Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Урок-путешествие «Александр Невский» в системе работы по приобщениб учащихся к основам русской духовной культуры.
Пояснительная записка: Актуальность: Школьная программа предполагает изучение личности и деятельности Александра Невского в начальной школе в курсе «Окружающий мир» (1 час), в шестом классе, в курсе истории Отечества (1 час), а также в 10 классе, при изучении данного исторического материала на втором концентре (0,5 часа). Такой небольшой объем учебного времени, и, вместе с тем, значительный временной разрыв между изучением данной темы в средней и старшей школе, часто не позволяет школьникам осознать огромный вклад Александра Невского в историю Отечества, увидеть важное место его имени и подвига в сознании прошлых поколений и граждан современной России. Перед учителем стоит трудная задача: в сжатой форме рассказать о личности и деятельности князя таким образом, чтобы пробудить интерес к истории данного периода, желание продолжить изучение этого вопроса самостоятельно. В связи с этим, возникает потребность в использовании нетрадиционных форм изучения данного материала. Именно поэтому, автором представлен игровой вариант урока, позволяющий учителю, с одной стороны, проверить уровень знаний учащихся, с другой – дать возможность каждому участнику применить эти знания в условиях имитации прошлого, тем самым, углубляя и расширяя его представления о личности Александра Невского. Возраст участников: Урок целесообразно проводить для учащихся шестого класса, так как школьники уже успели изучить необходимый материал. В качестве экспертов на станциях предлагается использовать учащихся 8-9 класса, что позволит им на более высоком уровне осмыслить личность и деятельность Александра Невского, а также подготовиться к изучению данного вопроса во втором концентре.
Место урока в курсе истории Отечества: При наличии учебного времени урок может проводиться в курсе истории Отечества шестого класса, после изучения темы «Политическая раздробленность на Руси». В условиях нехватки учебного времени, проведение урока можно приурочить к одной из памятных дат, связанных с именем Александра Невского. Урок также можно использовать в качестве классного часа или сценария мероприятия в рамках «Недели истории». Тип урока: комбинированный Форма урока: игра по станциям Цель урока: формирование целостного образа Александра Невского через систему познавательных, творческих и развивающих заданий Задачи урока: Образовательные: · Обобщить и систематизировать знания школьников о личности и деятельности Александра Невского; · Раскрыть черты личности Александра Невского как русского князя, воина, святого и государственного деятеля. Развивающие: · Продолжить формирование информационных умений (умения работы с текстом источника, изобразительным источником, аудио- и видеоматериалами); · Продолжить формирование учебно-логических умений (умения анализа и синтеза); · Развитие коммуникативных умений через групповую работу. Воспитательные: · Способствовать формированию познавательного интереса к личности и деятельности Александра Невского; · На примере личности Александра Невского способствовать формированию чувства гражданственности, уважения к историческому прошлому, героическим делам наших предков; · Утвердить в сознании учащихся значения исторических связей с предшествующей жизнью своего Отечества, своего народа.
Используемые педагогические технологии: · Работа в группах; · Игровые технологии; · Использование ТСО; · Экспертиза знаний учащихся. Ожидаемые результаты: · Расширение кругозора школьников (знакомство с памятниками изобразительного искусства, музыки, кинематографа); · Выявление и формирование оценочных суждений школьников о личности и деятельности Александра Невского; · Приобщение школьников к духовным традициям русского народа, формирование нравственных чувств и понятий; · Эмоционально-ценностное восприятие школьниками исторического прошлого, приобретение каждым участником личностно значимых знаний по данному периоду; · Развитие коммуникативных умений школьников. Оборудование урока: · ПК и мультимедийный проектор (2 шт.); · Видеофрагмент из к/ф С. Эйзенштейна «Александр Невский» - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/98e61649-723a-4228-a371-d58c8664efd6/%5BIS10IO_1_4-12%5D_%5BKI_06%5D.html · Аудиофрагмент «Вставайте, люди русские» из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c331ae38-e1a5-4a3f-9c02-883ad4f5a80a/%5BIS10IO_1_4-12%5D_%5BMU_05%5D.html · Презентация с миниатюрами лицевого летописного свода; · Маршрутные листы; · Грамоты для победителей; · Разрезанный в виде пазла Орден Александра Невского для каждой команды; · Раздаточный материал:
Организационный момент: Из учащихся шестых классов формируются команды по 6-8 человек (одна-две команды от каждого класса). В разных кабинетах школы располагаются шесть игровых станций, названия которых обозначены на двери. На каждой станции работают эксперты (старшеклассники), которые дают задания и отмечают результаты в маршрутном листе. У каждой команды - свой маршрут, своя последовательность следования. Время прохождения каждой станции – пять минут. При выполнении задания команда может получить от 1 до 5 баллов. Вне зависимости от результатов прохождения станции, команда получает часть Ордена Александра Невского, который команда должна будет собрать, пройдя все испытания. Игра начинается с торжественной линейки-старта, и заканчивается подведением итогов на линейке, где объявляется победитель и происходит награждение команд. На итоговой линейке команды также сообщают информацию, которую получили, собрав свой Орден. Ход урока: Вступительное слово учителя: Имя Александра Невского – одно из самых славных в истории нашей страны. И не только славных, но и одно из самых светлых и любимых русским народом. Жизнь князя Александра – полководца и дипломата, выдающегося государственного деятеля и святого – издавна привлекала внимание потомков. Еще Михаил Ломоносов увековечил Александра в мозаике. Художники Виктор Васнецов, Николай Рерих и Павел Корин создали картины, изобразив князя то в боевом шлеме, то в нимбе святого. Композитор Сергей Прокофьев посвятил ему проникновенную кантату, Константин Симонов – поэму, а режиссер Сергей Эйзенштейн – патриотический фильм. Сегодня в нашем путешествии вы не только сможете познакомиться с некоторыми из этих произведений и открыть для себя новые стороны Великого князя, но и показать экспертам те знания, которые вы получили на уроках. Для этого вам необходимо будет пройти шесть станций. На станции «Кто с мечем к нам придет…» вы вспомните основные сражения, в которых принимал участие Александр. На станции «Не в силе Бог, а в правде» ближе познакомитесь с личностью князя. Станция «Ордынский натиск» откроет для вас особенности отношений Александра с Золотой Ордой. На станции «За морями, за горами» - вам необходимо будет вспомнить современников Александра Ярославовича. На станции «Небесный покровитель Петербурга» познакомитесь с памятными местами нашего города, связанными с именем князя. А станция «Святой воин» позволит увидеть в Александре святого. Порядок станций обозначен в вашем маршрутном листе. На каждой станции вам необходимо будет выполнить задания, за которые вы будете получать от 1 до 5 баллов. Команда, набравшая большее количество баллов, победит в нашей игре. Но это еще не все. На каждой станции команда получит часть Ордена Александра Невского. Когда грянула Великая Отечественная война, подвиг Александра стал примером для тысяч и тысяч бойцов. Был учрежден орден Александра Невского, которым отмечали славные дела командиров. Каждая команда сегодня сможет собрать этот орден и узнать, за какие заслуги можно было его получить. Итак, в путь!
Станция №1 «Не в силе Бог, а в правде». Описание станции: Задания на станции ориентированы, прежде всего, на чувственное восприятие образа Александра Невского. Школьникам предлагается через анализ аудио- и видеоисточников сформулировать собственное видение личности Великого князя. Задание 1.Прослушайте фрагмент кантаты композитора С.С. Прокофьева «Александр Невский» и ответьте на вопросы: Вставайте, люди русские,
Живым бойцам почёт и честь,
Вставайте, люди русские,
На Руси родной,
1. Какие чувства у вас вызывает этот фрагмент? 2. Как вы думаете, почему именно такая музыка и текст посвящены Александру? Задание 2. Посмотрите видеофрагмент фильма «Александр Невский» и ответьте на вопросы: 1. Как встречают Александра и его войско? 2. Как реагирует Александр на такую встречу? 3. О каких его качествах говорит его поведение? Станция №2. Александр Невский – русский святой Описание станции: Задания данной станции знакомят школьников с миниатюрами лицевого летописного свода. Извлекая информацию из изобразительных источников, учащиеся анализируют личность Александра как русского святого. Задание: Рассмотрев миниатюры, составляющие «Житие Александра Невского», ответьте на вопросы: Слайд 1. Добродетели князя Александра Невского Вопросы: 1. Какие добродетели вы видите на этом изображении? (любовь к книге, набожность (икона Богородицы), наличие последователей.) 2. Важны ли они для святого? Почему?
Слайд 2. "Нашествие хана Батыя на Русскую землю" Вопросы: 1. Найдите на изображении Александра Невского (верхний правый угол). 2. Почему он находится в стороне? (Новгород не был разгромлен монголами)
Слайд 3. «Войско Александра Невского сокрушает шведов» Вопросы: 1. Кто помогает в сражении Александру Невскому? (ангелы с мечами) 2. Почему автор изобразил победу именно так? Итоговый вопрос: Почему, по вашему мнению, Александра Невского причислили к лику святых?
Станция №4 «За морями, за горами» Описание станции: Задания данной станции призваны выявить хронологические знания и умения школьников. Учащиеся не только должны вспомнить современников Александра, но и самостоятельно получить новые знания. Задание также помогает более четко определить границы эпохи Александра Невского. Задание: Отберите карточки, на которых названы имена тех правителей, которые не были современниками Александра Невского. Из цифр, которые вы найдете рядом с именем, составьте дату рождения Александра Ярославовича. Вариант карточек:
Ответ: 1220 год
Станция №5. «Кто с мечем к нам придет…» Описание станции: Задание данной станции ориентировано на выявление конкретных исторических знаний школьников о Невской битве и ее роли в судьбе Александра. Представление схемы в виде пазла позволяет учащимся более внимательно познакомиться с деталями сражения, а также, формирует навыки коллективной работы. Задание: Назовите сражение, которое вы увидите, собрав предложенный пазл. Вспомните дату и участников битвы. Назовите роль этой битвы в судьбе Александра Ярославовича. Вариант схемы сражения:
Станция №6 «Небесный покровитель Петербурга» Описание станции: Задание данной станции позволяет связать знания школьников с краеведческим материалом, способствует эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов. Задание позволяет увидеть ценность петербургского наследия как части общероссийского. Задание: Выберите фотографии памятных мест Петербурга, связанных с именем Александра Невского. Назовите их. Варианты фотографий: Мост Александра Невского Александро-Невская лавра
Мощи Александра Невского Поделиться: |