Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Миссия учителя.
Учитель. Творец человеческих душ и одна из самых массовых профессий. Вряд ли, вспоминая какого-то другого профессионала, мы испытываем такую радугу эмоций. Мы часто в своей жизни употребляем слова, не задумываясь над их точными значениями. Поэтому давайте сейчас договоримся об определениях, чтобы у нас была общая точка отсчета. Учитель. Попробуем рассмотреть это понятие с помощью теории множеств. Помогут нам в этом круги Эйлера (см. рис. 1).
Рисунок 1 – Круги Эйлера Итак, учитель! Первое, что возникает в нашем сознании – это человек, который учит, т. е. преподаватель. Среди нас и сейчас есть такие учителя. Но, есть учителя, которые не только дают знания, но и указывают путь к ним. Их мы называем педагогами. Это определение пришло к нам из Древней Греции, так называли раба, в обязанности которого входило водить ребенка на занятия. А, если педагог еще и тот, с кого берут пример, кто является носителем и транслятором культуры, то он становится Учителем с большой буквы. Миссия (англ. Mission) Слово Миссия не имеет общепризнанного определения. Существует достаточно много толкований этого понятия: генеральная цель, смысл существования, предназначение, роль, философия. Сегодня для меня миссия – это предназначение. Сделаем попытку построить ее модель в трехмерной системе координат с осями: надо, могу, хочу. Итак, по осям (см. рис. 2).
Рисунок 2 – Модель миссии учителя в трехмерной системе координат Надо. Согласно соц. опросу, проведенному Институтом инновационной деятельности в образовании РАО, у большинства слова миссия учителя ассоциируется с передачей знания. А, на вопрос: « Как Вам кажется, сегодня российские учителя в целом оказывают или не оказывают влияние на взгляды школьников?» лишь 27% процентов ответили, что значительное, при этом 86% считают, что должны. Необходимо время, чтобы развернуть вектор общественного мнения в сторону современных приоритетов в области образования, сформулированных в концепции: «Новая школа». Могу.Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия утверждения человека в человеке. Еще Конфуций говорил: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд. Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. На мой взгляд, просто глупо пытаться отменить целый мир, который уже существует. Учитель может, научиться жить с детьми в этом мире, несмотря на то, что каждый из нас — дитя именно своей эпохи. Хочу. Учитель хочет передавать знания по своему предмету ученикам. Основополагающий вопрос здесь - как донести до учащихся тот культурный пласт, который заключен в преподаваемом предмете? Учитель – носитель культуры, защитник культуры. А истинная культура несёт в основе своей добро, знания и красоту. Я не открою секрет, если скажу, что для того, чтобы дети хорошо учились, нужно, чтобы им было интересно учиться. При этом не надо каждый урок придумывать что – то необыкновенное. Секрет интереса в успехах детей, в их ощущении роста, движения, достижения трудного. Вчера не понимал – сегодня понял. Вот где радость! Вчера не умел – сегодня научился. Вот в чем счастье! Выходит, чтобы дети хорошо учились, надо, чтобы они… хорошо учились? Этот парадокс, иногда, называют «парадоксом Сухомлинского». Но никакого парадокса здесь, конечно, нет. Ларчик открывается, хотя и не просто: чтобы дети хорошо учились, надо научить их учиться. Учитель не должен смотреть на ученика так, как мастер смотрит на станок: есть станок – он должен давать определенную продукцию. Есть ученик – он должен «выдавать знания». Но, ведь ученик – не станок! Ученик вечно в развитии, иногда он опережает своего учителя. Хороший учитель гордится самостоятельными успехами ученика, и радуется, когда тот превосходит его.Миссия учителя - увидеть талант ребенка и постараться создать условия для раскрытия этого таланта. Учитель не является ученикам чем – то высшим, и со стороны кажется, что не он их учит, а сам с ними учится. Учитель не открывает истины, он проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам. Учитель совершает восхождение к вершине со своим учеником до определенной точки, потом, ученик уходит в самостоятельную жизнь, а учитель начинает подъем заново с новым учеником. При этом каждое такое восхождение поднимает учителя на новый уровень. В Конфуцианской притче однажды Ученик обратился к Учителю: «Мне нужно решить очень важную проблему, и я хочу спросить, каким способом — вот таким, таким, а может быть, вообще попробовать какой-то другой?» В ответ Учитель взял свой толстый деревянный посох и слегка ударил Ученика по лбу. «За что?!» — вскричал тот. «Глупец, сколько раз тебе повторять: один добытый опыт важнее семи правил мудрости», — изрек Учитель.
Подводя итог, миссию Учителя я бы задала тремя координатами М(m1, m2, m3), где М – миссия Учителя, m1 – могу учиться и учить, m2 – хочу раскрыть талант и развить способности каждого ученика, m3 – надо развернуть вектор общественного мнения в сторону современных приоритетов в области образования.
Поделиться: |