Авторcтво: Пальгина Екатерина Ивановна,учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 90 Выборгского района Санкт-Петербурга, победитель раонного тура конкурса педагогических достижений в номинации "Педагогические надежды", 2009 |
Е.И.Пальгина
Не так давно российским государством в системе образования был создан так называемый «социальный заказ», формирующий языковую «личность, высоконравственную, творческую, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, укоренённого в духовных и культурных традициях российского народа». Но вот беда: нам, оказывается, не сейчаснужны такие люди, такие люди были необходимы обществу всегда. И этот «социальный заказ» сформировался ещё несколько поколений назад. Однако вопрос, какие образовательные технологии и современные тенденции рекомендуются для достижения этой цели, на мой взгляд, является дискуссионным. Я имею в виду глобальную компьютеризацию сферы образования и активное внедрение информационных технологий в жизнь, подсознание и речь школьников и учителей, в том числе.
В ΧΧI веке речь, устная и письменная, претерпела серьёзные изменения, которые связаны со «свёртыванием» речи, обращением её в реальном общении в смс формат.
СМИ сыплют «пиарами», «траншами», «офшорами», «таймшерами». Мы всё больше привыкаем к вхождению в повседневный язык большого количества слов иноязычного происхождения и агнонимов (языковых единиц, непонятных или малопонятных носителям языка).
Особого внимания требует осмысление природы сквернословия, умышленное извращение слова, уничтожение внутреннего смысла речевой единицы.
Говоря о компьютеризации человеческого общества, хотелось бы отметить следующее. В основе любой компьютерной программы или компьютерного действия лежит алгоритм, то есть определённый, заданный порядок действий, иначе говоря, автоматизм. Школьник, часто общающийся с компьютером, утрачивает способность мыслить самостоятельно, творчески. Он уподобляется программному обеспечению. Сейчас даже литература, книги популярны те, которые написаны по законам компьютерных игр. Вместо талантливых, творческих личностей общество получает огромное количество программистов. Вполне вероятно, что ни Ломоносовых, ни Достоевских, ни Толстых российское общество рискует больше не увидеть, если тенденции компьютеризации будут настолько обширны. И возможно, что лет через 20-30 мы получим людей, по складу ума и функциональным возможностям напоминающих автоматизированную технику.
Кого, как ни нас, современное учительство, больше всего должны волновать эти серьёзные проблемы!
Их разрешение сегодня видится как плод длительного, многоступенчатого формирования языковой личности в период школьного обучения. Поэтому перед нами должны стоять следующие задачи:
1) осознание состояния русского языка;
2) пути преодоления ситуаций "языкового террора";
3) приёмы автоцензуры;
4) выбор современной литературы и составления авторского рекомендательного списка, способствующих взрослению, формированию субъекта;
5) совместная деятельность учителя и учащихся, связанная с популяризацией культурной речи и книги.
Очень важно выработать и как можно скорее создать своеобразный коммуникативный кодекс, способный поставить нравственный заслон, «преклоняя других к своему о всякой данной материи мнению» (М.В. Ломоносов).
Забота о сохранении русского литературного языка и русской культуры – долг каждого гражданина РФ.
И помните, что «неразрешимых проблем с написанием, оформлением русского текста нет. Есть лишь незнание того, как правильно и красиво это сделать» (А. Митин, директор ССРЯ). Мне полностью хочется присоединиться к мнению этой авторитетной фигуры в столь важном вопросе и порекомендовать каждому уважающему себя человеку, особенно учителю, прочитать его «10 заповедей русского интеллигента».
Поделиться: