Поиск по сайту

Организация проектной деятельности старшеклассников как праксеологическая составляющая их готовности к продолжению учебы в ВУЗе.


Авторcтво: Маслов Е.И.


Маслов Евгений Иванович,

Кировский физико-математический лицей; г.Киров


Помогая выпускникам школы наиболее полноценно включиться в самостоятельную жизнь, педагог решает множество задач. К числу наиболее существенных следует отнести противоречие между развитием человеческой индивидуальности, ограниченной биологическим возрастом, и современным уровнем человеческих представлений о мире. Это выражается в создании информационного общества, где знания начинают занимать наиболее значимый статус, чем, например, материальный или энергетический.

Здесь имеется в виду не столько техническая, гуманитарная или какая иная подготовка, сколько формирование культуры пользователей, уровень развития общих умений работы с информацией, позволяющих находить верные решения в ситуациях работы с большим объемом информации. Подобное достаточно распространено в образовательной практике ВУЗов любой направленности. В последующем у выпускников школ складывается образ жизни современного человека, который постоянно сталкивается с новой информацией и нередко в достаточно солидном количестве (обучение в автошколе, получение второго высшего образования, изучение иностранных языков, переквалификация, помощь в учебе собственным детям и т.п.).

Вариант выхода из создавшейся ситуации – это использование в педагогической практике особых приемов организации учебной деятельности и принципов её усовершенствования. «Праксеология объединяет в единую систему все, что накоплено человечеством в области организации работы, но при этом синтезирует только то, что имеет всеобщий характер, применимо к любой деятельности»i. Руководствоваться этим концептуальным положением, выдвинутым более 30 лет тому назад, педагоги могут и сейчас. Так, вступая на путь решения своих четко дифференцированных предметных педагогических задач, они придут к тому, что у их общих учащихся сложится единая система работы с информацией. Но для этого у самих педагогов должна существовать эта система. В данной статье авторы предлагают некий комплекс приемов проектной деятельности, который могут использовать педагоги различных специальностей.

Как указывает известный исследователь школьных технологий Г.К. Селевкоii, метод проектов – система действий, позволяющая «учебный материал сделать индивидуальным для ребёнка, позволяет проявить ему самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности».

В архитектуре, строительстве, менеджменте, политике, художественном творчестве проектирование является достаточно изученным феноменом. Так, в области гуманитарных дисциплин проектирование – это система действий по совершенствованию практики. В области инженерных наук проектирование понимается как деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (Дж. Д. Джонсiii), а также как разработка и создание проекта-эскиза будущего изделия.

Но в любом случае проектная деятельность – это всегда стремление изменить несовершенную действительность (настоящее) и тем самым приблизить более совершенное, с точки зрения авторов проекта, будущее.

Несмотря на различные толкования проектной деятельности, все исследователи отмечают её творческий преобразующий характер. Включаясь в проект, человек любого возраста получает возможность, по-другому взглядывая на мир, проявить поисковую активность и ощутить неподдельный интерес к действительности. У него начинают развиваться творческое (продуктивное) воображение и критическое мышление. Кроме того, участникам проекта требуются воля и упорство, самостоятельность и ответственность, самодисциплина, наличие коммуникативной культуры, способность к рефлексии. Без этого затруднительно последовательно пройти шаги, которые предусматривает логика проектирования.

Кроме этого проектную деятельность следует рассматривать в качестве междисциплинарного комплексного способа приобретения знаний. Поэтому на наш взгляд это наиболее оптимальное и эффективное средство для решения поставленной в нашем исследовании задачи в условиях школьной образовательной практики. Это объясняется тем, что сама эта технология имеет скрытый большой педагогический потенциал.

Исследователи (Колесникова И.А., Газман О.С., Генисаретский О.И. и другие) обращают внимание на «многослойность» результата любой проектной деятельности. Включенность в проектную деятельность человека любого возраста меняет его позицию, превращая её в субъектную форму участия в преобразовании окружающего мира и социальном самоуправлении.

Проектная деятельность преобразует практически все конструкты личности. Она становится средством развития и саморазвития как специфических проектных способностей, так и личности в целом, выступая источником обучения, воспитания, творческого взаимодействия детей и взрослых.

В нашем исследовании остановимся только на праксеологическом эффекте этого вида учебной деятельности. Для его определения нами была проведена работа по классификации и характеристике приемов проектной технологии. Мы обратились к личному опыту работы в школе. Для примера опишем педагогические возможности использования эссе как приема проектной деятельности учащихся на уроках биологии в 11 классе по теме «Генетика человека».

В качестве теоретической базы выберем концепцию Колесниковой И.А.iv по конструированию учебного проекта. Ею были определены следующие этапы создания проекта: мотивационный, информационный, операциональный, презентационный и оценочный. Также она провела работу по определению набора действий учителя и учащихся в процессе создания проекта.

На этапе мотивации проектной деятельности учителем предлагается набор проблемных вопросов по теме «Генетика человека», один из которых должен быть взят учащимися в качестве темы собственного эссе. Обязательным при этом является то, что все проблемы являются актуальными либо в социальном, либо в учебном, либо в личностном аспектах. Например, нами предлагались такие вопросы:

  • Одаренность – результат наследственности или труда?

  • Дети – это счастье семьи?

  • Воспитание внутри утробы матери – это возможно?

  • Великие люди: гении или уроды?

Далее учащиеся переходят к самостоятельной работе по разработке концепции проекта. Здесь ими проводится анализ уже изученной информации на уроках биологии, определение потенциала этих знаний для реализации проекта. После этого ставятся задачи по их расширению, чтобы успешно решить выбранную проблему. На этом этапе начинается процесс субъективизации знаний. После сбора информации учащиеся проводят анализ и выстраивают выводы по реализованности проекта.

Важным является наложение собственного мнения о «продукте». Этот личностный аспект решения проблемного вопроса в теме «Генетика человека» очень удачно дополняется уровнем и объемом информации, поступающей через средства массовой информации, через общение в микросоциуме. Так рождается «личностное знание»v.

На последнем этапе происходит оформление информационного проекта – эссе – с обязательным выполнением тех требований, которые выдвигает педагог в самом начале к его написанию (наличие списка использованной литературы, плана, верные ссылки на источник и пр.). Так происходит презентация проекта, представляется результат работы. Лучшие работы педагог предлагает учащимся довести до сведения общественности, т.е. делает их частью социокультурной среды коллектива.

Так в ходе написания эссе у учащихся кроме умений систематизировать и обобщать полученные данные развиваются умения выдвигать гипотезы, ставить эксперименты с природными объектами, анализировать информацию, полученную из разных источников, исследовать природные объекты. Всё это можно отнести как раз к тем необходимым праксеологическим умениям, о которых говорилось в начале статьи.

Кроме вышеописанного приема проектной деятельности с этой целью, можно использовать другие комплексы приемов

  • графические,

  • письменные,

  • компьютерные,

  • игровые организаторы.

Здесь в основу классификации этих приемов положено ведущее средство и способ учебной деятельности. Опишем их последовательно.

  1. Письменные организаторы используются в старших классах на этапе завершения изучения темы. Эта группа приемов обеспечивает готовность старшеклассников к дальнейшей учебе в ВУЗе. Она сочетает в себе те способы работы, которые активно используются педагогами высшей школы.

Основными приемами письменной организации проектной деятельности считают:

    • Эссе. Используя этот прием, педагог подразумевает выполнение самостоятельной творческой работы, представляющей собой развернутое и аргументированное изложение точки зрения автора по проблеме. Эта проблема имеет нестандартность в формулировке, является значимой для учащихся. Позволяет суммировать результаты небольшого теоретического или теоретико-эмпирического исследования заданной темы.

    • Реферат – деятельность особого рода по краткому изложению в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по определенной теме. Проводится обзор проблемы, точек зрения специалистов и сопоставление их с собственной оценкой.

    • Историография – проект в области истории определенной темы с генезисом идей у различных авторов и в различных исторических эпохах. Предполагается сопоставление совокупности работ, обладающих внутренним единством в идеологическом или национальном отношении.

    • Кейс-технология используется в случае, когда субъекты образования участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Кейсы составляются в письменном виде и на опыте реальных людей. В отечественной практике к наиболее раннему опыту подобного рода приемов можно отнести кейс с запоминающимся названием, разработанный преподавателем Черномордиком, «Как была проделана кооперативная доплата при реализации урожая льна в 1926 г. в селе Глубоком Краснинского уезда Смоленской губернии и какие результаты она дала»vi.

  1. Графические организаторы. Здесь находятся те приемы работы, которые позволяют визуализировать учебный материал. Это удачно используется при работе с большим объемом информации в условиях лимита времени. Графические организаторы позволяют увидеть тему в целом, не вдаваясь в частности. Использование этой группы приемов проектной деятельности на практике создает условия для классификации новой информации, полученной при изучении темы, и сравнения её с прежними знаниями.

    • Портфолио учебной темы. Здесь происходит определение целей и задач изучения темы, намечается логика развития темы, вводятся основные термины, конструируются основные элементы знания.

    • Кластеры – выделение смысловых единиц учебного текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде «грозди винограда»;

    • Инсерт – работа с текстовой информацией с помощью условных символов и знаков;

    • Концептуальная таблица – сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит;

    • Фиш-бон – составление «рыбьего скелета», где «голова» – это основной вопрос темы, а «ребра» - отдельные суждения, термины.

  1. Компьютерный организатор – достаточно новый способ проектирования.Удачно позволяет преобразовывать информацию в различном виде, и, что важно для подростков, визуализировать знания. Используется при углублении, интеграции и преобразовании знаний учащихся.

    • Образовательный веб-квест – создание сайта в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Различают два типа для кратковременной (рассчитаны на одно - три занятия) и длительной работы (на четверть или учебный год). Например, сайт «Земля - врач», целью которого является обобщение информации о растениях различных регионов, создание каталога растений, которые оказывают помощь при различных болезнях.

    • Мультимедийная презентация – это процесс создания графических, текстовых, художественных образов с помощью различных информационно-компьютерных технологий.

  1. Игровые организаторыviiиспользуют в младшем и среднем звене школы на любом этапе изучения учебной темы. Эта группа приемов проектной деятельности обладает большим потенциалом развития праксеологических умений. Обусловлено это тем, что без участия другого индивида никакое собственное развитие не происходит. Творя свой мир, своё особое пространство, проигрывая в нем свою роль, личность формирует свой жизненный ценностно-значимый опыт. Принимая игровую деятельность в целом, критически оценивая информацию и собственные действия, личность проводит ревизию прежних умений и создает новые, боле значимые и тут же проверяет их эффект.

К основным игровым организаторам можно отнести:

    • Дебаты – построение блока доказательств утверждения/отрицания, который будет реализован командой по определенному плану.

    • Синквейн – создание стихотворения, состоящее из пяти строк. Каждый участник игры пишет свой стих, а после этого они объединяют свои усилия.

    • Путешествие (гео-кешинг) – игра по совместному передвижению по определенной траектории и нахождение каких-либо ответов на поставленные вопросы.

    • Сказки – предложение вымышленного текста, в котором тайно скрыты различные вопросы по изученной теме.

    • Интеллектуальные бои – игра, в которой все участники выполняют определенные «роли»: докладчика, рецензента и оппонента. Ответы даются по заранее известным проблемным вопросам в конце темы.

Подводя итоги сказанному, отметим, что педагогам при работе с выпускниками школы важно учитывать задачу обеспечения готовности продолжения учебы и уделять внимание формированию эффективных приемов обработки большого объёма информации в условиях минимального количества времени. Проектная деятельность – это один из наиболее оптимальных способов такой подготовки старшеклассников к продолжению учебы в ВУЗе.


i Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. – М.: Экономика, 1975, - с.17.

ii Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

iii Джонс Дж. К. Методы проектирования. – М., 1986.

iv Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. – М.:, 2005. - с.27.

v Полани М. Личностное знание. – М., Прогресс, 1985.

vi Завгородняя А., Ямпольская Д. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых // Новые знания, 2001, №2 – с. 25-31.

vii Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроках. – М., Просвещение, 2004.


Поделиться: