Авторcтво: Умнякова Нина Львовна методист ГОУ НМЦ, ассистент кафедры оздоровительной физической культуры РГПУ им. А.И. Герцена |
Актуальность темы обусловлена изменениями в стране. Это:
· социально-экономические изменения в стране, сопровождающиеся сокращением производства и снижением заработной платы, что ведет к снижению материального и морального благополучия семей;
· ухудшение экологической обстановки, (загрязнением среды обитания, уровнем солнечной радиации и др.);
· организационные и медицинские факторы (качество медицинской помощи, доступность медико-социальной помощи), что отражается высоким уровнем заболеваемости родителей (особенно матерей), Е.Г. Герман (1997).
Этих изменения являются причинами, которые ведут в разрушении воспитательных функций семьи, в отчуждении родителей от детей, в неподготовленности молодых людей к сознательному выполнению своих обязанностей, в росте числа неполных семей. Это негативно отразилось на уровне жизни большинства российских семей. В особенно тяжелом положении оказались слабо защищенные семьи (молодые, многодетные и неполные), что способствует увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья.
Депривация – ограничение или лишение возможностей удовлетворения, каких либо потребностей организма.
В ракурсе рассматриваемого вопроса необходимо определить термин двигательной депривации - это явление, ограничение или лишение двигательных функций у детей с ДЦП (детский церебральный паралич) различной этиологии, а также с врожденные и приобретенные аномалии конечностей. Вместе с тем, это состояние, обусловленное многими трудностями развития двигательных функций у детей различных нозологических групп, связанных с соматической ослабленностью и вторичными нарушениями, а также с любыми факторами, ограничивающими необходимую для их нормального психического развития двигательную активность.
Двигательная депривация детей проявляется в ограничении двигательных действий, обусловленных первичным дефектом, вторичными и сопутствующими отклонениями.
Анализ состояния здоровья, специфических нарушений физического и психического развития, факторов, влияющих на двигательную сферу детей с ограниченными возможностями здоровья, позволил выделить типичные двигательные расстройства, характерные в разной степени для всех нозологических групп детей Л.В. Шапкова, (2004):
- сниженная двигательная активность, обусловленная тяжестью первичного дефекта и его негативными последствиями;
- нарушение физического развития, диспропорции телосложения, деформации стоп и позвоночника, ослабленный мышечный «корсет», снижение вегетативных функций, обеспечивающих движение;
- нарушение координационных способностей: быстроты реакции, точности, темпа, ритма движений, согласованности микро- и макромоторики, дифференцировки усилий, времени и пространства, устойчивости к вестибулярным раздражениям, ориентировки в пространстве, расслабления;
- сниженный уровень всех жизненно важных физических способностей - силовых, скоростных, выносливости, гибкости и др.;
- нарушение локомоторной деятельности - ходьбы, бега (особенно при нарушении опороспособности), а также лазанья, ползания, прыжков, метания, упражнений с предметами, т.е. движений, составляющих основу жизнедеятельности ребенка.
Вместе с тем ряд исследователейБ.Б. Егоров, И.О. Гарипова (2009) ссылаясь на исследования Н.В. Дубровинской (2008), указывают на основные проблемы сотрудничества семьи и дошкольного образовательного учреждения в области физического воспитания, это:
· амбиции родителей в погоне за престижным образовательным учреждением;
· уход родителей от проблемы воспитания ребенка;
· игнорирование индивидуальных особенностей и здоровья детей;
· неудовлетворение потребности детей в движении;
· слабый медицинский контроль за состоянием здоровья и физическим развитием детей.
Многочисленные исследования показали, что у детей с ограниченными возможностями здоровья не зависимо от специфики первичного дефекта, существуют закономерности нарушенного нервно-психического развития: низкая умственная работоспособность, недостаточность концентрации внимания, памяти, незрелость эмоционально-волевой сферы, эмоциональная неустойчивость, отставание в развитии речи, знаний и представлений об окружающем мире, отсутствие коммуникативного поведения, недостаточная выраженность познавательных интересов. Это негативно сказывается на формировании произвольных движений и физическом развитии у детей, что требует создание специальных условий для профилактики двигательной депривации.
Практика последних лет показывает, что многие семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями, стремятся к тому, чтобы дети посещали дошкольные учреждения.
В дошкольных учреждениях существующие различные формы взаимодействия с родителями, которые, по мнению ряда исследователей, носят формальный и большинстве своем малоэффективный характер.
Сегодня, очевидно, что самая совершенная организация двигательной деятельности детей в дошкольном учреждении не способна полностью решить задачи их физического воспитания без активного участия родителей, что актуализирует данное исследование.
В связи с этим возникает проблема поиска путей эффективного взаимодействия с родителями.
Стратегия взаимодействия с родителями включает организацию родительского клуба на базе ДОУ.
Взаимодействие специалиста по АФК (адаптивной физической культуре) предполагает несколько этапов работы. Экспериментальная работа проводилась на базе дошкольного учреждения компенсирующего вида (с нарушением речи) в три этапа:
1-этап - теоретико-практический, в котором проходили занятия, которые состояли из 2-х частей. Первая часть – теоретическая, в нее входила информация для родителей о психических и физических особенностях детей дошкольного возраста, о вторичных нарушениях, об особенностях формирования движений детей с ограниченными возможностями, о профилактике опорно-двигательного аппарата.
Вторая часть занятия – практическая. Выбор средств был подобран на основе результатов анкетирования.
Подбиралась определенная тема, которая имела сюжетную направленность, так родители превращались в маленьких детей и отправлялись в путешествие. Таким образом, родители знакомились с играми малой и средней подвижности, коррегирующими упражнениями, упражнениями на развитие мелкой моторики, которые можно проводить дома и на улице. Занятия проводились 1 раз в месяц (всего 7 занятий).
2- этап – внедренческий. Этот этап предполагает повышение двигательной активности дома и на улице, за счет накопленных знаний на занятиях. Родителям предлагалось в игровой форме применять упражнения различного характера. А так же фиксация двигательной активности, так выдавались шагомеры на выходные дни.
3- этап - результатирующий; цель этого этапа - определение двигательной деятельности детей в выходные дни (по результатам шагометрии), а так же в процессе занятий физическими упражнениями в ДОУ.
4– констатирующий, состоящий из анализа деятельности специалиста и семьи по профилактике двигательной депривации и выводы, о её эффективности. Предполагается дальнейшая работа по проблеме исследования, так как дети направляются в ДОУ компенсирующего вида на 2 года по результатам медико-педагогической комиссии.
Таким образом, на профилактику двигательной депривации детей старшего дошкольного возраста, на наш взгляд, будет влиять:
· определение наиболее адекватной двигательной деятельности, способствующей естественному удовлетворению потребностей ребенка;
· поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей в организационной и самостоятельной деятельности.
Поделиться: