нарядись,
Красное покажись!
Входит Солнышко.
Солнышко: Буду по небу ходить,
Буду всех будить,
Буду землю согревать,
И капелями стучать!
Народная игра « Горелки с платком».
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо – птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два не воронь
Беги, как огонь.
Хоровод « Ой, вставала я ранешенько».
Солнышко: Долго Солнышко гуляло
Долго с детками играло
Завтра снова к вам приду,
С новым днем опять затею
Явеселую игру.
Народная игра «Дударь».
Хозяюшка: Давайте-ка мы, как наши прадедушки и прабабушки в прежние времена, сядем рядком и поговорим ладком. Вечерние посиделки не обходились без любимых загадок. Ребята, а вы любите отгадывать загадки?
Весна: Яраскрываю почки в зеленые листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Движения полна, зовут меня ...(весна)
Была белая, седая.
Пришла зеленая, молодая. ( зима, весна)
К маме-речке я бегу, и молчать не могу.
Я ее сын родной, а родился я весной, (ручей)
Хозяюшка: А вы знаете загадки о весне?
Ребенок: Дует теплый южный ветер
Солнышко все ярче светит
Снег худеет, мякнет, тает
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнал? (март)
Хозяюшка: А еще март называли – капельник, протальник.
Ребенок: Яростно река ревет и разламывает лед,
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель,
Кто же к нам пришел? (апрель)
Хозяюшка: Апрель называли снегогон, водолей.
Ребенок: Зеленеет даль полей, запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет, угадай,
Что за месяц это? (май)
Хозяюшка: Май называли цветень, травень, песенник.
Весна, приходи три угодья принеси:
Первое угодье – на полях половодье,
Второе угодье – Солнце на подворье,
Третье угодье – зеленое раздолье.
Выходите все к нам погулять,
В игру «Растяпа» играть!
Народная игра «Растяпа» (играют дети вместе с родителями)
Хозяюшка: Расскажи-ка нам Весна,
Как дорогу к нам нашла?
Весна: Грачи-кулики из-за моря прилетали
И мне путь указали.
Вы, ребята, птиц встречайте,
Кричать закличку начинайте!
Дети: Жаворонки прилетали,
Весну-красну отмыкали.
Весна: Прилетели грачи и скворцы,
Что вы скажете, друзья мои?
Грачи: Мы – грачи, мы – грачи,
Слуги верные твои.
Первыми летим, спешим,
Про весну всем говорим.
Скворцы: Нет, Весна, грачей не слушай.
Мы скворцы не бьем баклуши.
Знай, из теплых стран скворцы
Тепло и солнце принесли,
Чтоб люди Весну ждали,
Чтоб тебя, Весна, встречали.
Грачи: Мы – слуги верные весны.
Скворцы: Нет, мы.
Грачи: Нет, Мы!
Весна: Не надо ссориться, друзья!
Кто верен мне, узнаю я.
Ваш спор решит соревнованье.
Вы приложите все старанье.
Народная игра « Плетень», (играют дети и родители)
Хозяюшка: А теперь, гости дорогие, за стол садитесь, да с нами чаю попейте!
Хозяюшка: В круг скорее становитесь,
Попляшите да повеселитесь!
Заключительная пляска «Кадриль» (танцуют дети и родители)
Хозяюшка: До свидания, гости дорогие!
Будем рады Вас видеть снова!
«Делу время – потехе час».
Поделиться: