Поиск по сайту

Портфолио как одна из форм оценивания индивидуальных достижений учащихся


Авторcтво: Макаренко А. П.



Зам. директора по ВР ГОУ гимназии № 11
Василеостровского района г. Санкт-Петербурга
Победитель I тура «Ярмарки педагогических проектов и идей»


«Портфолио» как понятие, относящееся к образованию, стало достоянием школьной жизни совсем недавно. Строгое словарное значение термина портфолио связано с тремя его трактовками:

во-первых, так называют папку или портфель для хранения разрозненных бумаг, документов, рисунков;

во-вторых, это слово употребляют для обозначения сферы полномочий и обязанностей высокопоставленного должностного лица;

в-третьих, это перечень поручительств и рекомендаций относительно конкретного человека в подтверждение присущих ему достоинств.

Последнее из названных словарных значений портфолио стало широко применяться в российских школах в связи с введением профильного обучения.

Основное назначение портфолио в период предпрофильной подготовки — это накопление документальных подтверждений того, что ученик может обоснованно претендовать на занятие места в классе с определенным профилем обучения. Эти документальные подтверждения будут относиться к его успехам в обучении и вне учебным интересам, которые прямо или косвенно связаны с выбранной сферой обучения или будущей профессиональной деятельностью. Портфолио в системе профильного обучения служит для накопления документальных свидетельств успешности школьника по выбранному профилю, обеспечивая ему рейтинговое место в группе одноклассников либо соискателей конкурсного места в высшее учебное заведение. Таким образом, назначением портфолио является своеобразная инвентаризация частных результатов ученика, которые складываются в общую картину его учебной состоятельности по выбранному профилю обучения.

Функции портфолио состоят в том, чтобы:

  • отслеживать ход процесса учения и, на основе учета текущих достижений, коррек­тировать этот процесс применительно к каждому учащемуся;

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, подсказывать пути повышения уровня образованности;

  • формировать и организационно упорядочивать учебные умения и навыки: ставить цели, составлять и претворять в жизнь личный план академических достижений;

  • обеспечивать адекватность самооценки школьников в их притязаниях на занятие конкурсных учебных мест;

  • составлять общую рейтинговую оценку учащихся при распределении их по профилям обучения;

  • оценивать эффективность алгоритмизированных средств обучения, представленных документально в виде результатов экзаменов, уровня информированности по отдельным вопросам, конкретных умений (например, анализа текста);

  • получать регулярный отчет о значимых образовательных результатах выпускников школ и их динамике по годам;

  • обеспечивать комплексность в сертификации выпускников школ;

  • поддерживать линию практической ориентации школьного образования.

Портфолио внешних достижений составляют первую группу. В качестве разновидностей портфолио внешних достижений называют портфолио документов, портфолио творческих работ и рейтинговое портфолио.

Портфолио личностного развития составляют вторую группу. Личностное портфолио представляет собой набор или комплект социально значимых качеств, свойств и характеристик, изменения которых исследуются в динамике учебно-профессионального развития и становления индивидуальности юношей и девушек старшего школьного возраста.

Назначением портфолио в этом случае является познание личностных особенностей с целью их усовершенствования в определенном направлении. Портфолио развития — это фиксация шагов на пути реализации выбранных ориентиров личностного роста. Это получение частных результатов, которые складываются в целостное свидетельство дееспособности человека, правомерности притязании на признание его в новом возрастном и социальном статусе. В конечном счете, портфолио личностного развития служит цели подтверждения значимости человека и его неповторимого пути к достижению индивидуальных вершин.

Отличие личностного портфолио от портфолио внешних достижений состоит в том, что предметом систематизации становятся не свидетельства успехов в учебе (оценки, дипломы за участие в предметных олимпиадах) и внеклассной деятельности (грамоты за участие в конкурсах, ксерокопии и фотографии продуктов творческого труда), а материализованные результаты динамики развития собственной личности в различных ее проявлениях (характер, способности, общение и др.). Это не сбор разрозненных фактов. Это изучение старшеклассником особенностей своей личности в системе ее социальных отношений и спланированная работа по их усовершенствованию для достижения новых качеств субъекта.


Дневник достижений ученика начальной школы как средство создания ситуации успеха.

Успех крайне важен для положительной самооценки ребенка.

Помогите своим ученикам выработать привычку фиксировать успехи в своей жизни. Детям легче настроиться на успех и обрести адекватную самооценку, когда они видят свой прогресс и отмечают свои новые достижения, не забывая прежние.

На каждого ребенка можно завести «Дневник» его достижений и регулярно заполнять его вместе с ним, а иногда и с его родителями. Он поможет детям лучше узнать себя, особенно свои сильные стороны. При этом нет необходимости записывать только самые громкие достижения. Любой, даже самый небольшой, успех имеет значение.

Цель: Фиксация своих достижений в жизни; формирование позитивного отношения к учёбе; помощь в анализе ребенком своего характера, способностей, самопознании и самооценке.

«Дневник достижений» является прообразом «Портфолио достижений», которое заполняется в более старших классах. Содержание его разделов также максимально приближено к «Портфолио» девятиклассника, но адаптировано для 1х-4х классов. Начиная с младшего звена обучения, желательно его регулярное ведение и переход с ребенком из класса в класс. В таком случае к девятому классу любой ученик сможет «накопить» свои достижения и успехи школьной и внешкольной жизни.

Содержание «Дневника достижений»

1. Титульный лист (обложка).

2. Содержание:

I раздел «Мой портрет» (информация о владельце);

II раздел «Портфолио документов» (официальные документы);

III раздел «Портфолио работ» (творческие работы, направления активности);

IV раздел «Копилка» (памятки, инструкции, полезная информация).


Портфолио ученика средней ступени обучения.

Назначение Портфолио:

Поддержка самостоятельности

Оценка достижений

Работа над собой

Технология самоконтроля

Фиксирование результатов

Образование в течение жизни

Линия развития

Импульс активности

Объективный взгляд на себя


Что может дать Портфолио ученику после окончания 9-го класса?

  • более точно оценить свои успехи
  • более чётко спланировать своё дальнейшее обучение
  • более грамотно показать свои достижения


Когда ученик сможет использовать портфолио?

  • при выборе профиля обучения в старших классах общеобразовательной школы;

  • при поступлении в вуз как дополнительный материал при собеседовании;

  • при устройстве на работу как свидетельство практического опыта, социальных практик.


Зачем нужно использовать свой портфолио?

  • для фиксирования собственной успеваемости, например в виде ведомости по каждому предмету (по своему усмотрению);

  • для фиксирования своих достижений и успехов, например по итогам конкурсов, викторин, олимпиад и т.д.;

  • для определения учебных целей и планирования своего образования;

  • для улучшения результатов проделанной работы;

  • чтобы реально оценивать свои навыки и умения;

  • чтобы быть в состоянии проанализировать свои достижения;

  • чтобы правильно определиться с выбором предметов и профиля дальнейшего обучения;

  • чтобы адекватно строить свои планы на будущее, в том числе при выборе вуза или другого образовательного учреждения, места работы.

Когда и как еще портфолио может помочь ученику?

При переходе в новую школу, учебную группу, к новому преподавателю:

  • представить себя новым людям и помочь им быстрее понять тебя с помощью материалов, собранных в портфолио.

При собеседовании и презентации, например при поступлении в вуз:

  • структурировать свое выступление;

  • правильно изложить свою мысль;

  • подтвердить сказанное примерами из представленных материалов.

Можно предложить «комплексные» модели портфолио (включающие в себя описанные типы в качестве своих разделов), либо «простые» (реализующие один из названных типов). Например:

а) портфолио, состоящий из трех разделов (наиболее объемный и
комплексный): «раздел документов» + «раздел работ» + «раздел отзывов»;

б) портфолио, состоящий из двух разделов: «раздел документов» + «раздел работ» либо «раздел документов» + «раздел отзывов» либо «раздел работ» + «раздел отзывов»;

с) портфолио «простые» (три варианта, то есть либо в чистом виде «Портфолио документов», либо «Портфолио работ», либо «Портфолио отзывов»).

Портфолио успешной личности.

Мы растим личность — гуманную, толерантную, деятельностную, способную достичь успеха. Почему это важно?

В современном мире роль лидера, личности с позицией гражданской ответственности и самостоятельности, терпимости и уважения к людям приобретает особую актуальность. Именно в школе необходимо заложить основы саморазвития и создать у старшеклассника устойчивую доминанту на самосовершенствование, осознанное и целенаправленное развитие в себе личностных качеств. Ведь в самостоятельной жизни очень важно, чтобы выпускники школы не были пассивными и беспомощными, равнодушными и безжалостными, некомпетентными специалистами и самоуверенными карьеристами.

Помочь школьнику обрести уверенность в своих силах на пути к достижению успеха — это задача каждого учителя, независимо от того, какой предмет он преподает. Профессиональный долг классного руководителя состоит в том, чтобы стимулировать внутреннюю активность ученика, его потребность в самосовершенствовании, развивать здоровое честолюбие и осознанное стремление к успеху.


Создание «Портфолио успешной личности» направлено на содействие личностному росту старшеклассников.

Это содействие проявляется в:

  • обучении эффективным приемам достижения успеха в жизненных ситуациях;

  • раскрытии внутреннего потенциала старших школьников;

  • развитии лидерских качеств и организаторских способностей;

  • формировании жизненных навыков, необходимых выпускнику в будущей карьере;

  • поддержании учебных целей и стремления старшеклассника к самосовершенствованию, его желания и умения постоянно учиться новому.

Цель портфолио: помочь старшекласснику в самореализации как личности, ориентированной на успех, готовой найти свое место во взрослом сообществе, способной принимав осознанные решения в ситуации выбора, умеющей ставить цели и достигать их, обладаю щей социально необходимыми качествами.


Задачи портфолио состоят в том, чтобы после его заполнения старшеклассники могли

  • эффективно управлять саморазвитием, осуществлять самоанализ, самоконтроль, самооценивание, ставить цель и добиваться ее реализации;

  • конструктивно решать проблемы, управлять конфликтами, стрессами, эмоциями, временем;

  • плодотворно сотрудничать в команде и развивать навыки общения;

  • успешно развивать учебные навыки;

  • легко совершенствовать жизненно необходимые прикладные умения.

  • самостоятельно принимать решения и делать осознанный выбор.

Структура портфолио включает в себя пять взаимосвязанных разделов, удерживающих целостность целенаправленного саморазвития учащихся в достижении жизненного успеха. Каждый из разделов отражает отдельный этап работы, для которого специально формулируются цели и выбираются средства их достижения.


Содержание работы по разделам представляет собой систему практических заданий, раскрывающих внутренние возможности старшеклассника и развивающих личностные качества успешного человека. Программа рассчитана на учащихся 10-11 классов и обеспечивает реализацию индивидуально-личностного подхода в их воспитании.


Поделиться: